Консультация «Использование малых фольклорных форм в играх-драматизациях»
консультация (подготовительная группа)

Метелина Марина Николаевна

Детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №15»

Консультация

«Использование малых фольклорных форм в играх-драматизациях»

Подготовительная группа №3

http://pedagogtop.ru/wp-content/uploads/2018/10/Konspekt_zanyatiya_po_poznaniyu_v_starshey_gruppe_na_temu_tehnika_1-2.jpg

Метелина М.Н

«Именно в игре ребёнок свободно владеет речью

 говорит то, что думает, а не то, что надо.

Не поучать и обучать, а играть с ним,

 фантазировать, сочинять, придумывать –

вот, что необходимо ребёнку»

ДжанниРодари

Детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Слово «фольклор» произошло от соединения двух английских слов: folk – «народ» и lore – «мудрость». История фольклора уходит в далёкую древность. Её начало связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и своё место в нём. Для фольклора характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напевностью. Издавна существует множество фольклорных произведений, специально предназначенных для детей. Это играет огромную роль в воспитании подрастающего поколения. Многие жанры детского фольклора связаны с игрой, в которой воспроизводятся жизнь и труд старших, поэтому здесь находят отражение моральные установки народа, его национальные черты, особенности хозяйственной деятельности.

        Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки – это народная мудрость. Все, что пришло к нам из глубины веков, теперь называется народным творчеством. Очень важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

        Педагоги и психологи считают фольклор одним из действенных ярких средств народной педагогики, таящем огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру.

В работе с детьми я использую следующие виды фольклора: Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.Потешки -игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).Заклички -обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).Приговорки -обращения к насекомым, птицам, животным.Считалки -коротенькие  стишки,  служащие  для  справедливого распределения ролей в играх. Скороговорки  и  чистоговорки -незаметно  обучающие  детей правильной и чистой речи.Дразнилки -веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.Прибаутки, шутки, перевертыши -забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.(Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?)

В  своей  работе  малые  фольклорные формы  я  использую  в  разных  видах деятельности:

в обучении правильному произношению;

в приобщении детей к русской национальной культуре;

в непосредственно образовательной деятельности;

в беседах;

в наблюдениях;

в народных подвижных играх;

в играх на развитие мелкой моторики;

в театрализованной деятельности;

в инсценировках.

Я  хотела  бы остановиться  на  использовании  детского  фольклора  в играх-драматизациях  с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей.

У дошкольников 6–7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя. Это требует от ребёнка умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать слова.

Игры драматизации – это особые игры, в которых дети сами изображают героев литературных произведений, чаще это могут быть сказки, песни, стишки. В них ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя творцом, хозяином происходящих событий, он сам управляет действиями героев и сам строит их отношения. Дети разговариваютголосами своих героев, переживают за них, перевоплощаются в образ. Во время таких игр идет интенсивное развитие речи, игры помогают сделать речь более выразительной, дети пользуются  прямой монологической и диалогической речью, обогащается  словарный запас, развиваются творческие способности ребенка, его воображение, фантазия,  учатся мыслить самостоятельно и логично. Все это отражается на развитии ребенка и в дальнейшем, на учебной деятельности.Игры – драматизации воспитывают положительные черты характера детей, разнообразят детский досуг. Использование всех доступных жанров фольклора в развитии, воспитании и обучении дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использования их в речевом межличностном общении, театрализованных, хороводных и сюжетных играх.

Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в театрализованной игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни.

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику детей, я учу их на материале фольклора с помощью игры  разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных  инструментах  и  т.  д.  Свой  показ  дети  сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами.

Так, при проговаривании и обыгрывании потешки:

Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла,
сына в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
сыну ягод приносила,
Её хвост отдать просила
.

Дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.Большое место в работе отвожу шутке, веселью. Для этого применяю докучные сказочки, дразнилки, шутливые диалоги. Заучивание докучных сказок, скороговорок-чистоговорок и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что у ребенка развивается память, воображение и активизируется мыслительная деятельность. Например, такой диалог:

-Где ты, брат Иван?-

В горнице -А что делаешь?-

Помогаю Петру.-

А Петр что делает?-

Да на печи лежит.

 Игра-пантомима«Медвежата»

Цель: развивать пантомимические навыки

А вот посмотрите, гора старого валежника. Ой, это берлога! А в ней спят медвежата. Но вот пригрело солнышко, растопило снег. Капельки воды просочились в берлогу. Вода попала на нос, уши, лапы медвежат.

Медвежата потянулись, фыркнули, открыли глаза и стали выбираться из берлоги. Раздвинув лапами сучья, они выбрались на поляну. Лучи солнца слепят глаза. Медвежата прикрывают лапами глазки и рычат от недовольства. Но вскоре глаза привыкли. Медвежата огляделись, понюхали носом свежий воздух и тихо разбрелись по полянке. Сколько здесь интересного! Дальше возможна импровизация.

Спит медведь в своей берлоге,

Не будите по тревоге,

Коль проснется рано он,

Будет очень, очень зол.

Ведь зимой привык он спать,

Лапу  теплую сосать,

Лишь когда придет весна,

Мишке будет не до сна.

Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности,  где  используем  с  детьми  инсценировки. Например,  дети,  в  игре  проговаривая  прибаутки,  потешки  передают  их содержание  с  помощью  пластических  движений  тела,  жеста  и  показывают то, о чем идет речь.С её помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инсценировки сочетается с заучиванием текста, запоминанием последовательности действия, активизации словаря, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы, а так же коммуникативность детей. Такая инсценировка -это целая живая картина.Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат сравнениями, имеет несложные легко запоминающиеся формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу при пересказе сказки или ее обыгрывании.

Сидит кот у ворот,

К себе кошечку ждет,

На балалаечке поигрывает,

Мышкам глупеньким подмигивает.

На  материале  детского  фольклора  организую   игры-инсценировки, состоящие из произведений разных жанров.Такие игры-инсценировки«Красная  шапочка», «Три поросёнка», «Заюшкина избушка»,  которые дети разыгрывали как маленький спектакль. Эти инсценировки мы разыгрываем по подгруппам: одна группа играет спектакль, другая -зрители, а потом наоборот. Дети смотрят, подмечая удачные моменты в игре товарищей.  Бывают  и  промахи  в  показе.  В  таких  случаях,  учу  детей,  доброжелательно относится друг к другу.

        Важно, чтобы родители осознавали значимость образовательного процесса и вовлекались в него.

Формы работы с родителями были следующие:

• Консультации;

• Беседы;

• Наглядная информация: буклеты, памятки;

• Привлечение родителей к пополнению развивающей среды группы;

• Участие в праздниках.

Нет ни одного вида занятия, куда не возможно было бы не включить элементы фольклора, использование которого делает занятие более эмоциональным, развивает логическое и образное мышление.Необходимо использовать все доступные виды деятельности, чтобы открыть для детей занимательный и яркий мир творчества народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Воспитательная роль русского народного творчества в развитии творческого потенциала малышей и его роль в социализации детей. Использование малых фольклорных форм»

В современной практике дошкольного образования  и семейного воспитания идет активное возрождение принципа народности воспитания, который предполагает приобщение детей к основам родной культуры, к...

Консультация для педагогов ДОУ «Использование малых фольклорных форм как средства приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Что такое фольклор? Вместо слов устное народное творчество часто говорят фольклор, что в переводе с английского языка означает народная мудрость, народное знание. ...

Консультация на педсовет по теме: «Использование малых фольклорных форм в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

В данной консультации рассматривается фольклор, как своеобразный инструмент социализации ребенка....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ"

Методический материал знакомит педагогов с малыми фольклорными формами , их применением на практике.Предлагает  литературу , которую можно почитать детям разных возрастов....

Консультация для педагогов "Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре

Детский фольклор - это особая часть народной культуры,которая играет важную роль в жизни каждого народа...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование малых фольклорных форм для развития речи в группах компенсирующей направленности»

В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания в ...