Статья"Игровая деятельность дошкольников"
статья (младшая группа)

Тарабрина Ирина Анатольевна

В статье раскрывается понятие игровой деятельности дошкольников, психологические основы игры в дошкольный период, отдельно рассматриваются качественные изменения в игре на 4 году жизни ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_deyatelnost_doshkolnikov.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая деятельность дошкольников

В статье раскрывается понятие игровой деятельности дошкольников, психологические основы игры в дошкольный период, отдельно рассматриваются качественные изменения в игре на 4 году жизни ребенка. Игра принадлежит к одному из самых привлекательных видов деятельности. Игра позволяет совместить приятное с полезным, расширить кругозор ребенка, закрепить и углубить его знания, развить память, смекалку, находчивость, наблюдательность и другие индивидуальные способности.

Игра — это важное условие социального развития в ребенка, ведь именно играя, дети знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать и осознавать чувства и состояния других людей, сопереживать им, в ходе игры приобретаются навыки общения со сверстниками и старшими детьми.

Игра является одним из важнейших средств познания окружающего мира, она способствует развитию воображения, речи, мышления. В ходе игры закладывается основа для творчества.

Помимо интеллектуального и творческого развития игра способствует физическому развитию детей, игра стимулирует двигательную активность ребенка. Также она обладает психотерапевтическим эффектом, ведь именно через игровые действия ребенок может неосознанно и непроизвольно выплеснуть накопившиеся негативные переживания.

В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей. Игра являлась непременным атрибутом народной педагогики, ее образцы передавались маленьким детям из поколения в поколение через взрослых и старших детей.

Психологические основы игры.

Дошкольное детство — это короткий, но очень важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первичные знания об окружающей жизни, у него начинается формирование определенного отношения к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Учет возрастных особенностей является одним из основных принципов, которые учитываются при составлении и проведении игровых программ для дошкольников, ведь в воспитании детей все процессы должны быть своевременными и последовательными. Только при таком условии ребенку можно привить нравственные качества.

В дошкольном возрасте (3–6 лет) ведущей деятельностью является игра. Рассмотрим психологические особенности детей дошкольного возраста.

Психологические особенности детей дошкольного возраста

3-4 года

5-6 лет

Самоутверждение, непослушание, упрямство, негативизм.

Гармонизация отношений с взрослыми, развитие отношений с детьми, формирование отношений лидерства среди детей, развитие практического мышления.

И именно в дошкольный период у ребенка активно развиваются навыки рисования, способности к музыке, творческая активность, восприятие, внимание, и воля, любознательность и воображение, цельное мировоззрение, морально-этические понятие, самооценка, концентрация внимания, способность сотрудничать с детьми своего возраста. Игровая деятельность является одной из важнейших в дошкольный период.

Основным назначением детской игры является служение подготовкой к дальнейшей деятельности ребенка.

Основной единицей детской игры является роль взрослого человека, которую берет на себя ребенок. В процессе игровой деятельности ребенок воспроизводит отношения взрослых в общественной, трудовой и личной жизни. Известно, что дети, которые не имели в дошкольный период достаточно возможности реализации в игровой деятельности, во взрослой жизни имеют инфантильные представления о жизни. Такие люди легкомысленны и безответственны.

 На четвертом году жизни (вторая младшая группа детского сада) у детей активно развивается сюжетно-ролевая игра. Игра тесно связана с воображением, и работа воспитателя начинается в рамках игры как предметной деятельности, когда ребята еще не владеют ролевым поведением, но могут иметь представление о существовании определенных социальных ролей окружающих людей. Воспитатель создает игровую ситуацию, при этом воплощая ее в контексте какого-либо сюжета или образа, что будет способствовать ее целостному восприятию (это чрезвычайно важно для развития у ребенка умения строить сюжет игры и создавать замысел). В данной возрастной группе из сюжетов также наиболее востребованными остаются игры с куклами, однако наиболее ценным в этом возрасте становится общение с партнером по игре — сверстником. В сценариях для таких игр расширен диапазон ролей, которые могут брать на себя дети. Игровая деятельность в дошкольный период имеет свои особенности.

