Тренинг для родителей "Выражение чувств"
консультация
Мы испытываем в жизни разные чувства. Чувства, если они отрицательные и сильные, не следует держать в себе: не следует молча переносить обиду, подавлять гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении.
Многие дети, к сожалению, хорошо знакомы с гневом еще до школы по своей семье. С возрастом количество гнева так велико, что он проявляется во всем: надписях, выкриках, рисунках. Более того, ребенок уверен, что он «плохой», раз он испытывает «плохие» чувства… Так что же делать, когда нас переполняют отрицательные эмоции? Ответ прост: нужно сказать другому человеку о своих чувствах. Но сказать так, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_roditeley_vyrazhenie_chuvstv.docx | 15.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для родителей
"Выражения чувств"
Цель: создание условий для умения сказать другому о своем переживании; выработка умения строить «я-высказывание», признавать чужие чувства.
1-я часть – теоретическая
Мы испытываем в жизни разные чувства. Чувства, если они отрицательные и сильные, не следует держать в себе: не следует молча переносить обиду, подавлять гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении.
Многие дети, к сожалению, хорошо знакомы с гневом еще до школы по своей семье. С возрастом количество гнева так велико, что он проявляется во всем: надписях, выкриках, рисунках. Более того, ребенок уверен, что он «плохой», раз он испытывает «плохие» чувства… Так что же делать, когда нас переполняют отрицательные эмоции? Ответ прост: нужно сказать другому человеку о своих чувствах. Но сказать так, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас.
Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.
Такие высказывания, в которых есть личные местоимения «я», «мне», «меня», психологи назвали «я-высказываниями». Ю. Б. Гиппенрейтер подробно описывает преимущества «я-высказывания»:
1. Оно позволяет вам выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме. Некоторые родители стараются подавлять вспышки гнева, чтобы избежать конфликтов, однако полностью подавить свои эмоции нельзя, и ребенок всегда знает, сердиты мы или нет. И если сердиты, то он, в свою очередь, может обидеться, замкнуться или пойти на открытую ссору.
2. «Я-высказывание» дает детям возможность ближе узнать нас, родителей. Нередко мы закрываемся от детей броней «авторитета», носим маску «воспитателя» и боимся ее хотя бы на миг приподнять. Порой дети поражаются, узнав, что мама и папа могут вообще что-то чувствовать! Это производит на них неизгладимое впечатление.
3. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять.
4. Высказывая свое чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. И тогда –удивительно! – они начинают учитывать наши желания и переживания!
Схема «я-высказывания»:
1. Конкретное описание того, что вызвало чувство («Когда я вчера увидела, какая ты грязная…»).
2. Называние чувства в тот момент («… я почувствовала беспокойство…»).
3. Называние причин («…наверное, это произошло потому, что…»).
2-я часть – практическая
Научиться говорить от первого лица, выражая свое чувство, непросто. Для этого требуется тренировка, особенно в тех случаях, когда, начав с «я-сообщения», родители заканчивают «ты-сообщением».
Например: «Мне не нравится, что ты такая неряха!»
1. Упражнение «Выбери правильный ответ».
А. Вы зовете дочь обедать, она отвечает: «Сейчас», – и продолжает заниматься своими делами. Вы начинаете сердиться.
1. «Да сколько же раз тебе надо говорить!»
2. «Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же».
3. «Я сержусь, когда ты не слушаешься»
Б. У вас важный разговор с другом. Ребенок то и дело его прерывает.
1. «Мне трудно беседовать, когда меня прерывают».
2. «Не мешай!».
3. «Ты не можешь заняться чем-то другим?».
В. Вы приходите домой усталая. У сына друзья, музыка, веселье. Вы испытываете смешанное чувство обиды и раздражения.
1. «Тебе не пришло в голову, что я могу быть усталой?».
2. «Уберите за собой посуду».
3. «Я обижаюсь и сержусь, когда я устала и вижу дома беспорядок».
После анализа ситуаций выбираются действенные фразы, построенные по схеме «я-высказывания»:
А – фраза 2.
Б – фраза 1.
В – фраза 3.
2. Упражнение на овладение навыком «я-высказывания»: «Продолжите фразу».
1. Мне грустно, когда…
2. Я сержусь, когда…
3. Чувствую себя глупо…
4. Я горжусь собой, когда…
5. Я очень доволен, когда… и т.п.
3. Упражнение «Признание чужих чувств».
Объясните, признает ли родитель чувства ребенка; если нет, переделайте эти предложения.
1. «Если ты не испытываешь особой любви к своему брату – это твое дело, но бить его нельзя».
Ответ: чувства ребенка признаются.
2. «Нет причины выходить из себя и бить его. Это была просто случайность».
Ответ: чувства ребенка игнорируются.
Вариант: «Ты рассердился на друга за то, что он разрушил свой домик. Ты можешь найти другой способ выяснить отношения, но бить его не надо».
3. «Укол – это действительно больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку».
Ответ: чувства ребенка признаются.
4. «Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется».
Ответ: чувства ребенка игнорируются.
Вариант: «Похоже, тебе грустно. Ты принял решение, как поступить, а ситуация сложилась по-другому».
Предлагает использовать «я-высказывания» в повседневном общении с ребенком. Вас переполнило чувство? Тогда назовите его самому себе. Теперь скажите о нем ребенку. Успех обязательно придет к вам вслед за опытом.
Родители делятся впечатлениями о том, что дала им эта встреча, какие чувства они испытали и какие вопросы хотели бы обсудить.
Обратная связь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для детей старшей группы «Путешествие в Страну чувств».
Данный тренинг направлен на формирование адекватных эмоциональных состояний и проявлений в контактах с окружающим миром....
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ для педагогов «ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ЕДИНЕНИЯ И СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА»
Данный тренинг предназначен для педагогических работников ОУЦель: формирование командного духа и доброжелательного отношения внутри коллектива, возможность молодых специалистов поближе познакоми...
Семинар – тренинг по принятию инклюзивных детей "Понимаю - Чувствую - Поддерживаю"
Цель семинара - тренинга - создание условий для формирования толерантных установок у воспитателей в отношении детей с ОВЗ....
Тренинг детско - родительских отношений "Как мы чувствуем друг друга!"
Гармонизация эмоциональных связей в семье....
КОНСПЕКТ занятия с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Эмоции и чувства»
Цель: создание условий для охраны психологического здоровья педагогических работников.Задачи:- мотивировать педагогов на изучение собственного эмоционального мира;- познакомить с понятиями ...
Конспект игрового тренинга «Сочиняем сказку с «Монстриками чувств» для детей старшей группы
Цель: знакомство детей дошкольного возраста с метафорическими ассоциативными картами «Монстрики чувств»....
Тренинг детско-родительских отношений “Как мы чувствуем друг друга”.
Цель тренинга – гармонизация эмоциональных связей в семье. Задачи, решаемые в ходе тренинга: - создать условия для эмоционального сближения членов семьи; - обучить участников навы...