Артикуляционная гимнастика в детском саду. Картотека артикуляционных упражнений
консультация по логопедии
Артикуляционная гимнастика — это комплекс специальных упражнений для развития речевых органов, который обычно проводит логопед. Однако поскольку перед воспитателем тоже стоит задача развивать речь детей, он должен использовать эти упражнения и на своих занятиях. Помимо этого, воспитатель общается и занимается с детьми дольше, чем логопед, у него больше временных возможностей сделать речь каждого ребенка чистой (без нарушения звукопроизношения) и понятной окружающим.
Цели и задачи воспитателя при проведении артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика — это система упражнений, помогающая улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, а также выработать точность и дифференциацию артикуляционных поз (артикулем).
Это важно. Основная цель гимнастики — выработка качественных движений органов артикуляции и точного, правильного произношения звуков речи.
Исходя из заданий, ориентированных на различные органы артикуляции, можно выделить ряд задач гимнастики.
Таблица: задачи артикуляционной гимнастики
Орган артикуляции | Задачи гимнастики |
Губы | Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность, учить удерживать губы в заданной позиции. |
Язык | Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность, способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки), укреплять кончик языка, учить удерживать язык широким («лопаточка»), узким («иголочка»), в форме «чашечки» и т.д. |
Щёки | Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений и умение переключаться. |
Нижняя челюсть | Развивать подвижность нижней челюсти. |
Мягкое нёбо | Учить контролировать поднимание и опускание мягкого нёба, развивать подвижность мягкого нёба, силу нёбно-глоточного затвора. |
Все указанные органы артикуляции являются активными, играющими решающую роль в образовании звуков. Они выступают в качестве резонатора, придающего звуку силу и окраску. От их подвижности зависит чистота и точность произношения как одного звука (фонемы), так и слов в целом.
Воспитатель, как правило, проводит групповую артикуляционную гимнастику, но он должен учитывать индивидуальные особенности детей и предлагать дополнительные упражнения тем, кто имеет в речи большое количество нарушенных звуков (дислалию) или нечёткое произношение (стертую дизартрию). Также нельзя освобождать от гимнастики детей, которые, по мнению воспитателя, говорят чисто и правильно, их лучше просить выполнять более сложные упражнения, хвалить и ставить в пример другим детям.
Артикуляционная гимнастика будет максимально эффективной, если начинать её с раннего возраста (1–3 года). В этом возрасте дети учатся произносить звуки родной речи, и артикуляционная гимнастика поможет научиться произносить некоторые фонемы правильно.
Если у ребенка обнаружена задержка в развитии речи (после 3 лет), гимнастика станет отличным помощником в реабилитации. При заикании можно использовать гимнастику для расслабления мимических и артикуляторных мышц. При проведении различных упражнений можно заметить у ребенка трудности в выполнении определенных заданий и вовремя обратиться к специалисту. Таким образом, артикуляционная гимнастика может выполнять различные функции в зависимости от возраста детей:
- профилактическую;
- коррекционную;
- диагностическую.
Чем раньше будут приняты меры по коррекции звукопроизношения, тем меньше времени потребуется на достижение результата — формирование чистой и правильной речи ребенка.
Методика проведения артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика может проводиться в группах, микрогруппах или индивидуально. В групповой форме гимнастику можно провести утром после зарядки, перед завтраком. В микрогруппах и индивидуально её обычно проводит логопед или родители. Артикуляционные упражнения бывают:
- статические — необходимы для формирования артикуляционного уклада;
- динамические — важны для точности переключения артикуляционной позы в потоке речи.
Выбор упражнений зависит от того, чему нужно научить детей. Воспитатель может составить комплекс упражнений на основании советов логопеда, чтобы учесть индивидуальные особенности детей, работать над их нарушенными звуками, участвовать в автоматизации звуков и коррекции нечёткой артикуляции. Методика проведения гимнастики включает в себя знакомство детей с инструкцией выполнения каждого упражнения, образцом и самостоятельным выполнением.
