Роль оригами в развитии конструктивного мышления детей дошкольного возраста
проект по конструированию, ручному труду
Цель самообразования для педагога: повысить свой теоретический, методический и профессиональный уровень путем использования нетрадиционных технологий в процесс обучения и воспитания художественно-эстетическому творчеству, изучить литературу по данной теме.
Задачи:
- Творчески применять профессионально-педагогические знания с учетом возрастных, индивидуальных способностей дошкольников.
- Формировать интерес детей к занятиям, а также расширять творческий опыт у детей дошкольного возраста посредством овладения новыми конструктивными качествами на занятиях, в свободной деятельности.
- Привлечь педагогов к использованию приемов оригами.
- Разработать перспективный план работы с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_prudetskaya.docx | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №84 «Искорка»
городского округа «город Якутск»
ПАПКА
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Тема: «Роль оригами в развитии конструктивного мышления детей дошкольного возраста»
Прудецкая Мария Федоровна
Воспитатель, СЗД
Начало изучения темы: 2019
Окончание изучения темы: 2022
Цель самообразования для педагога: повысить свой теоретический, методический и профессиональный уровень путем использования нетрадиционных технологий в процесс обучения и воспитания художественно-эстетическому творчеству, изучить литературу по данной теме.
Задачи:
- Творчески применять профессионально-педагогические знания с учетом возрастных, индивидуальных способностей дошкольников.
- Формировать интерес детей к занятиям, а также расширять творческий опыт у детей дошкольного возраста посредством овладения новыми конструктивными качествами на занятиях, в свободной деятельности.
- Привлечь педагогов к использованию приемов оригами.
- Разработать перспективный план работы с детьми.
Актуальность выбранной темы.
Оригами – искусство складывания бумажных фигурок – может быть полезно в дошкольных учреждениях благодаря своему многостороннему воздействию на детей. Впервые оригами как фактор полезного воздействия на ребенка выделил Фредрих Фребель, включивший в обучение воспитанников знакомство с техникой складывания фигурок из бумаги.
Родина оригами – Япония. Искусство складывания бумаги зародилась в Стране Восходящего Солнца много веков назад.
Современные педагоги не без основания применяют оригами в работе с детьми, ведь замечено, что оно воздействует на развитие мелкой моторики и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а следовательно, на развитие интеллекта в целом.
Не перечесть всех достоинств оригами: доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекает ребенка, они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как многократное складывание, сгибание, надрезание, склеивание. Еще оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.).
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями. Складывание фигурок может сопровождать познавательными рассказами различной направленности.
Кроме того, дети знакомятся с традициями Японии. При изготовлении некоторых классических фигурок, дошкольники узнают о конкретных обычаях, существующих в Японии. Таким образом, занятия оригами несут в себе и культурологические сведения.
Занятия оригами формируют и развивают у ребенка такие важные свойства визуального восприятия, как:
- Целостность – свойство, позволяющее получить образ предмета во всем многообразии соотношений его свойств и сторон;
- Предметность – соотнесение наглядного образа с определенными предметами внешнего мира или моментами объективной действительности;
- Осмысленность – осознание того, что воспринимается;
- Обобщенность – восприятие единичного объекта как особого проявления общего класса объектов, однородных с данным по каким-либо признакам;
- Избирательность – преимущество выделения одних объектов по сравнению с другими, раскрывающее активность человеческого восприятия.
На основании выше изложенного можно сделать вывод, что оригами формирует и развивает восприятие и его свойства. Поэтому занятия искусством оригами будут важны для развития ребенка.
Цель: развитие личности ребенка в процессе конструктивной деятельности.
Задачи:
- дать детям первоначальные знания, умения и навыки по технике оригами;
- развивать психические процессы (память, концентрацию внимания, пространственное воображение, связную речь);
- умственные способности (познавательную активность, логику, способность следовать устным инструкциям или шагам пооперационной карты);
- совершенствовать мелкую моторику (точные движения пальцев, готовить руку к письму);
- знакомить с основными геометрическими понятиями (точка, угол, середина, диагональ, квадрат, круг и др.);
- развивать творческие способности, художественный вкус и фантазию;
- уверенность в своих силах. Расширять коммуникативные способности;
- воспитывать любовь к труду;
- воспитывать дружеские взаимоотношения, потребность в анализе и самоанализе.
