Возраст с 4 до 7 лет
методическая разработка (старшая группа)
Возраст с 4 до 7 лет так называемый «нежный возраст» и не просто так он называется нежный.
Дети в этом возрасте – как антенны хорошего радиоприемника, чутко ловящие состояния, реакции, правила взаимодействия. Они уже хорошо знают, с кем можно побаловаться, а с кем нет. Если вы с супругом поругались, можете сколько угодно делать вид, что все хорошо, но ребенок сразу почувствует напряжение и насторожится.
Если его общение в семье безопасно, нет эмоциональных качелей, его окружают надежные взрослые, он имеет возможность узнать и изучить мир эмоций и отношений во всех подробностях и нюансах. Если взрослые говорят с ним о его чувствах, и о своих, он может узнать, как называется то, или иное состояние и настроение. В этом возрасте им уже не интересны простейшие мультики – им нужен сюжет, чувства, отношения. То же самое с книгами – чистая радость от веселых звонких рифм Чуковского и Маршака сменяется интересом к волшебным сказкам, к длинным историям «с продолжением».
К пяти-шести годам ребенок, прежде поглощенный, прежде всего собой, своими чувствами, желаниями, потребностями, постепенно словно разворачивается к людям, начинает интересоваться их желаниями и состояниями. Делает первые попытки поставить себя на их место, примерить из роль. Эта способность понимать, чувствовать состояние другого человека – очень важная для всей последующей жизни.
Эмпатия – способностью понимать, чувствовать состояния людей. Общаться с эмпатичным человеком просто и приятно. Он чувствует, когда промолчать, а когда поддержать, ему не надо ничего объяснять – он сам догадается, что у тебя на душе тяжело или ты хочешь побыть один. Мы не осознаем этого, иногда сами не может объяснить, но бессознательно воспринимаем эмпатичного человека как «хорошего», «приятного», мы хотим с ним быть, хотим с ним работать, дружить, иметь дело.
И, наоборот, с малоэмпатичными окружающим тяжело, и каждый раз когда есть выбор: общаться или нет, они бессознательно выбирают «нет». Да и сам малоэмпатичный человек то и дело попадает в неловкие ситуации, действуя невпопад.
У всех народов есть сказки про дурака, который на похоронах пляшет, а на свадьбе плачет, за что получает колотушек от участников этих действий. Конечно, он «дурак» не в смысле незнания таблицы умножения, а именно по части эмоционального интеллекта, способности эмпатически распознавать чувства окружающих.
Основы эмпатии закладываются еще в первый год жизни, во время позитивного отзеркаливания взрослыми эмоций ребенка. В дошкольные годы эмпатия становится осознанной, ребенок не просто «отражает» чувства другого, он их начинает распознавать и называть. Он может спросить маму: «Почему ты такая грустная?» У кого такое уже было?
Не менее важна и способность к рефлексии – умение распознавать свои собственные чувства и потребности и говорить о них. Такая способность является одним из признаков психологического благополучия, и наоборот: алекситемия, эмоциональная немота, неумение распознавать и называть свои эмоции – часто связана с психологическими проблемами и приводит даже к физическим болезням.
Как любая тонкая настройка, способность к эмпатии и к контакту со своими чувствами лучше всего развивается в безопасности и разнообразии. Невозможно развить тонкое обоняние, если вы живете на лакокрасочном заводе или у помойки. Невозможно сохранить тонкую тактильную чувствительность, если кожа покрыта мозолями и рубцами. Поэтому дети, которым приходится жить в атмосфере семейных скандалов, явной или скрытой неприязни членов семьи друг к другу, или постоянной тревоги всей семьи, нередко выбирают не чувствовать всего этого, вырабатывают защитное онемение чувств. Дети, которые очень мало общаются со взрослыми, все время предоставлены сами себе «иди поиграй сам в своей комнате», не видят своих родителей в непосредственном, живом общении, тоже могут с трудом развивать способность к эмпатии – у них просто слишком мало для этого материала.
