Консультация на сайт "Приемы обогащения словарного запаса"
консультация (старшая группа)
Консультация на сайт "Приемы обогащения словарного запаса"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_na_sayt_priyomy_obogoshcheniya_slovarnogo_zapasa.docx | 149.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы обогащения словарного запаса |
Богатство словаря – признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, и т.д.
Как развивать словарь ребенка?
Работа над развитием словаря должна проходить по нескольким направлениям:
1. Обогащение словаря новыми словами (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).
2. Уточнение словаря (наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира).
3. Активизация словаря (дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться).
4. Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).
Развитие ребенка происходит через общение и совместную деятельность со взрослыми, только так малыш познает мир. С обогащением знаний детей об окружающем расширяется и словарный запас.
Стимулируйте развитие словаря посредством:
1. Наблюдения (наблюдайте за каким-нибудь процессом, например, за сезонными изменениями, происходящими в природе, рассматривайте различные предметы и т.д.).
2. Рассматривания и описания картин, картинок, игрушек и различных предметов.
3. Показа фильмов и последующего обсуждения.
4. Чтения художественных произведений.
5. Дидактических игр, словесно-логических упражнений.
Следует отметить, что данные приемы должны сопровождаться комментариями или рассказом взрослого. Всегда рассказывайте, поясняйте ребенку: «Что это?», «Для чего это?», «Как это устроено?», «Почему происходит так, а не иначе?» и т.д.
Игры и упражнения для развития словарного запаса
В игровом материале, посвященном словарной работе, основное место занимают игры и упражнения, направленные на формирование понимания значения слова и употребление слова в соответствии с его смыслом.
Игра «Лови, бросай, дни недели (месяца, части суток) называй!»
Цель игры: закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.
Ход игры: ребёнок и родители встают в круг и, называя дни недели (месяца, части суток), на каждое слово хлопают мячом об пол:
Понедельник, вторник…
Декабрь, январь…
Утро, день…
«Что общего»
Цель: развивать навыки понятийного обобщения.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку объяснить, что общее у предметов:
Огурец, помидор, лук (овощи).
Ромашка, тюльпан, астра (цветы).
Апельсин, банан, яблоко (фрукты).
Игра «Четвертый лишний»
Цель: закреплять умение детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Ход игры: взрослый, предлагает ребенку определить лишнее слово:
Кабачок, огурец, лимон. (лимон).
Осень, лето, суббота, зима. (суббота).
День, ночь, утро, весна. (весна).
Игра «Скажи наоборот»
Цель игры: расширять словарь антонимов.
Ход игры: ребенку нужно называть слово с противоположным значением:
Дедушка старый, а внук…
Дерево высокое, а куст…
Дорога широкая, а тропинка…
Игра «Похожие слова»
Цель игры: расширять словарь синонимов.
Ход игры: называем ребёнку ряд слов и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова – это слова-приятели, а называют их так, потому что они похожи по смыслу:
Приятель —друг —враг.
Грусть —радость —печаль.
Еда —очистки —пища.
Игра «Животные и их детеныши»
Цель игры: закреплять в речи детей названия детенышей животных.
Ход игры: бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного.
Игра «Подбери словечко»
Цель: расширять словарный запас существительными и прилагательными.
Ход игры: можно играть с мячом, перекидывая его друг другу. Про что можно сказать:
Свежий… (воздух, огурец, хлеб, ветер).
Старый… (дом, пень, человек, ботинок).
Игра «Что происходит в природе?»
Цель игры: закреплять употребление в речи глаголов.
Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить:
Ветер — дует, воет, свистит, ревёт.
Снег — падает, сыплется, ложится, тает, скрипит, искрится.
Дождь — идёт, моросит, льёт, капает, хлещет, поливает, орошает.
«Кто как разговаривает?»
Цель: расширять словарный запас глаголами.
Ход игры: взрослый, бросая ребенку мяч, спрашивает:
Кто рычит? Тигр.
А кто мычит? Корова.
Кто лает? Собака.
«Кто, где живет?»
Цель: закреплять знания детей о жилищах животных, насекомых.
Ход игры: бросая мяч ребенку, родители задают вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает:
Кто живет в дупле? Белка.
Кто живет в будке? Собака.
Кто живет в улье? Пчелы.
Уважаемые родители, помните, что важно использовать каждую минуту общения с ребенком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребенком книг и обсуждать с ним прочитанное, побуждать ребенка высказывать свое мнение и свои переживания. Тогда речь вашего малыша будет грамотной и красивой!
Желаем успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Обогащение словарного запаса"
консультация для родителей...
Консультация для родителей. Обогащение словарного запаса.
Консультация для родителей. Обогащение словарного запаса....
Консультация для родителей. ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.
Консультация для родителей.ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.Важное приобретение в дошкольном возрасте – овладение родным языком как средств...
консультация для воспитателей" Обогащение словарного запаса у детей с ОНР в процессе игровой деятельности"
Одним из самых необходимых условий обогащения словарного запаса дошкольников является применение дидактических игр. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: "ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ".
Наблюдая за тем, как малыш растет и познает окружающий мир каждый день, мы обращаем внимание на любое новое слово, которое говорит ребенок. Искренне умиляясь употреблению «совсем уже взрослых&ra...
Консультация для воспитателей «Обогащение словарного запаса на основе знаний и представлений из окружающей жизни ребёнка»
В период дошкольного детства усваиваются слова из основного словарного фонда языка, отбор их зависит от словаря окружающих, от ориентировки ребёнка в окружающем мире. В детск...
Консультация для родителей "Обогащение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста с помощью имен признаков"
Представлен материал из опыта работы по обогащению словаря детей младшего дошкольного возраста с помощью имен признаков....