Создание условий, методов и технологий для работы с семьей в целях развития конструктивного мышления детей
статья (старшая группа)

Низамова Дильбар Галимовна

Семья и детский сад — два общественных института, “два воспитательных феномена”, которые помогают приобрести ребенку социальный опыт, создают оптимальные условия для вхождения малыша в большой мир, стоят у истоков нашего будущего. А наше будущее — это дети! “Если человек загадывает на года, он сеет хлеб, если человек загадывает на десятилетия, он сажает деревья, если человек загадывает на века, он воспитывает детей.“ Именно ребенок является основой для сближения души и разума людей, сопричастных жизни ребенка. Рассказывая о ребенке — о том, что происходило с ним в течение дня, какие позитивные стороны личности проявил малыш, какие достижения или трудности принес ему день — воспитатель формирует у родителей понимание того, что рядом с детьми — внимательный, заинтересованный человек, обладающий такой информацией о ребенке, которой нет и может не быть у самих мам и пап по той простой причине, что их нет рядом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_2.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД

«Северная сказка»

«Создание условий, методов и технологий для работы с семьей в целях развития конструктивного мышления детей»

г. Новый Уренгой

2022 г

Семья и детский сад — два общественных института, “два воспитательных феномена”, которые помогают приобрести ребенку социальный опыт, создают оптимальные условия для вхождения малыша в большой мир, стоят у истоков нашего будущего. А наше будущее — это дети! “Если человек загадывает на года, он сеет хлеб, если человек загадывает на десятилетия, он сажает деревья, если человек загадывает на века, он воспитывает детей.“ Именно ребенок является основой для сближения души и разума людей, сопричастных жизни ребенка. Рассказывая о ребенке — о том, что происходило с ним в течение дня, какие позитивные стороны личности проявил малыш, какие достижения или трудности принес ему день — воспитатель формирует у родителей понимание того, что рядом с детьми — внимательный, заинтересованный человек, обладающий такой информацией о ребенке, которой нет и может не быть у самих мам и пап по той простой причине, что их нет рядом.

Хороший родитель всегда заинтересован в подробностях жизни собственного малыша, к своему ребенку он хочет видеть внимательное отношение, индивидуальный подход, персональное внимание к его нуждам. Что же нужно педагогу, чтобы отвечать этим ожиданиям? Пожалуй, многое. Желание и умение наблюдать “ личную “ жизнь ребенка в группе во всем многообразии ее проявлений, а не только видеть и ценить свои воспитательские действия. Умение выделить существенное и позитивное в характере ребенка. Понимать причины того или иного поступка, поведения в целом. Желание и способность донести увиденное до родителей, чтобы затем вместе с ними сложить из отдельных фактов картину жизнедеятельности и жизнетворчества ребенка. Нужно многое. Но не невозможное.

Единая позиция педагогов и родителей в понимании перспектив и взаимодействий между ними, обмен мыслями, чувствами, переживаниями — создают важнейшие условия гармоничного развития ребенка. В дошкольной организации ребенок получает образование, приобретает навык взаимодействия с социумом, умеет планировать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этим, зависит от семьи. Гармоничное развитие дошкольника без активного включения родителей в образовательный процесс вряд ли возможно. Эффективность воспитания детей во многом зависит от уровня педагогической грамотности, педагогической образованности и компетентности родителей.

 В современных родителях все тверже проявляется убежденность значимости собственной личности, все большее число молодых проникается пониманием важности собственной активности, ответственности за качество своей жизни. Это внутренняя, личностная составляющая. Именно их пример, и личные качества определяют результативную функцию семьи. Неоспорим тот факт, что для обеспечения гармоничного развития ребенка необходимо единство и согласованность двух социальных институтов: семьи и детского сада. Семья — это первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека, среда обитания и воспитания, где решаются основные педагогические задачи. Именно семья играет определяющую роль в становлении личности ребенка, в приобщении к системе общечеловеческих ценностей.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Философия взаимодействия детского сада и семьи заключается в том, что за воспитание детей несут ответственность родители. А детский сад призван помочь, поддержать и направить их воспитательную деятельность. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство». Как социальное явление детский сад меняется все больше и больше. Из некогда закрытой самодостаточной структуры. Он становится открытым, подверженным существенным переменам.