Сегодня я хочу поговорить о том, что необходимо сделать, что бы развить базовый эмоциональный интеллект:
1.Создать безопасную среду. Это место, где ребёнка примут всегда с пониманием и любовью, выслушают, будут сопереживать его горю или радоваться вместе его успехами. Таким местом обычно является дом, но не всегда. Иногда дома не понимают, высмеивают или игнорируют проблемы, тогда ребёнок ищет другое место, где его поймут.
2.Задавать ребёнку вопросы, интересоваться тем, что он чувствует. Это поможет малышу прислушиваться к себе, своим эмоциям, а также проговаривать их. Игнорируя чувства ребёнка, вы только придете к анекдотичной ситуации: «– Сынок, тебе пора домой. – Мама, я замерз? – Нет, сынок, ты проголодался».
3.Играть в ролевые игры. Во время них можно прорабатывать разные ситуации, давать эмоциональный отклик на них.
4.Читать художественную литературу, в том числе, специальные терапевтические книжки для проработки определённых эмоций. Отлично подходит для малышей 2-3 лет серия книг Елены Ульевой, для детей постарше можно взять «Где живут эмоции» Виктории Шиманской с практическими заданиями внутри. Не менее важно чтение обычных сказок и историй, ведь в каждой из них герой переживает определенный набор эмоций и реагирует на них.
5. Расширять словарь эмоций. Невозможно управлять тем, что даже не можешь назвать. Для пополнения словарного запаса можно распечатать колесо эмоций Роберта Плутчика.
6. Не использовать стереотипных фраз, вроде «мужчины не плачут» или «девочки не дерутся». Это не только воспитывает у ребёнка гендерные стереотипы (ага, вот девочки не дерутся, значит мальчикам драться можно?), но и обесценивает чувства ребёнка. Слыша такое, ребёнок может начать стыдиться своих чувств, закрываться (мне грустно и обидно, но я мальчик, не должен плакать, наверное, я какой-то неправильный).
7.Учить не подавлять негативные эмоции, а выражать их безопасным способом. Психологи уверены: сдерживание сильных эмоций может привести в дальнейшем к неврозам. Не запрещайте испытывать чувства. Плакать, злиться, грустить, бояться – это нормально, все мы это испытываем время от времени. Ваша задача – быть рядом во время этих эмоций и научить справляться с ними.
8.Показывать личный пример. Пожалуй, один из самых сложных пунктов. Вы часто говорите ребёнку, что вы сейчас испытываете? Вот только небольшое количество примеров: «Этот пирог такой вкусный, я ем его с большим удовольствием», «Я счастлива играть с тобой на улице», «Я люблю тебя», «Ты принесла очень красивую поделку, я так горжусь тобой», «Мне больно и я расстроилась, что ты меня укусил», «Я очень скучала по тебе, когда ты был в детском саду», «Мне грустно от того, что наша собачка заболела, я очень переживаю за его здоровье», «Мне брезгливо идти по илистому дну в речке, потому что это неприятные для меня ощущения».
А ягодкой на торте хочу оставить небольшую игру на изучения эмоций.
«Когда я радуюсь»
Игра подходит как для компании ребятишек, так и для тандема «Родитель – ребёнок». Возьмите мячик и передавайте его из рук в руки. Тот участник, у которого в руках мяч, говорит: «Я радуюсь, когда …» и предлагает ситуацию. Повторять можно несколько раз. Затем также можно проработать другие эмоции.
Игра важна не только для эмоционального развития, но и для укрепления отношений в семье. Можно узнать проблемные моменты, например, чего ребёнок боится, от чего переживает. Если вы играете в компании детей, можно ввести дополнительное правило: каждый игрок, который испытывает те же эмоции, говорит «И я!». Это сплачивает коллектив и помогает лучше узнать друг друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_emotsionalnogo_intilekta_v_nezhnom_vozraste.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Возраст с 4 до 7 лет так называемый «нежный возраст» и не просто так он называется нежный.
