Что такое дислексия?
методическая разработка по логопедии

Дислексией называют состояния, основное проявление которых — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_disleksiya.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Городского округа Подольск                                                                                       Комитет по образованию                                                                                                           Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                                                                Центр развития ребёнка – детский сад № 15 «Медвежонок»

Консультация для воспитателей

Тема: Что такое дислексия?

Подготовила:

Учитель-логопед

Пылёва Е.В.

В современной литературе для обозначения нарушений чтения используются термины: «алексия» — для обозначения полного отсутствия чтения и «дислексия», «дислексия развития», «эволюционная дислексия» — для обозначения частичного расстройства процесса овладения чтением в отличие от тех случаев, когда акт чтения распадается (афазия).

ДИСЛЕКСИЯ 

Дислексия  — частичное, специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций, участвующих в акте чтения.

Клинико-психологический подход:

Дислексией называют состояния, основное проявление которых — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения.

В западном мире дислексию называют «врождённой безграмотность». Знаменитые дислексики: Томас Эдисон – изобретатель лампочки и граммофона, Нельсон Рокфеллер – банкир и политик, Сказочник Г – Х Андерсен, гений физики Альберт Эйнштейн, Пётр I – царь всея Руси из династии Романовых, Агата Кристи – английская писательница, Владимир Маяковский – русский советский поэт.

 «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».                                                 В. Сухомлинский

Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе его процесса, как пишет Б. Г. Ананьев, лежат "сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем" (Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом.- Известия АПН РСФСР, вып. 70, с. 106.).

Т. Г. Егоров выделяет следующие ступени формирования
навыка чтения:

  1. Овладение звуко - буквенными обозначениями:

характеризуется формирования зрительного

узнавания букв слова и прочтением слога

после слияния букв.

  1. Послоговое чтение:

слог читается легко, но есть трудности слияния слогов в слова.

  1. Становление синтетических приемов чтения:

Слова знакомые, простые по структуре, читаются целостно, трудные - по слогам. Ребенок синтезирует слова в предложения и в пределах предложения появляется смысловая догадка.

  1. Синтетическое чтение:

Целостное чтение словами и группами слов. Главная задача - осмысление прочитанного.

Р. И. Лалаева считает, что навык чтения зависит от сформированности у ребенка:

  • фонематического восприятия (дифференциация фонем);
  • фонематического анализа;
  • зрительного анализа и синтеза (дифференциация букв);
  • пространственных представлений;
  • зрительного мнезиса (запоминание букв).

Процесс чтения включает в себя следующие операции:

  • восприятие графического образа слова;
  • перевод графической формы в звуковую;
  • понимание прочитанного.

Сложность процесса чтения заключается в следующем:

  • несоответствие звуков и букв в русском языке;
  • сложность и разные способы обозначения мягкости согласных звуков;
  • наличие йотированных гласных;
  • наличие слабых позиций звуков.

Среди причин нарушений чтения многие авторы выделяют:

  • проблемы с памятью;
  • зрительным восприятием;
  • пространственными представлениями;
  • состоянием психики, мелкой моторики и пр.

Причины дислексии

Наследственный характер:

М. Лами, К. Лонай, М. Суле, Б. Хальгрен) отмечают наследственную предрасположенность при нарушениях чтения (нарушение латерализации, задержка развития речи).

Большинство авторов отмечает наличие патологических факторов, воздействующих в пренатальный, натальный и постнатальный период.

Огранического характера:

повреждение зон головного мозга, принимающих участие в процессе чтения (афазия, дизартрия, алалия).

Функционального характера:

внутренние факторы:

(длительные соматические заболевания);

внешние факторы: (двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребёнка со стороны взрослых), которые  задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе чтения.

 

Речевая симптоматика дислексии:

  • Замена и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), а также замены графически сходных букв (Х-Ж, П-Н, З-В и др.).
  • Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно, "бухштабируются« (р, а, м, а).
  • Искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов.
  • Нарушение понимания прочитанного, которые проявляются на уровне понимания отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройства технической стороны.
  • Аграмматизмы при чтении. Они проявляются на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласования существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др.
  • Часто наблюдается в анамнезе нарушения звукопроизношения.
  • Бедность лексического запаса, неточность употребления слов. В легких случаях это обнаруживается только на стадии овладения навыком чтения.

Механизмы дислексии рассматриваются в двух аспектах:

В психологическом аспекте дислексия понимается как нарушение, вызванное несформированностью психических функций, осуществляющих процесс чтения в норме.

