Консультация для родителей «Особенности патриотического воспитания дошкольников».
консультация (подготовительная группа)

Ревякина Галина Николаевна

Дошкольный возраст как никакой другой подходит для прививания ценности любви к Отечеству,имея целью воспитание основ гражданственности  и патриотизма.Патриотическое воспитание берет начало из семьи.Поэтому рассказы старших, чтение книг о великих и героических событиях в истории России,фольклор в виде народных сказок ,песен,пословиц и поговорок -особенный этап в формировании нравственно-патриотических чувств у дошкольников.Ребенок понимает ,что живет не просто в семье ,а в обществе ,у которого есть своя богатая история.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_patrioticheskogo_vospitaniya_doshkolnikov.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Особенности патриотического воспитания дошкольников».

Галина Ревякина

Что представляет собой патриотическое воспитание?

Патриотизм – это не значит только любовь к родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины, неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней», - писал А. Н. Толстой.

Дошкольникам, особенно детям старшего возраста, доступно чувство любви к своей семье, родному городу, к родной природе, к своей Родине. Именно это и является началом патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста — важнейшая задача современной педагогики. Главная цель патриотического воспитания — формирование любви к Отечеству, ответственного отношения к людям и природе, установление крепкой взаимосвязи поколений. ФГОС определяет следующие задачи патриотического воспитания дошкольников:

  • формирование ощущения гордости за свой народ;
  • воспитание пиетета к национальным культурным обычаям и традициям;
  • формирование толерантности к друзьям, родителям, взрослым людям, представителям других национальностей;
  • воспитание норм морали и нравственности, положительного отношения к окружающим, уважения к старшим, вежливости.

Федеральный Госстандарт одной из самых значительных сфер деятельности педагогов и психологов определяет патриотическое воспитание дошкольников. Подобный подход соответствует превалированию духовных ценностей над материальными. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из самых важнейших звеньев системы воспитательной работы. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой и уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Под руководством взрослых у детей постепенно формируются элементы патриотических и гражданственных чувств и общественных отношений. Дети в силу своего возраста не могут в полной мере осознать многие события и факты, глубоко разобраться в проблеме. Но, пропуская их сквозь своё восприятие и детское мышление, дошкольники усваивают ориентиры патриотизма, гражданственности, здорового образа жизни, трудолюбия. Дети усваивают, что для того чтобы Родина стала сильнее, богаче и краше, нужно, чтобы все, в том числе и они сами, приложили свои силы к становлению её непоколебимости и могущества. Они должны понять, что им ещё следует многому научиться, чтобы быть полезными при развитии своей малой родины, где им предстоит учиться и работать.

 Осознание себя не просто личностью, а гражданином России, ответственным по отношению к ней и готовым защитить ее, — одна из важнейших целей современного воспитания.

Дошкольный возраст как никакой другой подходит для прививания ценности любви к Отечеству, имея целью воспитание основ гражданственности и патриотизма. Патриотическое воспитание дошкольников берет начало из семьи. Именно поэтому рассказы старших, чтение детям книг о великих и героических событиях в истории России, фольклор в виде народных сказок, песен, пословиц и поговорок — особенный этап в формировании нравственно - патриотических чувств у дошкольников. Ребенок понимает, что живет не просто в семье, а в обществе, у которого есть своя богатая история. Началом формирования нравственно-патриотических чувств является атмосфера в семье. Здоровые межличностные отношения внутри семьи - залог успешной воспитательной работы, особенно это характерно для патриотического воспитания. Ответственное и почтительное отношение детей к родителям - это первый шаг к осознанию личности себя как гражданина.

Сознанию малышей характерна эмоциональная открытость, готовность к сопереживанию. Дети еще не имеют четких жизненных ориентиров, однако идет активный процесс их построения. Именно поэтому дошкольный возраст как никакой другой подходит для прививания ценности любви к Отечеству, имея целью воспитание основ гражданственности и патриотизма. Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, её острота не ослабевали никогда.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших  жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.

В народных традициях фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы бытия, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств и духовности. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Список использованной литературы:

Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004

Киркос Р. Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. -С-Пб., 2005

1. Андреева, Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Н.Ф. Андреева// Управление ДОУ. - 2005. - №1.

2. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" / М. Д. Маханева. - М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».

 В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граж...

Консультация для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в органи...

Консультация для воспитателей "Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе"

Консультация для воспитателей"Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе"...

Консультация для воспитателей " Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе"

Консультация о значении патриотического воспитания в детском саду в современном мире....

Консультация для педагогов "Особенности патриотического воспитания дошкольников в современных реалиях".

Консультация для педагогов об особенностях патриотического воспитания в наше не простое время....

Консультация для педагогов "Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе"

В консультации отражены особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе....