Публичная лекция "Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить"
материал по теме
Выступление на конкурсе "Воспитатель года- 2018"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_samotsennost.docx | 21.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичная лекция
Тема: «Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?»
Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории
Староверова Елена Ивановна
МБДОУ детский сад «Светлячок»
с.Ижевское, Спасский район.
«Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе:
как это сохранить?»
Умейте открыть перед ребенком
в окружающем мире что- то одно,
но открыть так, чтобы кусочек жизни
заиграл перед ним всеми цветами радуги.
В. А. Сухомлинский.
(2 слайд). Что такое детство, какое оно? У каждого из нас оно было разное: счастливое и легкое, светлое и радостное, наполненное смехом и любовью. Почти все мы хотим хоть на чуть-чуть попасть туда снова, ведь в основном для многих это беззаботная пора.
Изучая детство, многие ученые психологи и педагоги всё чаще приходят к заключению: этот период в жизни человека — самоценен.
Что же такое самоценность детства?
(3 слайд) . Это период жизни человека значимый сам по себе, без всяких условий, значимый тем, что происходит с ребенком здесь и сейчас.
Установка на самоценность подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям форм обучения.
(4 слайд) А зачем нам, педагогам, понимать смысл самоценности детства? Это необходимо для того, чтобы задуматься по поводу смысла и ценностей собственных профессиональных действий, определить приоритетные задачи воспитания и обучения дошкольника. Необходимо, чтобы педагоги осознали важность своей социальной миссии.
Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, (5 слайд) от развивающей предметной среды, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр, от организации активного участия родителей в различных мероприятиях.
Модернизация российского образования предполагает переход от учебно-дисциплинарной модели взаимодействия к личностно-ориентированному подходу. Цель такого подхода - не стремиться дать дошкольнику знания, а целенаправленно развивать его способности.
Педагог должен создать условия для его самовыражения, самоопределения и самореализации. Почему везде звучит «само». Потому что важно, чтобы это развитие исходило от самого ребенка, чтобы цели и задачи воспитателя были значимыми для него. Если будут соблюдены все условия, то подготовка детей к обучению в школе будет эффективной.
(6 слайд). На сегодняшний день гарантом развития любого современного дошкольника является Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.
Самоценность дошкольного детства прослеживается в основных принципах ФГОС:
1. поддержка разнообразия детства;
2. сохранение его уникальности и самоценности,
3. полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства;
4. создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.
В отличие от других образовательных стандартов, стандарт дошкольного образования не предусматривает проведение аттестации детей при освоении ими образовательных программ. Достижения детей определяются совокупностью личностных качеств, (7 слайд) обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе, которые представлены в виде целевых ориентиров.
Дошкольное образование заключается в том, что в детском саду развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.
Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности дошкольного периода.
В стандарте дошкольного образования отмечается, что надо сделать акцент не на организованную образовательную деятельность, а на развитие детей через детские виды деятельности, где сквозным механизмом развития будет игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность.
(8 слайд). «Ребенок должен быть ребенком, школьником он еще успеет побыть после семи лет», - говорит Татьяна Волосовец, один из разработчиков ФГОС. В период детства следует, прежде всего, ценить, а не оценивать ребенка. Надо помнить, что именно в детской деятельности развиваются такие базовые свойства личности, как активность, инициативность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим, умственные и познавательные способности. А вычисление примеров, письмо и чтение ребенок освоит позже. Главное к семи годам, чтобы мышление было наглядно образным, воображение и речь развитыми, восприятие дифференцированным, запоминание осмысленным, внимание произвольным.
Выше перечисленные условия эффективно способствуют достижению целевых ориентиров в соответствии с ФГОС на этапе завершения дошкольного возраста и позволяют ребенку быть готовым к обучению в школе.
(9 слайд). Готовность к школе подтверждается не знаниями, умениями и навыками, а умением социализироваться среди взрослых и сверстников, проявлять любознательность, следовать социальным нормам поведения, проявлением инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, развитием творческих способностей.
Отношение к детству как самоценности способствует своевременному разностороннему и гармоническому развитию. И вместе с тем обеспечивает готовность к преодолению жизненных трудностей, переходу на новую возрастную ступень.
(10 слайд). Таким образом, подчеркнув, всё выше сказанное, можно сказать, что сохранить самоценность дошкольного детства можно при помощи:
- Создания условий, в которых ребёнок будет развиваться, полноценно
проживая период детства,
2. Развитие ребёнка проходит в игре, а не в учёбе.
3.Личностно-ориентированной модели взаимодействия, где учитываются интересы и желания ребёнка.
(11 слайд). В заключение хочется процитировать поэта С. Маршака, с которым трудно не согласиться:
Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто, жить, готовясь, в детстве не живёт.
(12 слайд). Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая помощь ребенку в период подготовки к школе
Каждый ребенок когда-нибудь поступит в первый класс. Как ему в этом помочь?...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе
Программа по подготовке детей к школьному обучению «Тропинка к школе » Пояснительная записка Поступление ребенка...
«Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?»
Рассуждение о значении самоценности детства для дошкольников...
Лекция на конкурс "Воспитатель года -2018": "Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?"
Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе:как это сохранить?...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе.
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе....
Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?
laquo;Я пришел из детства, как из страны, - писал Экзюпери. Какая она, эта страна – светлая и радостная или темная и грустная? Конечно, это целиком зависит от близких, родных людей. Важно, чтоб...
"Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?"
В эссе раскрывается проблема самоценности дошкольного детства....