Рекомендации для родителей и воспитателей по изучению до-машних животных с детьми раннего возраста
консультация (младшая группа)

Мубаракшина Лиля Рафиковна

Мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей и воспитателей по изучению домашних животных с детьми раннего возраста

Мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Еще в самом раннем детстве многие из ребят имеют такую необходимую возможность контактов с домашними животными – кошками, собаками, птицами и др. Животные становятся такой же неотъемлемой частью детства, как и любимые игрушки. Разнообразные ситуации общения с домашними животными дают большой запас представлений об их особенностях, повадках, пробуждают интерес, любознательность, формируют навыки взаимодействия с ними.

Главная цель всех действий маленького ребенка – изучение окружающего мира, его законов, зависимости между одними и другими объектами. Этот процесс невозможно представить без изучения животного мира. С самого раннего детства малыша окружают всевозможные игрушки-зверята, изображения их в книжках, которые читает мама, а у многих еще и живут в доме пушистые или пернатые любимцы. Домашние животные для детей дошкольного возраста – тема весьма увлекательная. Как помочь им с ее изучением?

ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ

Картинки – самый доступный наглядный материал при изучении практически любой темы с дошкольниками. Для самых маленьких деток (примерно в возрасте года или даже чуть меньше) больше подойдут игрушки (можно приобрести специальные пластиковые наборы домашней серии). Но яркие, крупные картинки тоже вполне могут их заинтересовать, особенно если они красочные и без лишней пестроты. Ну а если есть возможность увидеть кого-то воочию – еще лучше. До года с животными детки знакомятся обычно именно так.

Для детишек 2–3 лет уже полезно уметь сопоставлять изображения «мультяшные» – в мультфильмах, детских книжках (или фигурки игрушек) – с реалистичными картинками или фотографиями. Такие карточки лучше изготовить из плотного картона с закругленными уголками и заламинировать. Это сделает их долговечными и позволит использовать во всевозможных играх с детками старшего дошкольного возраста. Например, можно написать возле каждого изображения букву или целое слово для обучения чтению.

Также для закрепляющих игр пригодятся картинки с изображением отдельных частей тела разных животных и разрезные карточки, состоящие из нескольких частей (в зависимости от возраста ребенка). Картинки можно купить в готовых наборах или скачать из интернета и распечатать.

КТО ПЕРВЫЙ В СПИСКЕ?

Здесь все индивидуально. Чаще всего первым в списке оказывается плюшевый котенок или щенок. Но это не аксиома. Возможно, в доме живет какой-то питомец или питомцы (не обязательно кошка или собака – это может быть попугай, морская свинка, хомяк, крыса). Тогда, скорее всего, первыми предметами в изучении животного мира станут они. Кроме того, на последовательность изучения влияет место проживания дошколенка: у деревенских детей больше шансов познакомиться с коровой, свиньей, другими обитателями домашнего подворья. Городским ближе кошки и собаки.

О КОМ ИЗ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ ВООБЩЕ МОЖНО РАССКАЗАТЬ МАЛЫШАМ?

Младшим дошкольникам лучше начинать знакомство с наиболее часто встречающихся из них. Например, верблюда, кролика, нутрию, перепела или индейку можно «приберечь» на некоторое время. А начать с тех представителей домашней фауны, которые на слуху и на виду (в книжках со сказками, стихами, песенками, в мультиках или телепередачах):кошка; собака; корова; лошадь; баран; коза; свинья.

Сюда же можно подключить и домашних птиц : кур, уток, гусей. Только малышу необходимо объяснить разницу между птицей и зверем, если он сам пока ее не понимает.

ДИКИЕ ИЛИ ДОМАШНИЕ?

Если с ребенком активно занимаются родители, то к двум-трем годам он уже вполне имеет представление о том, что некоторые звери живут с людьми, а некоторые – в лесу или степи. Поэтому ему уже вполне можно объяснить, в чем отличия домашних питомцев от диких зверей: живут рядом с человеком; не боятся человека, многие из них и вовсе ручные; знают своего хозяина; получают от него пищу; заботятся о своем потомстве вместе с ним; живут в домике, который сделал хозяин; их детеныши в безопасности – на них не нападут, например, волки или медведи, как в лесу; служат человеку или приносят ему другую пользу.