Дети в этом возрасте – как антенны хорошего радиоприемника, чутко ловящие состояния, реакции, правила взаимодействия. Они уже хорошо знают, с кем можно побаловаться, а с кем нет. Если вы с супругом поругались, можете сколько угодно делать вид, что все хорошо, но ребенок сразу почувствует напряжение и насторожится.
Если его общение в семье безопасно, нет эмоциональных качелей, его окружают надежные взрослые, он имеет возможность узнать и изучить мир эмоций и отношений во всех подробностях и нюансах. Если взрослые говорят с ним о его чувствах, и о своих, он может узнать, как называется то, или иное состояние и настроение. В этом возрасте им уже не интересны простейшие мультики – им нужен сюжет, чувства, отношения. То же самое с книгами – чистая радость от веселых звонких рифм Чуковского и Маршака сменяется интересом к волшебным сказкам, к длинным историям «с продолжением».
К пяти-шести годам ребенок, прежде поглощенный, прежде всего собой, своими чувствами, желаниями, потребностями, постепенно словно разворачивается к людям, начинает интересоваться их желаниями и состояниями. Делает первые попытки поставить себя на их место, примерить из роль. Эта способность понимать, чувствовать состояние другого человека – очень важная для всей последующей жизни.
Эмпатия – способностью понимать, чувствовать состояния людей. Общаться с эмпатичным человеком просто и приятно. Он чувствует, когда промолчать, а когда поддержать, ему не надо ничего объяснять – он сам догадается, что у тебя на душе тяжело или ты хочешь побыть один. Мы не осознаем этого, иногда сами не может объяснить, но бессознательно воспринимаем эмпатичного человека как «хорошего», «приятного», мы хотим с ним быть, хотим с ним работать, дружить, иметь дело.
И, наоборот, с малоэмпатичными окружающим тяжело, и каждый раз когда есть выбор: общаться или нет, они бессознательно выбирают «нет». Да и сам малоэмпатичный человек то и дело попадает в неловкие ситуации, действуя невпопад.
У всех народов есть сказки про дурака, который на похоронах пляшет, а на свадьбе плачет, за что получает колотушек от участников этих действий. Конечно, он «дурак» не в смысле незнания таблицы умножения, а именно по части эмоционального интеллекта, способности эмпатически распознавать чувства окружающих.
Основы эмпатии закладываются еще в первый год жизни, во время позитивного отзеркаливания взрослыми эмоций ребенка. В дошкольные годы эмпатия становится осознанной, ребенок не просто «отражает» чувства другого, он их начинает распознавать и называть. Он может спросить маму: «Почему ты такая грустная?» У кого такое уже было?
Не менее важна и способность к рефлексии – умение распознавать свои собственные чувства и потребности и говорить о них. Такая способность является одним из признаков психологического благополучия, и наоборот: алекситемия, эмоциональная немота, неумение распознавать и называть свои эмоции – часто связана с психологическими проблемами и приводит даже к физическим болезням.
Как любая тонкая настройка, способность к эмпатии и к контакту со своими чувствами лучше всего развивается в безопасности и разнообразии. Невозможно развить тонкое обоняние, если вы живете на лакокрасочном заводе или у помойки. Невозможно сохранить тонкую тактильную чувствительность, если кожа покрыта мозолями и рубцами. Поэтому дети, которым приходится жить в атмосфере семейных скандалов, явной или скрытой неприязни членов семьи друг к другу, или постоянной тревоги всей семьи, нередко выбирают не чувствовать всего этого, вырабатывают защитное онемение чувств. Дети, которые очень мало общаются со взрослыми, все время предоставлены сами себе «иди поиграй сам в своей комнате», не видят своих родителей в непосредственном, живом общении, тоже могут с трудом развивать способность к эмпатии – у них просто слишком мало для этого материала.
Сегодня я хочу поговорить о том, что необходимо сделать, что бы развить базовый эмоциональный интеллект:
1.Создать безопасную среду. Это место, где ребёнка примут всегда с пониманием и любовью, выслушают, будут сопереживать его горю или радоваться вместе его успехами. Таким местом обычно является дом, но не всегда. Иногда дома не понимают, высмеивают или игнорируют проблемы, тогда ребёнок ищет другое место, где его поймут.
2.Задавать ребёнку вопросы, интересоваться тем, что он чувствует. Это поможет малышу прислушиваться к себе, своим эмоциям, а также проговаривать их. Игнорируя чувства ребёнка, вы только придете к анекдотичной ситуации: «– Сынок, тебе пора домой. – Мама, я замерз? – Нет, сынок, ты проголодался».
3.Играть в ролевые игры. Во время них можно прорабатывать разные ситуации, давать эмоциональный отклик на них.
4.Читать художественную литературу, в том числе, специальные терапевтические книжки для проработки определённых эмоций. Отлично подходит для малышей 2-3 лет серия книг Елены Ульевой, для детей постарше можно взять «Где живут эмоции» Виктории Шиманской с практическими заданиями внутри. Не менее важно чтение обычных сказок и историй, ведь в каждой из них герой переживает определенный набор эмоций и реагирует на них.
5. Расширять словарь эмоций. Невозможно управлять тем, что даже не можешь назвать. Для пополнения словарного запаса можно распечатать колесо эмоций Роберта Плутчика.
6. Не использовать стереотипных фраз, вроде «мужчины не плачут» или «девочки не дерутся». Это не только воспитывает у ребёнка гендерные стереотипы (ага, вот девочки не дерутся, значит мальчикам драться можно?), но и обесценивает чувства ребёнка. Слыша такое, ребёнок может начать стыдиться своих чувств, закрываться (мне грустно и обидно, но я мальчик, не должен плакать, наверное, я какой-то неправильный).
7.Учить не подавлять негативные эмоции, а выражать их безопасным способом. Психологи уверены: сдерживание сильных эмоций может привести в дальнейшем к неврозам. Не запрещайте испытывать чувства. Плакать, злиться, грустить, бояться – это нормально, все мы это испытываем время от времени. Ваша задача – быть рядом во время этих эмоций и научить справляться с ними.
8.Показывать личный пример. Пожалуй, один из самых сложных пунктов. Вы часто говорите ребёнку, что вы сейчас испытываете? Вот только небольшое количество примеров: «Этот пирог такой вкусный, я ем его с большим удовольствием», «Я счастлива играть с тобой на улице», «Я люблю тебя», «Ты принесла очень красивую поделку, я так горжусь тобой», «Мне больно и я расстроилась, что ты меня укусил», «Я очень скучала по тебе, когда ты был в детском саду», «Мне грустно от того, что наша собачка заболела, я очень переживаю за его здоровье», «Мне брезгливо идти по илистому дну в речке, потому что это неприятные для меня ощущения».
А ягодкой на торте хочу оставить небольшую игру на изучения эмоций.
«Когда я радуюсь»
Игра подходит как для компании ребятишек, так и для тандема «Родитель – ребёнок». Возьмите мячик и передавайте его из рук в руки. Тот участник, у которого в руках мяч, говорит: «Я радуюсь, когда …» и предлагает ситуацию. Повторять можно несколько раз. Затем также можно проработать другие эмоции.
Игра важна не только для эмоционального развития, но и для укрепления отношений в семье. Можно узнать проблемные моменты, например, чего ребёнок боится, от чего переживает. Если вы играете в компании детей, можно ввести дополнительное правило: каждый игрок, который испытывает те же эмоции, говорит «И я!». Это сплачивает коллектив и помогает лучше узнать друг друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.
Россия, РоссияРоссия - Родина моя 1. Матрешкины забавы2. "Колядки"...
Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)
Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»
Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...
Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"
С чего начинается детский сад? Как это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...
Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).
laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...