Основные правила проведения артикуляционной гимнастики:
- продолжительность проведения зависит от возраста, но не должна превышать 10 минут;
- во время гимнастики обязательно нужно использовать зеркало, чтобы ребенок видел свои органы артикуляции;
- гимнастика должна проходить в игровой форме;
- комплекс должен включать не менее 4–5 упражнений, но переутомлять детей большим количеством заданий не нужно;
- если дети затрудняются в выполнении какого-либо упражнения, не заставляйте их, используйте зонды или чайные ложки;
- всегда следите за правильностью и плавностью выполнения упражнений, помните, что качество важнее количества.
Артикуляционную гимнастику желательно выполнять по 2 раза в день, например, утром, после зарядки, и вечером. Заниматься ей нужно регулярно: если ребенок не пошел в детский сад, гимнастику с ним должны провести родители (если он не болеет).
Требования к детям зависят от возрастной группы:
- младшая — ребятам достаточно запомнить основные упражнения и научиться их выполнять;
- средняя — при выполнении упражнений язык не дрожит, движения более чёткие;
- старшая и подготовительная — упражнения выполняются уверенно и быстро, дети хорошо справляются со статическими заданиями.
Для проведения гимнастики в младшей группе воспитателю нужно подготовить наглядный материал и дидактические игры, потому что таким детям выполнять гимнастику очень сложно: мышцы артикуляционного аппарата ещё слабые и малоподвижные, движения плохо контролируются, статические упражнения вызывают неприятные или даже болезненные ощущения. Гимнастика в младшей группе проводится не более 5 минут, включает в себя 4–5 упражнений, каждое из которых повторяется 2–3 раза. Статические упражнения дети должны выполнять по 2–3 секунды.
Картотека упражнений — таблица
Название упражнения | Описание упражнения | Стишок для проведения упражнения |
Улыбочка | Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5–10. | Широка Нева-река И улыбка широка. Зубки все мои видны – От краев и до десны. |
Хоботок | Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5–10. | Я слегка прикрою рот, Губы – «хоботом» вперед. Далеко я их тяну, Как при долгом звуке «у-у-у». |
Домик открывается | Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5–10 секунд, медленно закрыть. | Ротик широко открыт, Язычок спокойно спит. |
Любопытный язычок | Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8–10 раз. | Вот и вышел на порог Любопытный язычок. «Что он скачет взад-вперед?» — Удивляется народ. |
Лягушка | Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз. | Ниже нижнюю губу Опущу я, как смогу. |
Зайчик | Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз. | Губку верхнюю подняв, Замер зайчик, зубки сжав. |
Горка | Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5–10. | Улыбаюсь, рот открыт – Там язык лежит, свернувшись. В зубы нижние уткнувшись, Горку нам изобразит. |
Окошко | Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5–10 секунд. | Рот прикрою я немножко, Губы сделаю «окошком». Зубки рядышком стоят И в окошечко глядят. |
Обезьянка | Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд. | За нижнюю губку заложен язык – Из зеркала смотрит мартышкин двойник. |
Чашечка | Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. | Улыбаюсь, рот открыт: Там язык уже стоит. К зубкам подняты края – Вот и «чашечка» моя. |
Вкусное варенье | Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку». | Как будто варенье лежит на губе, Слижу его «чашечкой» в ротик себе. |
Покусаем язычок | Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык. Можно покусать кончик или середину языка. Или покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». | Выдвигай свой язык, Чтоб лениться не привык. И от кончика до корня Я кусаю все проворней. |
Лопаточка | Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5–10. | Поперек улыбки лёг – Отдыхает язычок. |
Примеры конспектов занятий
Хороший пример артикуляционной гимнастики — выполнение упражнений под стихотворение. Дети, занимаясь театрализацией действий, в меньшей степени обращают внимание на сложность выполнения каких-либо упражнений и неприятные ощущения. Помимо этого, если у дошкольников что-то не получается, они не проявляют негативизма по отношению к заданию или воспитателю.
Таблица: фрагмент занятия С.В. Брюнеткиной «Котик Рыжик в детском саду»
Текст стихотворения | Действия детей |
Котик Рыжик стал скучать – Не с кем дома поиграть. | Зевают. |
Чтоб друзей себе найти, Надо в детский сад пойти! | Улыбаются. |
Рыжик лапки причесал, | «Протаскивают» язык между зубами вперед-назад. |
Язычком их облизал, | Облизывают рот по часовой стрелке. |
Влево-вправо потянулся | Сильно высовывают язык то вправо, то влево. |
И, конечно, улыбнулся. | Улыбаются. |
Мяу! Мяу! Малыши! Веселимся от души! | Хлопают в ладоши. |
Мы достанем с верхней полки Наш веселый, звонкий мяч. | Тянут кончик языка вверх к носу. |
Покатаем мяч по полю, | Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну сторону, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики». |
А потом помчимся вскачь! | Быстрые движения кончиком языка вверх-вниз. |
Круглый обруч мы возьмем И крутить его начнем. | Округляют рот, словно произнося букву «о». |
А теперь, мои ребятки, Поиграем с вами в прятки! | Показывают язык, затем быстро прячут его за зубы несколько раз. |
Рыжик целый день играл, Только к вечеру устал. | Дети потягиваются. |
Дома на кроватке Спит котенок сладко. | Дети кладут голову на сложенные ладошки. |
Другой пример гимнастики — сказка о Весёлом Язычке. Для детей 3–4 лет рекомендуется использовать именно такие задания.
Таблица: фрагмент занятия О.Н. Понуровской «Сказка о Весёлом Язычке»
Текст | Действия детей |
Жил-был Весёлый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик. В домике этом Красные двери, Рядом с дверями Белые звери. Любят зверюшки Конфеты и плюшки. Догадались? Этот домик — рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика. Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке. | 1. Открывать, закрывать рот. 2. Высунуть язык. 3. «Лопаточка» на нижней губе. |
Подул легкий ветерок, Язычок поежился, спрятался в домик и закрыл за собой дверь. А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь. | 1. «Иголочка». 2. Язычок во рту, рот закрыт. 3. Язычок стучит по зубам со звуком «д-д-д-д». |
Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Он лакал молочко, потом котенок облизнулся и сладко зевнул. | 1. Имитирует лакание молока. 2. «Вкусное варенье», рот открыт. 3. Широко открыт рот. |
Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так». Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», — подумал Язычок. | 1. «Часики». 2. Язычок во рту, рот закрыт. |
Наглядный материал для работы
Для артикуляционной гимнастики можно использовать множество различных картинок, игрушек, кубиков, альбомов и прочего дидактического материала. Кубики для артикуляционной гимнастики могут выступать как материал для различных игр и заданий.
Кубики для артикуляционной гимнастики
Смекалка педагога поможет найти применение таким кубикам на любой гимнастике. Например, каждый ребенок может взять по кубику и выполнить те упражнения, которые ему нравятся. Используя один кубик, дети в парах могут выполнить те задания, которые находятся перед ними, затем перевернуть кубик и сделать другие упражнения.
Фотогалерея: схемы кубиков для артикуляционной гимнастики
Наглядный материал можно подобрать к каждому упражнению, ориентируясь на его название (например, «Хоботок», «Лопатка», «Заборчик» и т.д.). При этом ребенок должен видеть и артикуляционные позы — образцы выполнения задания.
Самый эффективный и современный дидактический материал — логопедические игрушки для артикуляционной гимнастики. Если эта игрушка логопедическая, это не значит, что её не может использовать воспитатель. Зверюшке можно дать имя и приглашать её на занятия. Дети с удовольствием будут слушаться полюбившегося персонажа. Такая игрушка станет любопытным гостем на занятии, другом и помощником каждого ребенка. Она же будет выполнять и образовательную, и воспитательную функцию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека артикуляционных упражнений.
Предлагается материал для проведения артикуляционной гимнастики. Рекомендовано учителям-лолгопедам,воспитателям логопедических групп, родителям, имеющим детей с нарушением звукопроизношения....
Картотека Артикуляционные упражнения
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и ...
Картотека артикуляционных упражнений
Совершенствование артикуляционной моторики...
Картотека артикуляционных упражнений
Материал предназначен для воспитателей. В картотеке собраны упражнения для проведения артикуляционной гимнастики в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми....
Картотека артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики
Предлагаю вам карточки артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики. Этот материал необходим в работе с детьми при изучении новых упражнений с элементами биоэнергопластики. Другие пед...
Картотека артикуляционных упражнения для разных групп ДОУ
Картотека разработана по возрастам, с усложнением, заверена заведующим ДОУ и предложена воспитателям для работы с детьми...
Картотека артикуляционных упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков позднего онтогенеза
В данной подборке предлагаются комплексы упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков позднего онтогенеза....