"Изодеятельность в работе с детьми ОВЗ"
консультация (средняя группа)
Консультация для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izodeyatelnost_v_rabote_s_detmi_ovz.docx | 28.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида
Консультация для родителей: «Изодеятельность в работе с детьми ОВЗ».
Выполнила воспитатель:
Костюк Н.Н.
г. Одинцово
Изодеятельность в работе с детьми ОВЗ.
«Говоря о периоде подготовки ребенка
к активной речи, нужно иметь в виду не
только тренировку артикулярного аппа-
рата, но и движений пальцев рук.»
М.М.Кольцова
Цель: Развитие у детей художественно-творческих способностей посредст-вом нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
_Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству, как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного
_Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных мате-риалов
Методы проведения занятий:
- Словесные (беседа, художественное слово, напоминание о последовательности работы, совет)
- Наглядные
- Практические
- Игровые
Форма занятия – тематическая совместная деятельность воспитания и ребенка. Индивидуальный подход к каждому ребенку.
Движения у детей ОВЗ неловки, плохо скоординированы, они неправильно (слабо) держат карандаш, плохо ориентируются на листе бумаги. У таких детей недостаточно развита тонкая моторика пальцев рук, помимо речевых нарушений, так же есть нарушения некоторых технических функций.
Поэтому, занимаясь традиционной деятельностью, такие дети испыты-вают неудовлетворение. Нетрадиционная изобразительная деятельность привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность ис- пользования хорошо знакомых предметов в качестве художественных мате-риалов.
Так же нетрадиционная изобразительная деятельность играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, развитии мелкой моторики, тактильного восприятия, и конечно, развитии речевых навыков, решая кор-рекционно-развивающие задачи.
Занимаясь изобразительной деятельностью нетрадиционными спосо-бами, ребенок каждый раз открывает для себя, что рисовать можно не толь-ко кистью, но и губкой, которую тоже можно макнуть в краску. Деревья мож-но изобразить из тонких жгутиков цветной бумаги, а красивые цветы с по-мощью ватных дисков или «бумагопластики», используя разную по качеству бумагу, начиная от салфеток и переходя к более плотной.
- Важно зинтересовать ребенка, активизировать его внимание, побудить к деятельности при помощи игры, сюрпризного момента (любимый герой приходить в гости); просьба о помощи, музыкальное сопровождение.
- Эмоционально объяснить способы и последовательность действий и показывать приемы изображения.
- Иногда ребенок отказывается от работы из-за страха, что он не спра-вится с ней. Необходимо поощрение, при необходимости – помощь.
- Развивать качество чувствовать, видеть красоту предмета или явле-ния. Учим детей наблюдать, рассматривать, рассуждать, вглядываться, прис-лушиваться.
- Дети получают и развивают специальные умения и навыки, подготав-ливающие руку ребенка к письму, получают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов; формируют эмоционально-положи-тельное отношение к самому процессу рисования; развивают воображение восприятия и познавательные способности; получают не только знания и на-выки, но и радость и удовольствие. ИЗОдеятельность включает в себя: рисо-вание, лепку и аппликацию.
Рисование. Одна из главных задач – научить правильно держать каран-даш, фломастер, кисть: тремя пальцами, чуть выше металлической или зато-ченной части, не сжимая сильно пальцами; овладение техникой линии, штриха, пятна.
- обследование предметов (резиновых, пластиковых, бумажных, де-ревянных)
- комментирование действий (берем карандаш в правую руку и т.д.)
- воспроизведение движений в воздухе
- вопросы к детям по форме и цвету
Лепка. Знакомить со свойствами материала (липкий, пластичный); учить аккуратно пользоваться пластилином (не размазывать за столом. Обучать простейшим техническим приемам (отщипывать, скатывать, раскатывать, сплющивать); уметь лепить несложные предметы.
Аппликация. Учим детей различать круг, квадрат, треугольник; дети обучаются в процессе занятий соотносить с предметами и называть цвета;
обучаются простейшим ориентировкам на плоскости листа бумаги. Усваи-вают пространственные понятия вверху, внизу, в середине.
Нетрадиционные художественные техники:
- Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску паль-чик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик может наби-раться краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
(цветные пальчики; ягодки на тарелке; салфетки)
- Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бу-маге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветам. Пос-ле работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
(ежик; голуби; осьминог; бабочка)
- Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опус- кается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получа-ется имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
(снег; мишка; лисичка; елочка)
- Рисование ватными палочками: ребенок опускает в гуашь кончик ватной палочки и ударяет ею по бумаге, регулируя силу нажима (удара) и темп ударов (тычок).
(снег; снежок; воробей; узор на платочке; бусы)
- Оттиск печатками (из картофеля, ластика, яблока): техника, поз-воляющая изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Ребенок прижимает печатку в краске и наносит оттиск на бумагу.
(цветы; листья; фрукты; подсолнух)
- Набрызг: ребенок с помощью зубной щетки и деревянной лопатки (стеки) опуская щетку в краску и проводя по ней лопаткой разбрызгивает капельки краски по бумаге.
(салют; звезды)
- Кляксография: игры с кляксами помогают развить глазомер, коорди-нацию и силу движений, фантазию и воображение. Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу.
(паучок; ежик; осьминог)
-Оттиск поролоном: рисование поролоновой губкой, позволяющей наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида: объем, пушистость.
