Семинар практикум с родителями "Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения"
материал
На семинаре - практикуме родители познакомятся с коррекционной работой с детьми с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум с родителями
«Коррекционная работа с детьми
с нарушением зрения»
Актуальность темы:
Как известно, зрение играет важную роль при ориентации человека в окружающей действительности и осуществлении многих сторон его жизнедеятельности. Отмечают, что у детей с нарушениями зрения происходит понижение остроты зрения, световой и цветовой чувствительности, сужение поля зрения, искажение пространственного восприятия, нарушение зрительного узнавания. При поражении органа чувств ребенок получает неполную информацию, поэтому мир его впечатлений становится уже и беднее. При нарушениях зрения дети получают значительно меньше информации о сенсорных эталонах формы, цвета, величины и пространственных признаках. Из-за низкой остроты зрения они тратят больше времени на рассматривание объектов. Все это затрудняет процесс опознания, анализ, синтез и осмысление зрительно воспринимаемой информации.
Цель: Познакомить родителей с коррекционной работой группы с нарушением зрения. Повысить компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей с нарушением зрения.
Ход практикума:
Дети нашей группы с нарушением зрения ограничены в непосредственном зрительном восприятии окружающего мира, они плохо видят отдалённые объекты: дома, движущиеся предметы, птиц на деревьях и т.д. Поэтому, чтобы обеспечить детям обстановку, благоприятствующие процессу обучения мы создаём следующие условия:
- Создаем соответствующие условия для зрительного восприятия:
- соответствующее освещение;
- ограничиваем непрерывную зрительную нагрузку;
- ведём постоянную смену деятельности на деятельность не связанную
с напряжением зрения.
- Оптимально использовать наглядные пособия. Они должны быть яркими, с чёткими контурами, размера в соответствии с рекомендациями врача офтальмолога и медсестры - ортоптистки.
- Индивидуальный иллюстративный материал: игрушки, рисунки и другие предметы – дети рассматривают на расстоянии не менее 30–35 см от глаз (расстояние от локтя до кончиков пальцев). Такое расстояние является наиболее оптимальным для зрительной работы.
- Подходим к обучению индивидуально, учитывая психофизические особенности детей (по результатам диагноза, обследования психолога, возраста.)
- Применяем специальные методы обучения и ведения коррекционно-педагогической работы с учётом особенностей нарушения зрения каждого ребёнка.
Коррекционная работа:
Предложить родителям принять участие в практикуме.
- Сенсорно-дидактические подвески (сенсорно-дидактические кресты). Довольно часто при рассматривании объектов дети с нарушением зрения могут оставаться пассивными, у них не возникает желание и интереса познавать объект. Для повышения активности детей используем подвижные «сенсорно-дидактические подвески». Иллюстрации произведений, сюжетные картинки по теме подвешиваются на сенсорно-дидактическую подвеску и рассматриваются детьми. Колебательные движения наглядности, создают повышенную эффективность зрительного восприятия (предложить родителям рассмотреть картинки по ПДД).
- Упражнения на зрительную ориентацию. Методика сенсорно -координаторых тренажёров (тренажей) с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов. Вверху по углам группы расположены цифры, образно-сюжетные изображения, иллюстрации к произведениям (средний размер от 0.5 до 1стандартного листа); картинки к лексическим темам. Данный тип упражнений заключается в слежении глазами, в фиксации взгляда на соответствующем изображении в положении стоя по заданным траекториям в одновременном вращении головой и туловищем (продолжительность 1.5 – 2 минуты). Упражнение проходит с помощью руководства педагогом или с помощью звукового сигнала офтальмо тренажёра (предложить родителям отгадать загадки, а отгадки найти по углам группы).
- Зрительная гимнастика. Необходимого эффекта можно достигнуть, только если выполнять эти упражнения часто. Для большей эффективности зрительную гимнастику нужно преподносить не только в виде упражнений, но и как игру, тогда у ребенка появится собственная заинтересованность и желание «поиграть». Упражнения зрительной гимнастики занимают всего несколько минут, но польза, которую они приносят, неоценима. Глаза могут получить необходимый отдых. Помимо всего прочего, гимнастика – это своеобразная релаксация для нервной системы ребенка, мозг легче справляется со зрительной информацией. Таким образом, зрительная гимнастика является обязательным компонентом коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения. Во время проведения зрительной гимнастики включаются в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслаблять те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.
Гимнастика для глаз:
- снимает зрительное напряжение;
- повышает зрительную работоспособность;
- улучшает кровообращение;
- способствует предупреждению развития глазных заболеваний и нарушения зрения;
- более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.
