Самоценность периода детства в авторской концепции Я. Корчака».
статья (подготовительная группа)

Никулина Олеся Сергеевна

По Корчаку , мир ребенка-  особый мир, со своей душевной атмосферой и своим ритмом – «бесконечно повторяемая сказка». Не случайно дети любят – на  это  не раз обращал внимание польский писатель – слушать одну и ту же сказку , в ее кажущемся , в ритме повторов и возратов, словно  убаюкивающих, всегда  заключена уверенность в стабильности мира, необходимая  вера  в незыблемость бытия. Именно в детстве – пик человеческой активности : в  стремлении  любить  творить добро; в поиске собственного места, дороги к нему,  по сути  своей  всегда добродетельной. « Когда  я первый раз  был  маленьким , я  любил ходить  по улицам с закрытыми  глазами»,- говорит  главный  герой  повести Корчака « Когда я снова буду маленьким», ибо в подобном  состоянии  он сильный , уверенный в себе  и ничего не  боится , а  кроме  того , так лучше мечтается ( раскованность мироощущения – вот основной критерий  детской души, показатель ее духовного богатства и свободного,  творческого самовыражения).

Один  из основных  тезисов  Я. Корчака: Детский возраст – важные годы в  жизни  человека ,  сформулированные в 1929г. Аргументация Я. Корчака звучит  следующим  образом :

« Есть  как бы  две жизни : одна  важная  и почетная , а другая – снисходительно  нами допускаемая, менее ценная . Мы  говорим : будущий человек, будущий работник, будущий гражданин. Что они  еще  только будут , что потом  начнут  по – настоящему, что всерьез это  лишь в будущем.  А пока милостиво позволяем им путаться  под ногами, но удобнее нам без них. Существует ли жизнь в шутку?

Нет ! Дети были, и дети  будут. Дети  не захватили нас врасплох и ненадолго. Дети- не мимоходом встреченный  знакомый,  которого можно наспех обойти, отделавшись улыбкой  и поклоном.

Дети составляют большой процент человечества , населения , нации, жителей, сограждан – они наши верные друзья. Есть , были и будут».

Корчак требует  обязательного уважения  к миру  детства , т.к он самодостаточен и неповторим. Уважайте, если не почитаете, чистое , ясное, непорочное , святое детство! – таков призыв педагога:

« Ребенок не глуп ; дураков среди  них не больше , чем  среди взрослых. Уважайте его незнание! У ребенка есть будущее, но есть  и прошлое : памятные  события, воспоминания  и много  часов  самых доподлинных одиноких размышлений. Уважайте труд познания!»

Корчак пишет в 1930г.: « Дети – поэты и философы.

Поэт – это такой человек, который глубоко  чувствует , волнуется и сочувствует. И дети такие.

А философ – это  такой  человек, который глубоко  вдумывается  и  обязательно  желает  знать , как все есть  на самом деле. И опять дети  такие. Детям  трудно  самим  сказать , что они чувствуют и о чем  думают,  ведь приходится говорить словами. А еще труднее написать».

« В конце концов дети- люди или нет ?» - восклицает  корчаковский  « ребенок». Это не вопль  обиженного существа, ибо  для писателя  данный  вопрос  не риторический.  Он прямо относится  к его этике детства: идее изначально  данной  доброты  и человечности , имеющих всегда  свое  право на жизнь , но  в реальности  осуществляемых  лишь тогда , когда у ребенка  есть независимость  на  государственном уровне, то есть  свои незыблемые  ПРАВА. При  всей  образности  языка  Корчака, создававшего  свои  произведения  - сказки  для детей  в категориях « взрослого  бытия» , этот  вывод – не метафорический  - он основополагающий  в его  системе воспитания, ибо согласно его – концепции, ребенка  от взрослых должен охранять  ЗАКОН.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                Статья на тему: « Самоценность периода детства в авторской концепции Я. Корчака».

                                                                                                                Составила  воспитатель:

                                                                                                           Никулина Олеся Сергеевна   

                                                                                                                    ГБДОУ детский сад №67                              «Волшебник» комбинированного вида   Красносельского района.  