(мишка; птичка)
- Рисование мятой бумагой: берем несколько листов бумаги и смина-ем в комочки. Предварительно нанеся на лист воду, начинаем задавать фон. Обмакиваем комочки в тарелке с краской и прижимаем комочки к листу бу-маги, оставляя отпечатки в виде облаков или травы.
(березки; одуванчик)
- Рисование восковыми мелками или свечой: ребенок рисует восковы-ми мелками или свечой на бумаге. Затем лист закрашивается краской в один или несколько цветов. Рисунок остается незакрашенным.
(снежинка; рыбки; морозные узоры)
- Печать по трафарету: ребенок прижимает печатку или поролоно-вый тампон в краску и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет берут другие тампоны и трафарет.
(веселые животные; фрукты)
- Тиснение: ребенок подкладывает под лист бумаги трафарет с изобра-жением и по листу рисует восковыми мелками.
(лев; собачка; обезьянка)
- Отпечатки листьев, спичечных коробков, пуговиц, пробок: привле-кает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в резуль-тате оттиска разнообразных материалов. Стоит только раскрасить верхнюю часть материала и отпечатать на лист, если надо дорисовываем.
(листья; деревья; цветы; кубики; платье)
- Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку, не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку – по рисунку.
(зайка; кошка)
- Рисование пластилином – «Пластилинография»: ребенок путем ска-тывания пластилина по рисунку развивает работу мышц руки и закрепляет умение отщипывать необходимое количество пластилина.
(елочка; грибы; космос)
- Рисование нитками – техника «Ниткопись»: для гиперактивных, за-комплексованных, агрессивных детей – агрессия снимается при рисовании петлеобразных узоров. Ребята рисуют шерстяной ниткой, выполняют изоб-ражение с опорой на контур, а затем заполняют контур нитками.
(улитка; цветы; гусеница)
- Объемная аппликация: ребенок создает композиции из цветной бу-маги, из салфеток; смастерить открытку ручной работы, панно. Для фона по-дойдет лист двухсторонней бумаги. А дальше сворачиваем, скручиваем и приклеиваем.
(цветы; барашки)
- Аппликация из бумажных шариков – скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой, затем скатывает из нее шарик. Размеры ее могут быть различными: от маленького (ягодка) до боль-шого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
(мухоморы; цыпленок)
- Аппликация с помощью ваты, ватных дисков, ватных палочек: та-кие аппликации делаются легко и быстро. Работая с ватой ребенок развива-ет мелкую моторику рук. Для аппликации подойдет основа в виде листа цветного картона, а дальше приклеиваются из дисков или ваты необходимые детали для композиции.
(верба; букет; солнышко; снеговик; цыпленок)
- На всех «парусах по водной глади»: на верхнюю часть листа наносим полоску воды, а затем, на это же место акварель (голубую, синюю, фиолето-вую). Затем ставит лист на нижнее ребро и краска стекает, оставляя разводы (лес, его отражение в воде). Налить в несколько баночек воду, добавить краску, взять пипетку с толсто, набрать краску и сделать на бумаге кляксу.
(дождь; капельки; дорожка)
- «Кляксография с трубочкой»: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). За-тем на это пятно дует из трубочку так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. Недостающие детали дорисовываем.
- «Цветной граттаж»: плотный лист бумаги закрашивается цветными мелками, пастелью или красками (гуашь). Сверху натирается парафином, а затем слоем черной туши (с добавкой «Фейри», немого) и начинаем проца-рапывать тонкими линиями рисунок поверх тущи (деревянной палочкой).
Литература:
① «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные тех-
ники, планирование, конспекты занятий.»
(Под ред. Р.Г. Козаковой М.2007)
② «Рисование с детьми раннего возраста» - М.2010г.
③ «Рисунки, спрятанные в пальчиках»
(Н.В. Дубровская)
④ «Яркие ладошки»
(Н.В. Дубровская)
⑤ «Рисуем без кисточки»
(А.А. Фатеева)
⑥ «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
(Т.Н. Давыдова)
⑦ «Нетрадиционные техники рисования»
(Г.А. Цквитария)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Тема:«Использование нетрадиционных техник и приёмов изодеятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями»
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности для детей. Многие из них отдают предпочтение рисованию. Оно позволяет ребёнку отразить в рисунке свои впечатления о...
Семинар "Использование нетрадиционных методов изодеятельности в работе с детьми дошкольного возраста"
Создание картины с использованием нетрадиционных методов изодеятельности в работе с детьми дошкольного возраста...
Использование нетрадиционной техники по изодеятельности в работе с детьми с ЗПР
Использование нетрадиционной техники по изодеятельности в работе с детьми ЗПР...
Использование нетрадиционных методов изодеятельности в работе с детьми дошкольного возраста.
При действиях кисточкой и красками работают пальцы – развивается мелкая моторика рук, а значит улучшается развитие речи. Рисунок – зеркало чувств, зрелости, развитости...
Тема:«Использование нетрадиционных методов изодеятельности в работе с детьми дошкольного возраста»
«Детство — важный период человеческой жизни,не подготовка к будущей жизни, а настоящая,яркая, самобытная, неповторимая жизнь.И от того, как прошло детство,,кто вёл ребёнка за руку в детские годы...
Использование нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с детьми
Детство – очень важный период в жизни детей. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявле...
Доклад на тему: «Использование нетрадиционных методов изодеятельности в работе с детьми дошкольного возраста»
laquo;Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами,...