1. Свободная деятельность. Проявлением свободы является удовольствие, испытанное ребенком во время игры.

2. Временное действие — игра начинается и заканчивается в определенный момент.

3. Игровое пространство — любая игра обособляется местом действия.

4. Эмоциональное и волевое напряжение вызывается неустойчивостью игровой ситуацию, и оно усиливается по мере того, как игра приобретает соревновательный характер.

5. Свои правила — правила имеют силу внутри ограниченного временем и пространством игрового мира.

6. Таинственность игры — благодаря правилам внутри игрового пространства все происходит «по-другому».

7. Явление заигрывания. В случае, если игра продолжается длительное время, прервать ее бывает очень трудно.

8. Игровые ассоциации — игра может порождать игровые ассоциации у детей (дворовые команды, собрания по интересам).

Качественные изменения в игре на 4 году жизни

Наиболее важное достижение 4 года жизни ребенка состоит в том, что действия его приобретают намеренный характер. В разных видах деятельности — игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания эта цель может «теряться», ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

Таблица 1 Основные достижения в развитии ребенка в возрасте 4 лет

Возраст

Сферы развития

Познание

Движение

Общение

4 года

Возрастает объем памяти. Начинает развиваться образное мышление. Продолжает развиваться воображение. Увеличивается устойчивость внимания.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Усложняются игры с мячом и равновесие.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив.

Четвертый год жизни — это конец раннего возраста, у ребенка открывается огромный простор для фантазии. Также этот год важен для дальнейшего отношения ребенка к себе. Обратим особое внимание, что во второй младшей группе при должной организации игровой деятельности к концу года дети должны уметь:

- Взаимодействовать с товарищами по игре, принимая на себя роль и действовать от имени героя игры.

- Уметь объединить в единую линию сюжета несколько игровых действий, а также уметь отразить в игровых действиях с предметами проекцию на взаимоотношения людей.

- Действовать в рамках игровых правил при дидактических играх.

- При театрализованном представлении внимательно следить за развитием сюжета и эмоционально отзываться на действия героев.

- Уметь разыграть отрывки из знакомых ребенку сказок, рассказов. Уметь сымитировать движения героев, их интонацию и мимические движения.

- Уметь вести беседу о театре и известных сказок, включая поведение остальных людей в зрительном зале или же сверстников.

С раннего возраста необходимо учить детей умению играть. Еще А. М. Горький писал: «Игра — путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья Роль игровой деятельности дошкольников

В игре детей есть часто смысл глубокий.                                             ...

Статья "Игровая деятельность как средство социализации дошкольника"

Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации....

Статья. Развитие игровой деятельности дошкольника в условиях реализации ФГОС

В условиях реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является – исключение из образовате...

Статья «Использование маркеров игрового пространства в современной предметно-развивающей среде ДОУ, как одно из условий самостоятельной игровой деятельности дошкольника»

Проблема предметно-развивающей среды сегодня актуальна. Среда, насыщенная предметным и игровым материалом вызывает у детей  эмоционально положительное отношение к детскому саду,  обогащает н...

Статья: "Организация игровой деятельности дошкольников с использованием технологии «дополненная реальность» в дошкольном образовательном учреждении"

Уникальная технология дополненной реальности дает возможность для создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, послужит...

Статья на тему "Поло-ролевое своеобразие игровой деятельности дошкольников"

В поло-ролевом воспитании дошкольников очень важно как будет проходить подготовка детей к социальной  жизни....

Статья "Создание оптимальных условий для свободной и самостоятельной игровой деятельности дошкольников"

Статья опубликована в сборнике конференции "Инновационный опыт - основа системных изменений"...