ЧТОБЫ ЛУЧШЕ ЗАПОМНИТЬ

Как известно, малыши гораздо легче усваивают информацию, которая преподносится в увлекательной форме, как сказка или игра. Когда мы изучаем со своими детьми домашних животных, мы учим их заботиться о питомцах, бережно к ним относиться, не обижать. То есть делаем своих чад не только умнее, но и добрее, ответственнее. Чтобы все эти знания не остались мертвым грузом, важно сделать закрепление изученной темы веселым и интересным. Помочь в этом могут: мультфильмы; сказки или рассказы о животных; стихи, песенки; загадки; пословицы, скороговорки; рисование или лепка.

ПОИГРАЕМ?

И, конечно же, незаменимый инструмент для этой цели – игра. Игр можно придумать множество. Вот несколько примеров: Кто как «говорит»? Родители называют животное, а ребенок должен сказать, какие звуки оно издает, а затем продемонстрировать это: кошечка мяукает, (мяу); свинка хрюкает (хрю).

Кто что кушает? Малышу предлагают две стопки карточек. В одной – изображение животных, в другой – их пища. Он должен подобрать правильные варианты (сено – корова, косточка – собака, трава – баран). Папа, мама, я.

Можно предложить малышу изображения самок, самцов и детенышей, а он пусть разложит их по «семьям» и назовет (кошка-кот-котенок, лошадь-конь-жеребенок, баран-овца-ягненок, корова-бык-теленок).

А можно показать кого-то одного, а ребенок пусть назовет остальных «членов семьи».

Где я живу? Мама показывает сыну или дочке картинку с изображением животного, а ребенок должен сказать, как называется его домик (у коровы – коровник, у лошади – конюшня, у собаки – конура). Деткам до 3 лет лучше предложить две стопки карточек и попросить подобрать нужные пары. В чем польза? Взрослый показывает изображение, а дошкольник должен назвать, чем полезно данное животное (собака – охранник, кошка – ловит мышей, корова – дает молоко, баран, коза – шерсть). Лапы, усы и хвосты. Задача маленького игрока – отгадать, кому принадлежит часть тела, изображенная на карточке. Это могут быть мордочки, лапы, рога, вымя, пятачок и т. д.

Другой вариант игры – положить с двух сторон от ребенка карточки: с одной стороны – с частями тела, с другой – оставшиеся изображения без этих частей. Пусть попробует найти хозяев всех лап, усов или хвостов.

Зверопазлы. Картинки с целым изображением разрезают на несколько частей (чем старше малыш, тем частей больше) и предлагают ему собрать их. А затем пусть расскажет, что он запомнил о собранном животном.

СКАЖИ ЛАСКОВО.

Мама говорит«собака»ребенок должен ответить«собачка»«овца» – «овечка»«лошадь» – «лошадка» и т. д.

Стало много. Принцип похож: перевести сказанное в форму множественного числа (свинья чавкает – свиньи чавкают, кот лакает – коты лакают).

КТО ЛИШНИЙ?

Задача игрока – выбрать из предложенных карточек лишнее изображение и назвать признак (например, положить среди 4 картинок с домашними животными одну с диким; или с животными – птицу, с рогатыми – безрогого, со взрослыми – детеныша).

Изучать домашних животных с детьми всегда легко и увлекательно.

Малыша не придется специально усаживать за изучение – он сам живо включится в процесс и, вероятно, начнет задавать множество уточняющих вопросов.

Это – естественный процесс. Он говорит о том, что кроха развивается правильно.

Задача взрослых – обязательно помочь ему в этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по совместной художественно-продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных техник по теме "Следы животных" с детьми раннего возраста

Представлен конспект совместной деятельности воспитателя и детей в группе раннего возраста по рисованию с использованием нетрадиционной техники - пальчиками....

Непосредственно образовательная деятельность «Домашние животные» с детьми раннего возраста

Непосредственно образовательная деятельность«Домашние животные»с  детьми раннего возраста...

Практические рекомендации родителям по применению методов арт–терапии в работе с детьми раннего возраста

Практические рекомендации родителям по применению методов арт–терапии в работе с детьми раннего возраста...

Практические рекомендации родителям по применению методов арт – терапии в работе с детьми раннего возраста

Арт – терапия:-  помогает развивать эмоциональную сферу ребенка, закрепляя доверие к миру;- помогает легче прожить период адаптации – снимает негативные стрессовые состояния – г...

Консультация для педагогов и родителей: "Изучение удивительных свойств воды с детьми раннего возраста

   Малыши очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное мышление,и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим во...

Практические рекомендации родителям по применению методов арт – терапии в работе с детьми раннего возраста.

Арт – терапия помогает развивать эмоциональную сферу ребенка, закрепляя доверие к миру....