Изучила нормативные документы:
- Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 №61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
- Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. №03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. федерального закона от 28.07.2012 №139-ФЗ).
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. №30384.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологического требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
План работы в средней группе.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь-октябрь | Изучить и проанализировать: - Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. - ФГОС дошкольного образования. - Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Москва 2012 | |
В течение года | Изучение методической литературы:
| ||
В течение года | Изучение интернет ресурсов: 1. http//belibra.ru/Buki/Origami-s-dyetjjmi-Metodicheskoye-posobiye.html 3.http://fb.ru/article/180908/origami-dlya-detey---let-shemyi-i-idei 4.https://ligolka.com/rukodelie/origami-dlya-detey 5.https://www.syl.ru/article/303057/origami-dlya-detey-let-kak-zanyat-neposedu 6.http://www.tvoyrebenok.ru/origami-katapulta.shtml 7.https://ligolka.com/rukodelie/origami-dlya-detey | ||
Работа с детьми | Сентябрь | Познакомить детей с историей возникновения и развития искусства оригами. Познакомить детей со свойствами бумаги. Вызвать интерес к изготовлению поделок из бумаги. Познакомить детей с искусством складывания фигурок из бумаги:
| |
Октябрь-ноябрь | Познакомить с базовыми формами в оригами. Упражнять детей в аккуратном складывании. Развивать творческие способности.
Знакомство детей с обозначениями, которые используют в схемах оригами. Воспитывать желание создавать коллективную композицию, помогать друг другу. | ||
Декабрь-январь | Учить работать с исходной формой «квадрат». Продолжать развивать интерес к искусству оригами. Воспитывать интерес и желание делать разнообразные поделки из бумаги.
| ||
Февраль-март | Продолжать учить работать с исходной формой «квадрат». Учить изготавливать различные цветы в технике оригами. Способствовать развитию творческого воображения.
| ||
Апрель-май | Продолжать работать с исходной формой квадрат, прямоугольник. Развивать точность движений, умение проглаживать линии сгиба. Воспитывать интерес к искусству оригами.
| ||
Работа с семьей | Сентябрь | Консультация для родителей «Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей». | |
Декабрь | Привлечение родителей к изготовлению зимних поделок. Мастер класс для родителей «Снежинка». | ||
Апрель | Консультация для родителей «Значение оригами для всестороннего развития ребенка». | ||
Май | Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей в семье». | ||
Самореализация | Сентябрь-декабрь | Разработать перспективное планирование экспериментальной деятельности у детей средней группы по данной теме. Разработать и апробировать комплекс упражнений по созданию оригами в развитии конструктивного мышления Выставка детских работ. |
Отчет по теме самообразования.
В конце года провела игры на закрепление изученных базовых форм: «Кто быстрее сделает из круга…», диагностическая викторина «Что? Где? Когда?».
Совместно с детьми составили сюжетно-тематические композиции на заданную тему. В работах дети использовали уже знакомые модели оригами.
Развиваются познавательная активность, логика, способность следовать устным инструкциям.
План работы в старшей группе.
Цель: прививать интерес к технике оригами.
