Картотека артикуляционных упражнений.
учебно-методическое пособие по логопедии на тему
Предлагается материал для проведения артикуляционной гимнастики. Рекомендовано учителям-лолгопедам,воспитателям логопедических групп, родителям, имеющим детей с нарушением звукопроизношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
atrikulyatsionnaya_gimnastika.docx | 376 КБ |
Предварительный просмотр:
«Часики»
Тик – так, тик – так – Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз. |
«Окошко»
Рот приоткрою я немножко, Описание: широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно" |
«Варенье»
Нашей Маше очень смело, Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу и спрятать в рот |
«Лошадка»
Я лошадка – серый бок (цок, цок), Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами). |
«Чистим зубки»
Рот откройте, улыбнитесь, Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы |
«Грибок»
На лесной опушке, Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд. |
«Гармошка»
Присосу язык на нёбо, Описание: Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении. |
«Маляр»
Язык – как кисточка моя, Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), двигаясь то зубов до горлышка. |
«Пароход»
Вывожу язык вперёд, Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» (пароход гудит). |
«Иголочка»
Улыбаюсь: вот шутник – Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. |
«Чашечка»
- Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10. Язычок наш поумнел. |
«Индюк»
Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. По двору индюк ходил |
«Дятел»
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара. Дятел, дятел тук-тук-тук. |
«Киска»
Выгни язычок, как спинку Выгнул этот рыжий кот. Ну-ка, рассмотри картинку: Он по мостику идет. Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3—5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. |
«Блинок»
Испекли блинов немножко, Остудили на окошке. Есть их будем со сметаной, Пригласим к обеду маму. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно подсчёт взрослого до пяти; потом до десяти. |
«Тесто»
Тесто мнём, мнём, мнём, Тесто жмём, жмём, жмём, После скалку мы возьмём, Тесто тонко раскатаем, Выпекать пирог поставим. Раз, два, три, четыре, пять Не пора ли вынимать? Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами - та-та-та...; пошлёпать язык губами -пя-пя-пя.. |
«Слоник»
Подражаю я слону — губы хоботом тяну. место возвращаю. губы (зубы сомкнуты). |
«Качели»
На качелях я лечу: 2. Попросите ребенка опустить широкий кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт. В упражнении нужно чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз. |
«Улыбка»
Наши губки улыбнулись, |
«Бублик»
Сделаем губами бублик: Бублик мы изобразили — Плавно губы округлили, Их теперь нельзя смыкать: Бублик надо удержать. Зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, передние зубки должно быть видно. Удерживать в таком положении 5 секунд, до5-6 раз. ( Во время выполнения озвучивается стихотворение) |
«Орешки»
Словно белки мы без спешки, Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — "орешки". |
«Заборчик»
Широка Нева – река, Описание: Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека Артикуляционные упражнения
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и ...
Картотека артикуляционных упражнений
Совершенствование артикуляционной моторики...
Картотека артикуляционных упражнений
Материал предназначен для воспитателей. В картотеке собраны упражнения для проведения артикуляционной гимнастики в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми....
Картотека артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики
Предлагаю вам карточки артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики. Этот материал необходим в работе с детьми при изучении новых упражнений с элементами биоэнергопластики. Другие пед...
Картотека артикуляционных упражнения для разных групп ДОУ
Картотека разработана по возрастам, с усложнением, заверена заведующим ДОУ и предложена воспитателям для работы с детьми...
Артикуляционная гимнастика в детском саду. Картотека артикуляционных упражнений
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20143018","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Артикуляционная гимнастика — это комплекс специальных упражнений для развития речевых...
Картотека артикуляционных упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков позднего онтогенеза
В данной подборке предлагаются комплексы упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков позднего онтогенеза....