Включение родителей воспитанников в учебно-воспитательный процесс  начинает внедряться в практику работы детского сада. Задача воспитателя  объединить педагогический коллектив на решение этой задачи и организовать работу в соответствии с требованиями ФГОС. Привлечение родителей воспитанников к занятиям с детьми по конструированию важно для развития детей и интересно в плане новых форм взаимодействия с семьями. Конструирование относится к продуктивным видам детской деятельности. Создание разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов в семье даст хороший результат для детского развития.

Методы и технологии  привлечения родителей к занятиям с ребенком по конструированию разнообразны.

 Это анкетирование, опрос родителей, который является эффективным методом сбора информации и традиционным способом сотрудничества педагога с ребенком.

 Технологии обучения в сотрудничестве, куда входят консультации и рекомендации, создание буклетов, газет  родителям о значении конструирования в развитии дошкольника. Консультируем родителей о том, какие конструкторы и подручные материалы можно использовать в семье для развития конструктивных умений ребенка. Большинство родителей приобретают конструкторы, которые не соответствуют возрасту ребенка (яркие, не дорогие, что выбрал сам ребенок). Не показывают ребенку методы действий с конструктором (не видят необходимости в этом). Не конструируют вместе с ребенком (нет времени, не знают как). Не разрешают детям использовать подручные материалы для конструирования (испачкаешься, намусоришь, поранишься).

К «технологии мастерской» относятся совместное проведение с родителями мастер-классов, семинаров практикумов, практического тренинга, оформление выставок  и т.д.

Конструированию отводится значительное место в работе с детьми всех возрастных групп, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей.

При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности.

Мы, педагоги, детально прорабатываем информацию для родителей воспитанников об основных задачах работы с детьми по конструктивно-модельной деятельности в зависимости от возраста детей.

Основными задачами старшего дошкольного возраста по конструктивно-модельной деятельности являются:

  • продолжать развивать умение устанавливать связи между создаваемыми постройками и объектами окружающего мира;
  • закреплять умения выделять основные части и характерные детали конструкций; Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами;
  • закреплять умение заменять одни детали другими;
  • формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта;
  • закреплять умение строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал;
  • продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; помогать друг другу при необходимости.

Знакомим родителей с типами и видами конструирования. Типы конструирования:  техническим и художественным.

В техническом конструировании дети отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации образами из сказок, фильмов.

К техническому типу конструкторской деятельности относят: конструирование из строительного материала; конструирование из деталей конструктора, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков. В художественном конструировании дети, создавая образы, выражают своё отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, формой.

К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.

Виды конструирования

В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают виды конструирования:

  • конструирование из строительных материалов;
  • конструирование с применением специальных конструкторов;
  • конструирование из бумаги и дополнительных материалов;
  • конструирование из природного материала.

Конструкторы могут быть деревянные, металлические, пластмассовые, но обязательно содержат крепления на винтах. Это расширяет возможности, позволяя создавать подвижные игрушки (экскаватор, подъемный кран и т.д.).

Конструирование из бумаги и дополнительных материалов включает изготовление игрушек с использованием бумаги, картона и других материалов.

Данный вид конструирования требует определенных навыков. Ребенок должен уметь самостоятельно клеить и владеть ножницами.

При работе с природными материалами используются пластилин, клей, картон и прочие дополнительные предметы. Данный вид конструирования помогает сформировать у ребенка художественное и эстетическое восприятие, развить воображение. Учит видеть красоту окружающего мира.

Родители являются частыми гостьями на открытых показах непосредственной образовательной деятельности по конструированию. Часто включаем показ видеофрагментов занятий по конструированию на родительских собраниях и других видах встречах. Организуем развлечения с участием родителей, где включаем различные виды конструктивной деятельности. Привлекаем родителей к участию с детьми в конкурсах различных уровней. О результатах сообщаем на официальном сайте ДОУ и в стенде для родителей. Систематически организуем выставки детских работ.

Сегодня рассмотрим технологию проектной деятельности. В старшей группе был реализован долгосрочный практико-ориентированный архитекторский  проект «Наше Коротчаево».