Задачи:
- учить следовать устным инструкциям;
- воспитывать любовь к живой природе, любознательность;
- создавать игровые ситуации.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | В течение года |
| |
Работа с детьми | Сентябрь | Знакомство с оригами. Продолжение. Инструктаж по технике безопасности. Модели на выбор: утка-мандаринка, попугай, пингвин. Стаканчик. Кружка, лейка, корзинка. | |
Октябрь | Оригами из квадрата. Базовая форма – треугольник. Мордочки лисенка, кролика. Мордочка кошки, мордочка бычка и песика. Лиса. Киска Алиска. Домик с крыльцом. Домик с трубой. Самурайский шлем. Рыбка с удочкой. Лающая собака. Мяукающая кошка. Хрюкающий поросенок. | ||
Ноябрь | Оригами из квадрата. Базовая форма – книжка. Сумка. Лягушка. Подставка для фотографии. Уточка с утенком. Лебедь с детенышем. Кукла-мальчик. Кукла-девочка. Кролик. | ||
Декабрь | Подготовка к Новому году. Елочка. Сова. Восьмиконечная звезда. Снежинки. Снежинка «Лес». Новогодние открытки «Дед Мороз», «Снегурочка», «Трусишка зайка беленький». Маски «Кот», «Заяц». | ||
Январь | Оригами из квадрата. Базовая форма – дверь. Кошелек. Грибок. Мобильный телефон. Корона для короля. Корона для королевы. Стул. Коробочка. Пароход. | ||
Февраль | Оригами из квадрата. Базовая форма – дом. Дом. Пианино. День защитника Отечества. Поздравительная открытка «Ракета». Подарочный пакетик подарков защитникам Отечества | ||
Март | Открытка «Ромашка». Ваза с тюльпанами. Складывание салфеток к праздничному столу. Стрелка-1. Веер. | ||
Апрель | Оригами из прямоугольника. Самолет-1. Самолет-истребитель. Ежик. Открытка в технике кирикоми-оригами. Подставка для пасхальных яиц. Курица. | ||
Май | Поздравительная открытка «Гвоздика». Буденовка. Открытка со звездой для ветеранов. Медицинская шапочка. | ||
Июнь | Знакомство с простейшими пооперационными картами (схемами оригами). Стаканчик. Мордочки животных. Вертолет. Сердечко. Закрепление пройденного материала. | ||
Работа с семьей | Сентябрь | Консультация для родителей, просмотр фильма «Оригами. Развитие речи дошкольников» Е. и С. Афонькиных. | |
Декабрь | Привлечение родителей к изготовлению зимних поделок. Мастер класс для родителей «Восьмиконечная звезда». | ||
Февраль-март | Привлечение родителей к изготовлению открыток на 23 февраля и 8 марта. | ||
Май | Выставка работ детей с родителями «Макет «Городок оригами». | ||
Самореализация | Просмотр фильма «Оригами. Развитие речи дошкольников» Е. и С. Афонькиных. Разработать перспективное планирование экспериментальной деятельности у детей старшей группы по данной теме. Разработать и апробировать комплекс упражнений по созданию оригами в развитии конструктивного мышления. Выставка детских работ. |
Отчет по теме самообразования.
В конце года у детей хорошо развиты такие психические процессы, как память, концентрация внимания, пространственное воображение, связная речь. Формируются творческие способности, художественный вкус и аккуратность, совершенствуется мелкая моторика и точные движения пальцев.
План работы в подготовительной к школе группе.
Цель: прививать интерес к технике оригами.
Задачи:
- учить составлять сюжетно-тематические картины;
- воспитывать усидчивость и самодисциплину;
- развивать внимание, память, пространственное воображение.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | В течении года |
| |
Работа с детьми | Сентябрь | Знакомство с оригами. Продолжение. Инструктаж по технике безопасности. Заяц. Лиса. Волк. Оригами из квадрата. Базовая форма – треугольник. Пингвин. Каркающая ворона. Сказка «Теремок». | |
Октябрь | Оригами из квадрата. Базовая форма –книжка. Диван. Диванные подушки. Кухонный стол и стул. Лодка. Базовая форма – воздушный змей. Болтливый щенок. Божья коровка. Белка. Ворона. | ||
Ноябрь | Оригами из квадрата. Базовая форма – дверь. Пирога. Автомобиль. Джип. Базовая форма – блинчик. Вороненок. Коробочка Санбо. | ||
Декабрь | Подготовка к Новому году. Орнамент. Рождественский сапожок. Открытка «Зайцы зимой». Открытка с елочкой. Дед Мороз. Снегурочка. Театр масок. Мышка. Театр масок. Медведь. Базовая форма – дом. Лисья маска. Ферма. | ||
Январь | Оригами из прямоугольника. Упаковка для письма. Вазочка. Фотоаппарат. Чудо-кораблик. Вертолет. Болтливая лягушка. | ||
Февраль | Выполнение моделей оригами с помощью пооперационных карт (схем). Дом. Каркающая ворона. Заяц. Диван. Кошелек. День защитника Отечества. Поздравительная открытка. Парусная лодка. Ракеты. Космонавт. | ||
Март | Международный женский день. Открытка «Лилия». Тюльпан. Салфетка для столового серебра. Базовая форма – двойной треугольник. Скалярия. Бабочка. Лягушка. Летучая мышь. Замок. Базовая форма – двойной квадрат. Елочка в снегу. Коробочка «Звезда». Олимпийская медаль. | ||
Апрель | Оригами из квадрата. Базовая форма – катамаран. Парусник. Стол. Маска «Настроение». Пасхальные подарки. Подставка для пасхальных яиц «Цыпленок». Курица-несушка. | ||
Май | День Победы. Открытка «Тюльпаны». Двойная звезда. Закрепление пройденного материала. Составление сюжетно-тематических композиций. Дидактические игры «Сделай базовую форму, название которой написано на карточке», «Найди нужную базовую форму, которая изображена на доске». | . | |
Работа с семьей | Сентябрь | Привлечение родителей к созданию героев и декорации сказки «Теремок». | |
Декабрь | Привлечение родителей к изготовлению зимних поделок для выставки «Мастерская Деда Мороза». | ||
Февраль | Консультация для родителей «Выполнение моделей оригами с помощью пооперационных карт (схем)». | ||
Май | Закрепление пройденного материала. Выставка работ детей. | ||
Самореализация | Разработать перспективное планирование экспериментальной деятельности у детей подготовительной группы по данной теме. Разработать и апробировать комплекс упражнений по созданию оригами в развитии конструктивного мышления. Выставка детских работ. |
Отчет по теме самообразования.
Таким образом, опыт преподавания оригами и его обобщение вызывает к жизни не только методическое, но и системные организационные мероприятия в детских учреждениях.
По результатам видно положительное влияние оригами на детей всех возрастов и успехи в учебе. Наибольший положительный эффект отмечен на крайних уровнях способностей, т.е. у самых успешных учеников и самых отстающих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: «Роль оригами в развитии конструктивного мышления у детей дошкольного возраста»
Актуальность: Оригами является посредником между художественным и научным постижением мира. Он служит средством развития различных психических процессов, в том числе и конструктивного мышления....
Роль оригами в развитии конструктивного мышления детей дошкольного возраста
Роль оригами в развитии конструктивного мышления детей дошкольного возраста...
Отчёт по самообразованию "Роль оригами в развитии конструктивного мышления детей среднего дошкольного возраста"
Оригами - искусство складывания бумажных фигурок - может быть полезно в дошкольных учреждениях благодаря своему многостороннему воздействию на детей....
Доклад для родительского собрания на тему: «Роль оригами в развитии конструктивного мышления у детей дошкольного возраста»
Доклад для родительского собрания на тему: «Роль оригами в развитии конструктивного мышления у детей дошкольного возраста»...
Опыт работы по теме «Техника «Оригами» как средство развития конструктивных способностей детей дошкольного возраста»
Опыт работы по теме «Техника «Оригами» как средство развития конструктивных способностей детей дошкольного возраста»...
План по самообразованию «Роль оригами в развитии конструктивного мышления детей дошкольного возраста»
Материал предначначен для работы с детьми старшего дошкольного возрастаю...
«Роль оригами в развитии конструктивного мышления детей старшего дошкольного возраста»
Используя оригами и развитое конструктивное мышление, появляется возможность преобразовать бумагу в красивые предметы быта. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоск...