Семинар практикум с родителями "Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения"
материал

Резванова Светлана Николаевна

На семинаре - практикуме родители познакомятся с коррекционной работой с детьми с нарушением зрения.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум с родителями

«Коррекционная работа с детьми

 с нарушением зрения»

Актуальность темы:

          Как известно, зрение играет важную роль при ориентации человека в окружающей действительности и осуществлении многих сторон его жизнедеятельности. Отмечают, что у детей с нарушениями зрения происходит понижение остроты зрения, световой и цветовой чувствительности, сужение поля зрения, искажение пространственного восприятия, нарушение зрительного узнавания. При поражении органа чувств ребенок получает неполную информацию, поэтому мир его впечатлений становится уже и беднее. При нарушениях зрения дети получают значительно меньше информации о сенсорных эталонах формы, цвета, величины и пространственных признаках. Из-за низкой остроты зрения они тратят больше времени на рассматривание объектов. Все это затрудняет процесс опознания, анализ, синтез и осмысление зрительно воспринимаемой информации.

Цель: Познакомить родителей с коррекционной работой группы с нарушением зрения. Повысить компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей с нарушением зрения.

Ход практикума:

          Дети нашей группы с нарушением зрения ограничены в непосредственном зрительном восприятии окружающего мира, они плохо видят отдалённые объекты: дома, движущиеся предметы, птиц на деревьях и т.д. Поэтому, чтобы обеспечить детям обстановку, благоприятствующие процессу обучения мы создаём следующие условия:

  1. Создаем соответствующие условия для зрительного восприятия:

     - соответствующее освещение;

     -  ограничиваем непрерывную зрительную нагрузку;

     - ведём постоянную смену деятельности на деятельность не связанную    

       с напряжением  зрения.

  1. Оптимально использовать наглядные пособия. Они должны быть яркими, с чёткими контурами, размера в соответствии с рекомендациями врача офтальмолога и медсестры - ортоптистки.
  2. Индивидуальный иллюстративный материал: игрушки, рисунки и другие предметы – дети рассматривают на расстоянии не менее 30–35 см от глаз (расстояние от локтя до кончиков пальцев). Такое расстояние является наиболее оптимальным для зрительной работы.

  1. Подходим к обучению индивидуально, учитывая психофизические особенности детей (по результатам диагноза, обследования психолога, возраста.)
  2. Применяем специальные методы обучения и ведения коррекционно-педагогической работы с учётом особенностей нарушения зрения каждого ребёнка.

Коррекционная работа:

Предложить родителям принять участие в практикуме.

  1. Сенсорно-дидактические подвески (сенсорно-дидактические кресты).          Довольно часто при рассматривании объектов дети с нарушением зрения могут оставаться пассивными, у них не возникает желание и интереса познавать объект.   Для повышения активности детей используем подвижные «сенсорно-дидактические подвески». Иллюстрации произведений, сюжетные картинки по теме подвешиваются на сенсорно-дидактическую подвеску и рассматриваются детьми. Колебательные движения наглядности, создают повышенную эффективность зрительного восприятия (предложить родителям рассмотреть картинки по ПДД).
  2. Упражнения на зрительную ориентацию. Методика сенсорно -координаторых тренажёров (тренажей) с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов. Вверху по углам группы расположены цифры,  образно-сюжетные изображения, иллюстрации к произведениям (средний размер от 0.5 до 1стандартного листа); картинки к лексическим темам. Данный тип упражнений заключается в слежении глазами, в фиксации взгляда на соответствующем изображении в положении стоя по заданным траекториям в одновременном вращении головой и туловищем (продолжительность 1.5 – 2 минуты). Упражнение проходит с помощью руководства педагогом или с помощью звукового сигнала офтальмо тренажёра (предложить родителям отгадать загадки, а отгадки найти по углам группы).
  3. Зрительная гимнастика. Необходимого эффекта можно достигнуть, только если выполнять эти упражнения часто. Для большей эффективности зрительную гимнастику нужно преподносить не только в виде упражнений, но и как игру, тогда у ребенка появится собственная заинтересованность и желание «поиграть». Упражнения зрительной гимнастики занимают всего несколько минут, но польза, которую они приносят, неоценима. Глаза могут получить необходимый отдых. Помимо всего прочего, гимнастика – это своеобразная релаксация для нервной системы ребенка, мозг легче справляется со зрительной информацией. Таким образом, зрительная гимнастика является обязательным компонентом коррекционно-развивающей  работы с детьми, имеющими нарушения зрения. Во время проведения зрительной гимнастики включаются в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслаблять те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

Гимнастика для глаз:

  • снимает зрительное напряжение;
  • повышает зрительную работоспособность;
  • улучшает кровообращение;
  • способствует предупреждению развития глазных заболеваний и нарушения зрения;
  • более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.

Гимнастика бывает:

  • игровая, коррекционная физкультминутка;
  • с предметами;
  • со зрительными тренажёрами;
  • комплекс по словесным инструкциям.

Проиграть с родителями зрительные гимнастики:

Послушные глазки.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса       -       Дети закрывают глазки

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

И теперь мы их откроем,                             -        Открывают глаза, взглядом        

Через речку мост построим.                                 Рисуют мост

Нарисуем букву О, получается легко.        -       Рисуют глазами круг

Вверх посмотрим, потом вниз,                    -       Смотрят вверх, потом вниз

Вправо – влево повернём,                            -       Смотрят вправо, влево

Заниматься вновь начнём                             -       Закрывают,  открывают                                

                                                                                 глазки

Зайка

Будем глазками на зайку         -      Нашли глазами на стене картину с зайцем

Мы внимательно смотреть          

Щёчки ручками обнимем,       -      Дети смотрят влево, вправо  

Чтоб головкой не вертеть.              

Только глазки наблюдают,      -      Дети смотря вверх, вниз                

Всё увидят, всё узнают.                

За окошком воробей,                -     Дети взглядом ищут воробья и фиксируют

Прыгает по веткам,                         на нём взгляд                                                

 А теперь  поищем мышонка,    -     Дети взглядом ищут мышонка  и            

Бегущего  к деткам.                         фиксируют на нём взгляд

Солнце в небе светит нам         -     Взгляд переносим вверх на картинку    

                                                         солнышко

Очень рады мы друзьям!         -    опускают глазки вниз на картинку с детьми.

Солнышко

Солнышко с тучками в прятки играло.   -  Закрывают и открывают глаза

 Солнышко тучки-летучки считало.

Серые тучки, чёрные тучки,                     - Глазки влево, глазки вправо

Лёгких две штучки. Тяжёлых три штучки,   -  Глазки вверх, глазки вниз

Тучки попрощались, тучек не стало        -   Закрываем глаза руками

Солнце на небе вовсю засияло.                   - Как можно шире открываем глаза

           Провести комплекс с вязаными пчёлками и колобком на палочке.

           Предложить родителям папки с консультацией «Зрительная гимнастика в детском саду» и «Гимнастка для глаз. Картотека».      

  1. Рассматривание иллюстраций и рисование на конторках у детей со    сходящимся косоглазием. Предложить родителям на конторке нарисовать какое-либо изображение.
  2. Продемонстрировать родителям использование держателя для показа иллюстраций.
  3. Используется схема зрительно-двигательных траекторий. Каждый цвет выполняет определённую функцию:  красный – активизирует психический процесс, согревает, вырабатывает интерферон. Зелёный – цвет гармонии, равновесия, успокаивает. Жёлтый (коричневый) – цвет радости, оптимизма, активизирует все функциональные процессы. Синий цвет – тормозит все физиологические процессы, но активизирует химические. Если в течение нескольких минут смотреть на  цветные фигуры, то легко снижается переутомление и активизируется работа мозга.                                                        
  4. «Метка не стекла» - еще один эффективный приём коррекционной работы по Э.С. Аветисову. На окно приклеивается красная или чёрная метка, нужно несколько секунд фиксировать взгляд на метке, а затем переводить взгляд на выбранный предмет вдаль и фиксировать его на несколько секунд. Так надо повторить упражнение в течение минуты. Упражнение, входящее во многие комплексы. Его надо выполнять ежедневно, чтобы предотвратить снижение зрения.

Литература:

  1. «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования». Учебно-методическое пособие Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова,    Л.И. Плаксина. Челябинск, 2017
  2. Сайт https://ped-kopilka.ru/  статья « Использование методики Базарного – основа воспитания здорового дошкольника»  Сидорова З. Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель взаимодействия специалистов в лечебно-коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

Создание и апробация модели взаимодействия специалистов: тифлопедагога, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, медсестры-ортоптистки и инструктора по физической культуре в пр...

Методическая разработка. "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения ".

В работе представлены различные виды технологий, которые могут использоваться руководителями физического воспитания на своих занятиях, а так же,  выборочно могут применять воспитатели в физкульт ...

Конспект собрания – практикума для родителей «Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения»

Цель: показать эффективность разнообразных форм работы с детьми с нарушением зрения и речи. Задачи:Проанализировать основные теоретические вопросы организации коррекционной работы с детьми с нару...

Семинар-практикум для педагогов МБДОУ № 82 на тему: «Применение нетрадиционных способов рисования в работе с детьми с нарушением зрения»

Цель: расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения.Задачи:- познакомить со специальными знаниями и практическим...

Собрание - практикум"Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения и речи" для родителей подготовительной группы

цель собрания - объеденить усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей; обучить их конкретным приемам коррекционной и логопедической работы...

Семинар-практикум "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения"

Использование здоровьесберегающих технологий в работе  с детьми с нарушением зрения...

Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.

Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...