Предметно-архитектурное пространство родного города, в котором живёт ребенок, играет  важную роль в развитии ценностного отношения к Родине, в воспитании  патриотизма, бережного отношения к  культуре родного города, знаний о знакомых улицах, где расположен дом, детский сад и другие социальные объекты, формируются общие представления об основных архитектурных сооружениях, памятниках определяющих облик района. С этой целью мы, педагоги, старшей группы МБДОУ «Детский сад «Северная сказка» решили реализовать данный проект. В реализацию проекта были вовлечены педагоги дошкольного учреждения, дети и родители, ведь изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и дошкольного учреждения. Положительный результат будет, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства ребенка.

Роль родителей в реализации проекта была такова: сбор информационного материала, помощь в создании схем-алгоритмов к постройкам, сбор необходимой литературы, совместное создание макетов социально-значимых объектов нашего района в домашних условиях, выпуск отчетной газеты, где указали каждый этап изготовления макета и помощь в организации презентации проекта, итоговой образовательной деятельности.

Работа над   проектом  определялась необходимостью всестороннего изучения родного города и района с тем, чтобы расширить общеобразовательный кругозор детей, развивать историческую память,  способствовать осознанному пониманию окружающей действительности. А также определение своего  места и роли в жизни общества, воспитание любви и интереса к родному краю, к самостоятельному поиску. Организация  работы по развитию детей на архитектурных образцах нашего района имеет огромный потенциал в эстетическом развитии ребенка, в формировании   художественного вкуса дошкольника и  развитии его познавательной сферы.

В ходе реализации проекта мы с детьми уточнили, что  Коротчаево является важнейшим транспортным узлом на Ямале.  Железнодорожная станция самая крупная в Ямало-Ненецком автономном округе. Автомобильная дорога и действующий речной порт позволяют обеспечивать транспортное сообщение и доставлять груз  как для самого района, так и для города Новый Уренгой и других муниципальных образований округа. Район Коротчаево имеет свое неповторимое лицо, характер и судьбу.

Модельно – конструктивная деятельность создает условия для организации детского коллектива. Она оказывает большое влияние на развитие личности и волевой сферы ребенка. В процессе этой деятельности осуществляется физическое совершенствование ребенка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях сопровождаются эмоциональным подъемом, способствуют тому, что движения становятся быстрыми, ловкими. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструктивно – модельной деятельности, незаменим в плане формирования умений и навыков исследовательского поведения. Целенаправленное и систематическое обучение дошкольников конструированию играет большую роль при подготовке к школе.

Таким образом, конструктивно – модельная деятельность играет огромную роль в процессе всестороннего, гармоничного развития личности дошкольника и если развитие конструктивно-модельной деятельности детей  будет проходить в тесном  сотрудничестве с родителями то дошкольники более глубже приобщатся к техническому творчеству, формируя инженерное мышление и первоначальные технические навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль оригами в развитии конструктивного мышления детей дошкольного возраста

Роль оригами в развитии конструктивного мышления детей дошкольного возраста...

Отчёт по самообразованию "Роль оригами в развитии конструктивного мышления детей среднего дошкольного возраста"

Оригами - искусство складывания бумажных фигурок - может быть полезно в дошкольных учреждениях благодаря своему многостороннему воздействию на детей....

Организация образовательного пространства в ДОО с целью развития конструктивного мышления у дошкольников

Качество дошкольного образования, с учётом специфики дошкольного возраста, заключается не в получении детьми большого объёма знаний, а в овладении способами работы со знаниями, формировании необходимы...

План по самообразованию «Роль оригами в развитии конструктивного мышления детей дошкольного возраста»

Материал предначначен для работы с детьми старшего дошкольного возрастаю...

Представление опыта работы по теме: «Технология использования маркеров игрового пространства с целью развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Формирование целостной картины мира у детей — одна из приоритетных задач дошкольного образования. Это сложный и длительный процесс. Он усложняется и изменяется на протяжении всей жизни...

Роль оригами в развитии конструктивного мышления детей дошкольного возраста

Цель самообразования для педагога: повысить свой теоретический, методический и профессиональный уровень путем использования нетрадиционных технологий в процесс обучения и воспитания художественно-эсте...

Тема: «Украшение платочка». Цель: Развитие конструктивных способностей детей.

Тема: «Украшение платочка».Цель: Развитие конструктивных способностей детей....