Картотека артикуляционных игр и упражнений.
картотека
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и координации движений органов, участвующих в речевом процессе.
В данной картотеке собраны разнообразные виды упражнений и игр для артикуляции и дыхания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_zvuka_l.docx | 352.52 КБ |
Предварительный просмотр:
44. «Парус»
Улыбаюсь, рот открыт:
«Парус» там уже стоит.
Прислоню язык, смотри,
К зубкам верхним изнутри.
Цель:
Удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.
Описание:
Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.
Обратите внимание!
1. Края языка могут не прилегать к верхним боковым зубам, как в упражнении «Чашечка» (№ 32).
2. Если вы предложите ребенку пропеть звук «ы»: «ы-ы-ы», слегка надавливая кончиком языка на верхние зубы, то может получиться звук «л».
45. «Иголочка»
Улыбаюсь: вот шутник —
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок
Цель:
Научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.
Описание:
Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Обратите внимание!
Язык не лежит на губе, а выдвигается вперёд.
46. «Маятник»
Влево - вправо кончик ходит,
Будто места не находит.
Цель:
Укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.
Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.
Обратите внимание!
1. Двигается только язык — нижняя челюсть неподвижна.
2. Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не задевая её, от одного уголка рта к другому.
47. «Змейка»
А у змейки язычок
Узок, тонок, как сучок.
Ходит-ходит взад-вперёд:
Как же он не устаёт?
Цель:
Развивать подвижность языка, попеременно выдвигая и убирая узкий язык.
Описание:
Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад («жало змейки»).
Обратите внимание!
Язык не касается нижней губы, а выдвигается вперёд.
48. «Индюк»
Широко открыт мой рот,
Язычок — назад - вперёд.
Лижет «чашечкой» губу
И «болбочет» на бегу.
Цель:
Отрабатывать подъём языка и подвижность кончика языка.
Описание:
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движений постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).
Обратите внимание!
Кончик языка загибается кверху.
49. «Качели»
«Чашкой» вверх
И «горкой» вниз
Гнётся мой язык —
Артист!
Цель:
Вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка.
Описание:
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.
Обратите внимание!
Следите, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
50. «Пароход»
Вывожу язык вперёд,
Закушу его — и вот:
«Ы» тяну — и к нам идёт
Белый-белый пароход.
Цель:
Отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «л» (особенно при напряжённости языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»).
Описание:
Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» («пароход гудит»).
Обратите внимание!
1. Тёплый воздух выходит по бокам.
2. Если при пропевании звука «ы» получается мягкий звук «ль», попросите ребёнка ещё больше высунуть язык и зажать зубами не кончик, а среднюю часть языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека артикуляционных упражнений.
Предлагается материал для проведения артикуляционной гимнастики. Рекомендовано учителям-лолгопедам,воспитателям логопедических групп, родителям, имеющим детей с нарушением звукопроизношения....
Картотека артикуляционных игр и упражнений.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и координации движений органов, участв...
картотека артикуляционных игр и упражнений
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движе...
Картотека артикуляционных игр и упражнений
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и координации движений органов, участв...
Артикуляционная гимнастика в детском саду. Картотека артикуляционных упражнений
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20143018","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Артикуляционная гимнастика — это комплекс специальных упражнений для развития речевых...
Картотека артикуляционных игр и упражнений
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и координации органов, участвующих в речевом...
Картотека артикуляционных упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков позднего онтогенеза
В данной подборке предлагаются комплексы упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков позднего онтогенеза....