В психолингвистическом аспекте дислексия рассматривается как нарушение различных операций процесса чтения.

В психологическом аспекте выделяют следующие механизмы:

  1. Недоразвитие, нарушение зрительного гнозиса (узнавания):
  •   нарушение зрительного восприятия
  •   нарушение зрительного представления
  •   нарушения зрительного анализа и синтеза
  1. Нарушение пространственных ориентировок (оптико-пространственная недостаточность) проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы. Выявляется и задержка правой и левой частей тела, поздняя латерализация или ее нарушение (левшество, смешанная доминанта).
  2. Нарушение мнестических процессов.

Может нарушаться память различных модальностей (зрительная, слуховая, тактильная).

  1. Недоразвитие слухового восприятия, слуховых представлений, слухового анализа и синтеза (различение, узнавание дифференциация неречевых звуков).

Недоразвитие фонематического слуха (фонематическое восприятия, фонематическое представление, фонематические анализ и синтез).

  1. Нарушение устной речи (связано с фонематическим слухом)
    ·   недоразвитие звукопроизношения
    ·   недоразвитие грамматического строя
    ·   недоразвитие лексического словаря
    ·   недоразвитие фонематических понятий
  2. Нарушение или недоразвитие  слухо - моторных координаций (проявляется при чтении - артикуляция не успевает за движениями глаз).
  3. Недоразвитие зрительно- моторных координаций.
  4. Недоразвитие тактильного восприятия.
  5. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы.
  6. Неоткрытые механизмы.

В психолингвистическом аспекте выделяют следующие механизмы дислексии:

  •   Несформированность сенсомрторных операций (зрительно-пространственный анализ букв и их сочетаний в слове)
  •   Несформированность языковых операций, операций со звуками, словами и предложениями в тексте (фонематический, морфологический, синтаксический уровень)
  •   Нарушение семантических операций (соотнесение со смыслом).

Дислексия проявляется в замедлении процесса овладения чтением, в замедленном темпе чтения (брадилексии), в нарушении движения глаз по строке в процессе чтения, в стойких и повторяющихся ошибках при чтении.

КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСЛЕКСИЙ

В основе ее лежат различные критерии: проявления, степень выраженности нарушений чтения (Р. Беккер), нарушения деятельности анализаторов, участвующих в акте чтения (О. А. Токарева), нарушение тех или иных психических функций (М. Е. Хватцев, Р. Е. Левина и др.), учет операций процесса чтения (Р. И. Лалаева).

ВИДЫ ДИСЛЕКСИЙ

По степени проявления Б. Беккер выделила 5 групп: 

  • врожденная словесная слепота,
  • дислексия,
  • брадилексия,
  • легастения,
  • врожденная слабость чтения.

О. А. Токарева классифицирует по первично нарушенному анализатору (слуховому, зрительнму или двигательному):  

  • акустическую – недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа, с трудом сливают звуки в слоги, слова; смешивают звуки; 
  • оптическую – неустойчивость зрительного восприятия и представлений; 
  • моторную – затруднения в движении глаз при чтении (плохая взаимосвязь зрительного, слухового, двигательного анализаторов), следовательно, сужение зрительного поля, потери строки или слов, нарушение речедвигательного воспроизведения.

М.Е. Хватцев разделил дислексии по нарушенным механизмам:

  • фонематическая – плохо развит фонематический слух, плохо различают сходные фонемы, буква для них не является графемой (обобщенным графическим знаком);
  • оптическая – буквы не осознаются как обобщенные знаки определенных фонем, зрительное восприятие нарушено и вне речи;
  • оптико-пространственная;
  • семантическая;
  • мнестическая.

В классификации Хватцева не учитываются все операции процесса чтения. Его виды дислексии не охватывают все случаи нарушений чтения. 

Виды дислексии по Р.И. Лалаевой построена на основании учета нарушенных операций процесса чтения:

  • фонематическую;
  • семантическую;
  • Аграмматическую;
  • Мнестическую;
  • Оптическую;
  • тактильную (у слепых).

Фонематическая дислексия

     Связана с недоразвитие функций фонематической системы, т. е. системы фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков.

Формы фонематической дислексии

недоразвитием                                                            недоразвитием функции                            фонематического восприятия                                    фонематического анализа

(дифференциации фонем)

 

трудности усвоения букв,                                                                   

замены звуков,

сходных акустически и артикуляторно 

(б — п, д — т, с — ш, ж — ш

и т.д.)

