Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста»
консультация (средняя группа)

Пучкова Елена Ивановна

Необходимо знакомить ребёнка с цветами предметов, с формами, а в первую очередь, поощрять его активную реакцию на окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_matematika_v_rannem_vozraste.docx317.49 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида «Москва»

Управления делами Президента РФ

Консультация

для родителей

На тему:

«Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста»

Подготовила воспитатель

 высшей квалификационной категории:

Пучкова Е.И.

"Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста"

https://zabavnik.club/wp-content/uploads/matematika_45_02113112.jpg

Дети раннего дошкольного возраста активно познают окружающий мир и, будто губка, впитывают новые знания. Именно возраст 2-3 лет является наиболее благоприятным для сенсорно-математического воспитания.Необходимо знакомить ребёнка с цветами предметов, с формами, а в первую очередь, поощрять его активную реакцию на окружающий мир.

Ребёнок 2-3 лет познаёт окружающую действительность через игру: с её помощью он изучает новые предметы, благодаря ей же обретает и новые знания. Игровой подход позволяет нам решить ключевую задачу, а именно: не просто научить, но заинтересовать ребёнка наукой.Также в процессе игры активно тренируется детское внимание, развивается логическое мышление. Начиная знакомство с математикой, необходимо позволить ребёнку, в буквальном смысле, прикоснуться к новым знаниям. К примеру, чтобы понять, чем отличается круг от треугольника, ребёнок должен не только увидеть, но и потрогать эти фигуры. Только в этом случае, его память зафиксирует отличия геометрических форм достаточно быстро.

Занимаясь ранним развитием ребёнка, следует подходить ко всему с большой осторожностью. Важно помнить, что основной целью сенсорно-математического воспитания в раннем дошкольном возрасте является заинтересовать, но не перегрузить знаниями. Использование дидактических игр сделает знакомство ребёнка с математикой лёгким и увлекательным.

Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?».

Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра - дело добровольное!

  • Пожертвуйте ребенку немного своего времени и не обязательно свободного, по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д. В программе по ФЭМП для детских садов выделены основные темы: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени».
  • Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины. Построил ваш ребенок 2 башенки, домики, спросите какой выше, ниже.
  • По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше-ниже, толще-тоньше). Используйте игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины), различной длины и толщины палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки...
  • Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост.)

 Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени.

  • Поиграйте в игру: «Найди игрушку». Спрячьте игрушку: «Раз, два, три-ищи!», - говорит взрослый.Ребенок ищет, найдя, рассказывает, где она находилась, используя предлоги  «на», «за»,  «в».
  • Упражняйте детей в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки по цвету, но разного размера; мячи: один красный мяч, другой синий; большой кубик — маленький кубики т.п.).
  • Учите  детей называть свойства предметов: холодный-теплый, твердый-мягкий, большой-маленький и т.п..

 Необходимо продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).

Важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения. Сначала детей нужно учить собирать из 3-5 колец одноцветные, а затем разноцветные пирамидки, нанизывать на штативы шарики, раскладывать кольца, расставлять пирамидки в порядке убывания/возрастания, разбирать и собирать игрушки-вкладыши (народные дидактические игрушки: матрешки, яйца, бочонки и др.), выкладывать из строительного материала одноцветные и разноцветные, короткие и длинные дорожки, и т.д.

 Любая деятельность детей 3-го года жизни создает благоприятные условия для формирования представлений о множестве, равенстве, неравенстве групп предметов. Умение выделять признаки объекта и, ориентируясь на них, сравнивать предметы является универсальным, применимым к любому классу объектов. Однажды сформированное и хорошо развитое, это умение затем будет переноситься ребенком на любые ситуации, требующие его применения.

https://fs01.urokimatematiki.ru/e/000a23-001.png

Развивающие игры для детей 2, 3 лет

Найди пару

Игра развивает внимание, восприятие, умение сравнивать.

Необходимый инвентарь: карточки с нарисованными парными предметами, или парные игрушки. Можно воспользоваться специальными наборами, купленными в магазине.

  • Разложите карточки (игрушки) перед ребенком и предложите ему найти подходящую пару для каждого предмета.

Счетные палочки

Игра помогает освоить счёт, познакомиться с геометрическими фигурами, понятием о симметрии.

Необходимый инвентарь: набор счетных палочек (карандашей, соломинок, хвоинок).

  • Выкладывайте вместе с малышом различные картинки или фигурки из палочек — домик, грибок, елку, ежика, стрекозу, цветы, кораблик, зонтик, буквы. Рассказывайте ребенку, как называется та или иная фигура.
  • Из счетных палочек можно стоить колодцы (квадратного или треугольного сечения).

Яблоки созрели

Игра помогает освоить счет.

