Публичная лекция "Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить"
материал по теме

Староверова Елена Ивановна

Выступление на конкурсе "Воспитатель года- 2018"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_samotsennost.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Публичная лекция

Тема: «Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?»

Подготовила воспитатель высшей                                                                   квалификационной категории

Староверова Елена Ивановна

МБДОУ детский сад «Светлячок»

с.Ижевское, Спасский район.

«Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе:

как это сохранить?»

Умейте открыть перед ребенком

в окружающем мире  что- то одно,

но открыть так, чтобы кусочек жизни

заиграл перед ним всеми цветами радуги.

В. А. Сухомлинский.

        (2 слайд).  Что такое детство, какое оно? У каждого из нас оно было разное: счастливое  и  легкое, светлое и  радостное, наполненное смехом и любовью. Почти все мы хотим хоть на чуть-чуть попасть туда снова, ведь в основном для многих это беззаботная пора.

         Изучая детство,  многие ученые психологи и педагоги  всё чаще приходят к заключению: этот период в жизни человека — самоценен.

        Что же такое  самоценность детства?  

          (3 слайд) . Это период жизни человека значимый сам по себе, без  всяких условий, значимый тем, что происходит с ребенком здесь и  сейчас.

        Установка на самоценность подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям форм обучения.

         (4 слайд) А зачем нам, педагогам, понимать смысл самоценности детства? Это необходимо для того, чтобы задуматься по поводу смысла и ценностей  собственных профессиональных действий, определить приоритетные задачи воспитания и обучения дошкольника.  Необходимо, чтобы  педагоги осознали важность своей социальной миссии.

        Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, (5  слайд) от развивающей предметной среды, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр, от организации активного участия родителей в различных мероприятиях.

          Модернизация российского образования предполагает переход от учебно-дисциплинарной модели взаимодействия к личностно-ориентированному подходу.   Цель такого подхода -  не стремиться дать дошкольнику знания, а целенаправленно развивать его способности.

         Педагог должен создать условия для его самовыражения, самоопределения и самореализации. Почему везде звучит «само». Потому что важно, чтобы это развитие исходило от самого ребенка, чтобы цели и задачи воспитателя были значимыми для него. Если будут соблюдены все условия, то подготовка детей к обучению в школе будет эффективной.

          (6 слайд). На сегодняшний день гарантом  развития любого современного дошкольника является Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.

       Самоценность дошкольного детства прослеживается в основных принципах ФГОС:

1.  поддержка разнообразия детства;

2. сохранение его уникальности и самоценности,

3.  полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства;

4.  создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. 

             В отличие от других образовательных стандартов, стандарт дошкольного образования не предусматривает проведение аттестации детей при освоении ими образовательных программ. Достижения детей определяются совокупностью личностных качеств, (7 слайд) обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе, которые представлены в виде целевых ориентиров.

              Дошкольное образование заключается в том, что в детском саду развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.

              Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности дошкольного периода.

             В стандарте дошкольного образования отмечается, что надо сделать акцент не на организованную образовательную деятельность, а на развитие детей через детские виды деятельности, где сквозным механизмом развития будет игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность.

           (8 слайд).   «Ребенок должен быть ребенком, школьником он еще успеет побыть после семи лет», - говорит Татьяна Волосовец, один из разработчиков ФГОС. В период детства следует, прежде всего,  ценить, а не оценивать ребенка. Надо помнить, что именно в детской деятельности развиваются такие базовые свойства личности, как активность, инициативность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим, умственные и познавательные способности. А вычисление примеров, письмо и чтение ребенок освоит позже. Главное к семи годам, чтобы мышление было наглядно образным, воображение и речь развитыми, восприятие дифференцированным, запоминание осмысленным, внимание произвольным.

           Выше перечисленные условия эффективно способствуют достижению целевых ориентиров в соответствии с ФГОС на этапе завершения дошкольного возраста и позволяют ребенку быть готовым к обучению в школе.

           (9 слайд). Готовность к школе подтверждается не знаниями, умениями и навыками, а умением социализироваться среди взрослых и сверстников, проявлять любознательность, следовать социальным нормам поведения, проявлением инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, развитием  творческих способностей.

          Отношение к детству как самоценности способствует своевременному разностороннему и гармоническому развитию. И вместе с тем обеспечивает готовность к преодолению жизненных трудностей, переходу на новую возрастную ступень.

           (10 слайд). Таким образом, подчеркнув, всё выше сказанное, можно сказать, что сохранить самоценность дошкольного детства можно при помощи:

  1.   Создания условий, в которых ребёнок будет развиваться, полноценно

проживая период детства,

     2. Развитие ребёнка проходит в игре, а не в учёбе.      

      3.Личностно-ориентированной модели  взаимодействия, где учитываются интересы и желания ребёнка.

       (11 слайд). В заключение хочется процитировать поэта С. Маршака, с которым трудно не согласиться:

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, жить, готовясь, в детстве не живёт.

(12 слайд).  Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая помощь ребенку в период подготовки к школе

Каждый ребенок когда-нибудь поступит  в первый класс. Как ему в этом помочь?...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе

Программа по подготовке детей к школьному обучению «Тропинка к школе » Пояснительная  записка            Поступление  ребенка...

«Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?»

Рассуждение о значении самоценности детства для дошкольников...

Лекция на конкурс "Воспитатель года -2018": "Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?"

Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе:как это сохранить?...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе.

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе....

Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?

laquo;Я пришел из детства, как из страны, - писал Экзюпери. Какая она, эта страна – светлая и радостная или темная и грустная? Конечно, это целиком зависит от близких, родных людей. Важно, чтоб...

"Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?"

В эссе раскрывается проблема самоценности дошкольного детства....