Консультация на сайт "Приемы обогащения словарного запаса"
консультация (старшая группа)

Беляева Евгения Сергеевна

Консультация на сайт "Приемы обогащения   словарного запаса"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы обогащения  

словарного запаса

Совместная игровая деятельность родителей и детей (из опыта работы) ⋆  Планета Детства

Богатство словаря – признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, и т.д.

Как развивать словарь ребенка?

Работа над развитием словаря должна проходить по нескольким направлениям:

1. Обогащение словаря новыми словами (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

2. Уточнение словаря (наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира).

3. Активизация словаря (дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться).

4. Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).

Развитие ребенка происходит через общение и совместную деятельность со взрослыми, только так малыш познает мир. С обогащением знаний детей об окружающем расширяется и словарный запас.

Стимулируйте развитие словаря посредством:

1. Наблюдения (наблюдайте за каким-нибудь процессом, например, за сезонными изменениями, происходящими в природе, рассматривайте различные предметы и т.д.).

2. Рассматривания и описания картин, картинок, игрушек и различных предметов.

3. Показа фильмов и последующего обсуждения.

4. Чтения художественных произведений.

5. Дидактических игр, словесно-логических упражнений.

Следует отметить, что данные приемы должны сопровождаться комментариями или рассказом взрослого. Всегда рассказывайте, поясняйте ребенку: «Что это?», «Для чего это?», «Как это устроено?», «Почему происходит так, а не иначе?» и т.д.

Игры и упражнения для развития словарного запаса

В игровом материале, посвященном словарной работе, основное место занимают игры и упражнения, направленные на формирование понимания значения слова и употребление слова в соответствии с его смыслом.

Игра «Лови, бросай, дни недели (месяца, части суток) называй!»

Цель игры: закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.

Ход игры: ребёнок и родители встают в круг и, называя дни недели (месяца, части суток), на каждое слово хлопают мячом об пол:

Понедельник, вторник…

Декабрь, январь…

Утро, день…

«Что общего»

Цель: развивать навыки понятийного обобщения.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку объяснить, что общее у предметов:

Огурец, помидор, лук (овощи).

Ромашка, тюльпан, астра (цветы).

Апельсин, банан, яблоко (фрукты).

Игра «Четвертый лишний»

Цель: закреплять умение детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры: взрослый, предлагает ребенку определить лишнее слово:

Кабачок, огурец, лимон. (лимон).

Осень, лето, суббота, зима. (суббота).

День, ночь, утро, весна. (весна).

Игра «Скажи наоборот»

Цель игры: расширять словарь антонимов.

Ход игры: ребенку нужно называть слово с противоположным значением:

Дедушка старый, а внук…

Дерево высокое, а куст…

Дорога широкая, а тропинка…

Игра «Похожие слова»

Цель игры: расширять словарь синонимов.

Ход игры: называем ребёнку ряд слов и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова – это слова-приятели, а называют их так, потому что они похожи по смыслу:

 Приятель —друг —враг.

Грусть —радость —печаль.
Еда —очистки —пища.

Игра «Животные и их детеныши»

Цель игры: закреплять в речи детей названия детенышей животных.

Ход игры: бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного. 

Игра «Подбери словечко»

Цель: расширять словарный запас существительными и прилагательными.

Ход игры: можно играть с мячом, перекидывая его друг другу. Про что можно сказать:

Свежий… (воздух, огурец, хлеб, ветер).

Старый… (дом, пень, человек, ботинок).

Игра «Что происходит в природе?»

Цель игры: закреплять употребление в речи глаголов.

Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить:

Ветер — дует, воет, свистит, ревёт.

Снег — падает, сыплется, ложится, тает, скрипит, искрится.

Дождь — идёт, моросит, льёт, капает, хлещет, поливает, орошает.

«Кто как разговаривает?»

Цель: расширять словарный запас глаголами.  

Ход игры: взрослый, бросая ребенку мяч, спрашивает:

Кто рычит? Тигр.

А кто мычит? Корова.

Кто лает? Собака.

«Кто, где живет?»

Цель: закреплять знания детей о жилищах животных, насекомых.

Ход игры: бросая мяч ребенку, родители задают вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает:

Кто живет в дупле? Белка.

Кто живет в будке? Собака.

Кто живет в улье? Пчелы.

Уважаемые родители, помните, что важно использовать каждую минуту общения с ребенком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребенком книг и обсуждать с ним прочитанное, побуждать ребенка высказывать свое мнение и свои переживания. Тогда речь вашего малыша будет грамотной и красивой!

Желаем успехов!

Современные формы взаимодействия с родителями -  /files/00567/img/20210207_175616.jpgЯсли-сад д. Б.Мотыкалы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Обогащение словарного запаса.

Консультация для родителей. Обогащение словарного запаса....

Консультация для родителей. ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.

Консультация для родителей.ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.Важное приобретение в дошкольном возрасте – овладение родным языком как средств...

консультация для воспитателей" Обогащение словарного запаса у детей с ОНР в процессе игровой деятельности"

Одним из самых необходимых условий обогащения словарного запаса дошкольников является применение дидактических игр. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: "ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ".

Наблюдая за тем, как малыш растет и познает окружающий мир каждый день, мы обращаем внимание на любое новое слово, которое говорит ребенок. Искренне умиляясь употреблению «совсем уже взрослых&ra...

Консультация для воспитателей «Обогащение словарного запаса на основе знаний и представлений из окружающей жизни ребёнка»

   В период дошкольного детства усваиваются слова из основного словарного фонда языка, отбор их зависит от словаря окружающих, от ориентировки ребёнка в окружающем мире.  В детск...

Консультация для родителей "Обогащение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста с помощью имен признаков"

Представлен материал из опыта работы по обогащению словаря детей младшего дошкольного возраста с помощью имен признаков....