Необходимый инвентарь: плотный цветной картон, ножницы, нитки, пуговицы.

  • Вырежьте из картона дерево и несколько яблок. На ветки пришейте небольшие пуговицы, а к плодам — петли соответствующего размера. Предложите малышу пристегнуть яблоки к веткам.
  • Во время сбора урожая ребенок «отстегивает» яблоки.
  • Из нескольких яблонь можно сделать сад, добавив к ним другие деревья, например, грушевые, вишневые, сливовые или абрикосовые.
  • Если проявить немного терпения и добавить к яблокам цветы, то этот материал можно использовать в качестве иллюстрации процесса созревания плодов. При этом необходимо рассказать малышу, что деревья сначала цветут, а потом плодоносят.

Помоги собрать урожай

Игра способствует разбитию навыков классифицирования

Необходимый инвентарь: муляжи или картинки с изображениями овощей и фруктов.

  • Разложите овощи и фрукты (или картинки с их изображением) вперемешку. Попросите ребенка собрать и сложить в одну корзинку фрукты, а в другую — овощи.
  • Затем можно отсортировать овощи и фрукты по видам.

Две дороги

Игра способствует развитию навыков классифицирования.

Необходимый инвентарь: картон или бумага, машинки разного размера.

  • Вырежьте из картона (бумаги) две полосы разной ширины. Объясните ребенку, что узкая полоска — это дорога для маленьких машин, а широкая — для больших.
  • Покажите, как наложением полос друг на друга можно определить, какая из них шире.
  • Поинтересуйтесь, почему большая машина не сможет проехать по узкой дороге.
  • Покатайте машины по дорогам.
  • Склеивая между собой полоски различной ширины, можно построить целую сеть дорог.

Выбери дорогу

Игра способствует развитию навыков классифицирования, развивает умение сравнивать.

Необходимый инвентарь: картон или бумага, машинки разного размера.

  • Вырежьте из картона (бумаги) две полосы разной ширины. Объясните ребенку, что это дороги для машин.
  • Попросите его выбрать машины, для которых подойдет узкая дорога. И наоборот, выбрать дорогу, по которой сможет проехать та или иная машина.

Матрёшка

Игра развивает мелкую моторику, навыки сравнения предметов по величине.

Необходимый инвентарь: набор матрешек.

  • Почти все дети любят матрешки.
  • Покажите ребенку большую матрешку. Потрясите ее. Откройте вместе с ребенком и достаньте матрешку меньшего размера. Поставьте их рядом и сравните.
  • Пусть ребенок вкладывает маленькую матрешку в большую и достает ее.
  • Постепенно покажите ему всех матрешек.

Кто быстрее

Игра помогает освоить понятия «длинное» - «короткое».

Необходимый инвентарь: две машинки, веревочки.

  • Привяжите к двум машинкам веревочки — короткую и длинную. Отдайте малышу машину с короткой веревочкой.
  • Предложите посмотреть, чья машина «доберется» до хозяина первой, если каждый будет наматывать свою веревку на карандаш.
  • Положив веревочки рядом, наглядно покажите, что такое длинное и короткое.

Горка

Игра способствует развитию логического мышления.

Необходимый инвентарь: картон или дощечки.

  • Сделайте небольшую горку из картона, дощечек или любых других подручных материалов.
  • С горки можно скатывать небольшие машинки, шарики, пупсиков.
  • Поставьте перед горкой кубик и покажите, как скатившаяся машинка останавливается, ударившись о кубик.

Строим башню

Игра способствует развитию моторики, навыков классифицирования, счёта, сравнения.

Необходимый инвентарь: кубики двух цветов.

  • Предложите ребенку построить две башни разного цвета, предварительно отсортировав кубики.
  • В процессе построения намеренно допускайте ошибки, выбирая кубики не того цвета.

Геометрические фигуры

Игра учит различать предметы по цвету и форме

Необходимый инвентарь: пять разноцветных кругов, вырезанных из картона.

  • Рассмотрите с малышом один из кругов, рассказывая ему: «Это круг. Он красного цвета. На что он похож?». Поищите в комнате предметы круглой формы.
  • Изучайте круги разного цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста»

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Консультация для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста в различных видах детской деятельности»

Это консультация предлагает различные дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. Данные игры можно использовать в индивиудально...

Консультация для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста»

Консультация «Формирование элементарных математических  представлений у детей раннего возраста» Математика в раннем возрасте. Вы скажете: «Что вы, какая математика?»....

Консультация для родителей "Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста"

Консультация для родителей   «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста»...

Консультация для родителей "Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста"

Консультация для родителей "Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста 2-3 лет"....

Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста»

Консультация для родителей   «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста»...