                               

По Корчаку , мир ребенка-  особый мир, со своей душевной атмосферой и своим ритмом – «бесконечно повторяемая сказка». Не случайно дети любят – на  это  не раз обращал внимание польский писатель – слушать одну и ту же сказку , в ее кажущемся , в ритме повторов и возратов, словно  убаюкивающих, всегда  заключена уверенность в стабильности мира, необходимая  вера  в незыблемость бытия. Именно в детстве – пик человеческой активности : в  стремлении  любить  творить добро; в поиске собственного места, дороги к нему,  по сути  своей  всегда добродетельной. « Когда  я первый раз  был  маленьким , я  любил ходить  по улицам с закрытыми  глазами»,- говорит  главный  герой  повести Корчака « Когда я снова буду маленьким», ибо в подобном  состоянии  он сильный , уверенный в себе  и ничего не  боится , а  кроме  того , так лучше мечтается ( раскованность мироощущения – вот основной критерий  детской души, показатель ее духовного богатства и свободного,  творческого самовыражения).

Один  из основных  тезисов  Я. Корчака: Детский возраст – важные годы в  жизни  человека ,  сформулированные в 1929г. Аргументация Я. Корчака звучит  следующим  образом :

« Есть  как бы  две жизни : одна  важная  и почетная , а другая – снисходительно  нами допускаемая, менее ценная . Мы  говорим : будущий человек, будущий работник, будущий гражданин. Что они  еще  только будут , что потом  начнут  по – настоящему, что всерьез это  лишь в будущем.  А пока милостиво позволяем им путаться  под ногами, но удобнее нам без них. Существует ли жизнь в шутку?

Нет ! Дети были, и дети  будут. Дети  не захватили нас врасплох и ненадолго. Дети- не мимоходом встреченный  знакомый,  которого можно наспех обойти, отделавшись улыбкой  и поклоном.

Дети составляют большой процент человечества , населения , нации, жителей, сограждан – они наши верные друзья. Есть , были и будут».

Корчак требует  обязательного уважения  к миру  детства , т.к он самодостаточен и неповторим. Уважайте, если не почитаете, чистое , ясное, непорочное , святое детство! – таков призыв педагога:

« Ребенок не глуп ; дураков среди  них не больше , чем  среди взрослых. Уважайте его незнание! У ребенка есть будущее, но есть  и прошлое : памятные  события, воспоминания  и много  часов  самых доподлинных одиноких размышлений. Уважайте труд познания!»

Корчак пишет в 1930г.: « Дети – поэты и философы.

Поэт – это такой человек, который глубоко  чувствует , волнуется и сочувствует. И дети такие.

А философ – это  такой  человек, который глубоко  вдумывается  и  обязательно  желает  знать , как все есть  на самом деле. И опять дети  такие. Детям  трудно  самим  сказать , что они чувствуют и о чем  думают,  ведь приходится говорить словами. А еще труднее написать».

« В конце концов дети- люди или нет ?» - восклицает  корчаковский  « ребенок». Это не вопль  обиженного существа, ибо  для писателя  данный  вопрос  не риторический.  Он прямо относится  к его этике детства: идее изначально  данной  доброты  и человечности , имеющих всегда  свое  право на жизнь , но  в реальности  осуществляемых  лишь тогда , когда у ребенка  есть независимость  на  государственном уровне, то есть  свои незыблемые  ПРАВА. При  всей  образности  языка  Корчака, создававшего  свои  произведения  - сказки  для детей  в категориях « взрослого  бытия» , этот  вывод – не метафорический  - он основополагающий  в его  системе воспитания, ибо согласно его – концепции, ребенка  от взрослых должен охранять  ЗАКОН.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?»

Рассуждение о значении самоценности детства для дошкольников...

Лекция на конкурс "Воспитатель года -2018": "Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?"

Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе:как это сохранить?...

Эссе " Самоценность периода детства"

Эсее о важности и самоценности детства как ступени в развитии личности человека....

Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?

laquo;Я пришел из детства, как из страны, - писал Экзюпери. Какая она, эта страна – светлая и радостная или темная и грустная? Конечно, это целиком зависит от близких, родных людей. Важно, чтоб...

"Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?"

В эссе раскрывается проблема самоценности дошкольного детства....