 

побуквенное чтение,

искажения звуко-слоговой структуры слова:

- пропуски согласных при стечении 

(марка — «мара»);

- вставки гласных между согласными при их стечении (пасла — «пасала»);

- перестановки звуков (утка — «тука»);

- пропуски и вставки звуков при отсутствии стечения согласных в слове;

- пропуски, перестановки слогов (лопата — «лата», «лотапа»).

 

Семантическая дислексия (механическое чтение)                                                    

Проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении, т. е. слово, предложение, текст не искажаются в процессе чтения.

Нарушение понимания прочитанного слова обусловлено недоразвитием звукослогового синтеза.

 

Факторы семантической дислексии

трудности

звуко-слогового синтеза

и нечеткость 

недифференцированность                                                     представлений о синтаксических

связях внутри предложения                                             (когда слова в процессе чтения                                             

воспринимаются изолированно,

вне связи с другими словами

предложения)

Аграмматическая дислексия

Обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических, и синтаксических обобщений.

При аграмматической дислексии наблюдаются:

  • изменение падежных окончаний и числа существительных («из-под листьях», «у товарищах», «кошка» — «кошки»);
  • неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («сказка интересное», «детей веселую»);
  • изменение числа местоимения («все» — «весь»);
  • неправильное употребление родовых окончаний местоимений («такая город», «ракета наш»);
  • изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени («это был страна», «ветер промчалась»),
  • формы времени и вида («влетел» — «влетал», «видит» — «видел»).

Мнестическая дислексия

Проявляется в трудности усвоения букв,

их недифференцированных заменах, что обусловлено нарушением процессов установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти. Ребёнок не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку. 

Нарушение ассоциации между зрительным образом буквы и слухо-произносительным образом звука особенно ярко проявляется на этапе овладения звуко-буквенными обозначениями.

Оптическая дислексия

Проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв и их взаимных заменах.

Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами (Л — Д, 3 — В), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве

(Т — Г, Ь — Р, Н — П — И).

Оптическая дислексия связана

  • с нерасчленённостью зрительного восприятия форм,
  • с недифференцированностью представлений о сходных формах,
  • с недоразвитием оптико-пространственного восприятия и оптико-пространственных представлений,
  • с нарушением зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза.

Тактильная дислексия наблюдается у слепых детей

В основе её лежат трудности дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля. В процессе чтения наблюдаются смешения тактильно сходных букв, состоящих из одинакового количества точек, точек, расположенных зеркально (в — и, ж — х), расположенных выше или ниже или отличающихся одной точкой (а — б, б — л, л — к).

 

Чтение, являясь речевым процессом, относится к познавательно-мыслительной деятельности человека. В отличие от устной речи, развивающейся в онтогенезе, чтение относятся к самым «новым» в фило- и онтогенезе высшим рефлекторным функциям, которые осваиваются

в процессе специального обучения.

Основное  значение здесь имеют теменно-височно-затылочная область левого полушария (зрительно-речевая). Изучая мозг в горизонтальном срезе, исследователи выделяют два полушария (левое и правое) и мозолистое тело, которое соединяет их и обеспечивает обмен информацией между ними.

Левое полушарие принято считать речевым, анализирующим, тогда как правое – абстрактное, синтетическое. В организме оба полушария функционируют как единое целое и имеют комплементарные отношения, то есть дополняют друг друга. При овладении чтением на начальном этапе правое полушарие обеспечивает анализ перцептивных свойств текста, создание эталонов, кодов зрительной информации. Дальнейшее совершенствование техники чтения связано преимущественно с левым полушарием, осуществляющим зрительно-пространственный анализ информации и её семантическую обработку.

Благодаря многочисленным опытным наблюдениям было установлено, что заболевания типа алексии или аграфии обусловлены недоразвитием левых областей мозга дети – дислексики ориентируются в основном на перцептивные свойства текста, анализируя текст побуквенно, используют в основном правополушарные способы деятельности. Вместе с тем именно специализация левого полушария по мере совершенствования техники чтения обеспечивает семантическую обработку информации. Понимание письменной речи (или чтение) обеспечивается высшими психическими функциями мозга при взаимодополняющей специализации полушарий с преобладанием левого полушария.

Нарушения чтения

§  НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

§  РОБОСТЬ

§  ТРЕВОЖНАЯ МНИТЕЛЬНОСТЬ

 

§  ОЗЛОБЛЕННОСТЬ

§  АГРЕССИВНОСТЬ

§  СКЛОННОСТЬ К НЕГАТИВНЫМ РЕАКЦИЯМ

 

Во «Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» говорится: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежды. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве...». На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения педагоги детского сада и родители воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...