Гимнастика бывает:
- игровая, коррекционная физкультминутка;
- с предметами;
- со зрительными тренажёрами;
- комплекс по словесным инструкциям.
Проиграть с родителями зрительные гимнастики:
Послушные глазки.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса - Дети закрывают глазки
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
И теперь мы их откроем, - Открывают глаза, взглядом
Через речку мост построим. Рисуют мост
Нарисуем букву О, получается легко. - Рисуют глазами круг
Вверх посмотрим, потом вниз, - Смотрят вверх, потом вниз
Вправо – влево повернём, - Смотрят вправо, влево
Заниматься вновь начнём - Закрывают, открывают
глазки
Зайка
Будем глазками на зайку - Нашли глазами на стене картину с зайцем
Мы внимательно смотреть
Щёчки ручками обнимем, - Дети смотрят влево, вправо
Чтоб головкой не вертеть.
Только глазки наблюдают, - Дети смотря вверх, вниз
Всё увидят, всё узнают.
За окошком воробей, - Дети взглядом ищут воробья и фиксируют
Прыгает по веткам, на нём взгляд
А теперь поищем мышонка, - Дети взглядом ищут мышонка и
Бегущего к деткам. фиксируют на нём взгляд
Солнце в небе светит нам - Взгляд переносим вверх на картинку
солнышко
Очень рады мы друзьям! - опускают глазки вниз на картинку с детьми.
Солнышко
Солнышко с тучками в прятки играло. - Закрывают и открывают глаза
Солнышко тучки-летучки считало.
Серые тучки, чёрные тучки, - Глазки влево, глазки вправо
Лёгких две штучки. Тяжёлых три штучки, - Глазки вверх, глазки вниз
Тучки попрощались, тучек не стало - Закрываем глаза руками
Солнце на небе вовсю засияло. - Как можно шире открываем глаза
Провести комплекс с вязаными пчёлками и колобком на палочке.
Предложить родителям папки с консультацией «Зрительная гимнастика в детском саду» и «Гимнастка для глаз. Картотека».
- Рассматривание иллюстраций и рисование на конторках у детей со сходящимся косоглазием. Предложить родителям на конторке нарисовать какое-либо изображение.
- Продемонстрировать родителям использование держателя для показа иллюстраций.
- Используется схема зрительно-двигательных траекторий. Каждый цвет выполняет определённую функцию: красный – активизирует психический процесс, согревает, вырабатывает интерферон. Зелёный – цвет гармонии, равновесия, успокаивает. Жёлтый (коричневый) – цвет радости, оптимизма, активизирует все функциональные процессы. Синий цвет – тормозит все физиологические процессы, но активизирует химические. Если в течение нескольких минут смотреть на цветные фигуры, то легко снижается переутомление и активизируется работа мозга.
- «Метка не стекла» - еще один эффективный приём коррекционной работы по Э.С. Аветисову. На окно приклеивается красная или чёрная метка, нужно несколько секунд фиксировать взгляд на метке, а затем переводить взгляд на выбранный предмет вдаль и фиксировать его на несколько секунд. Так надо повторить упражнение в течение минуты. Упражнение, входящее во многие комплексы. Его надо выполнять ежедневно, чтобы предотвратить снижение зрения.
Литература:
- «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования». Учебно-методическое пособие Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова, Л.И. Плаксина. Челябинск, 2017
- Сайт https://ped-kopilka.ru/ статья « Использование методики Базарного – основа воспитания здорового дошкольника» Сидорова З. Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель взаимодействия специалистов в лечебно-коррекционной работе с детьми с нарушением зрения
Создание и апробация модели взаимодействия специалистов: тифлопедагога, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, медсестры-ортоптистки и инструктора по физической культуре в пр...
Конспект собрания – практикума для родителей «Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения»
Цель: показать эффективность разнообразных форм работы с детьми с нарушением зрения и речи. Задачи:Проанализировать основные теоретические вопросы организации коррекционной работы с детьми с нару...
Семинар-практикум для педагогов МБДОУ № 82 на тему: «Применение нетрадиционных способов рисования в работе с детьми с нарушением зрения»
Цель: расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения.Задачи:- познакомить со специальными знаниями и практическим...
Собрание - практикум"Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения и речи" для родителей подготовительной группы
цель собрания - объеденить усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей; обучить их конкретным приемам коррекционной и логопедической работы...
Семинар-практикум "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения"
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения...
Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.
Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...
Дистанционная психокоррекционная помощь детям с нарушениями зрения. Использование информационно-компьютерных технологий в работе с детьми с нарушением зрения.
На сегодняшний день, развитие информационных технологий приводит к их широкому внедрению во все структуры общества и государства, в том числе в сферу образования. Традиционные для использования различ...
- Мне нравится (1)