Консультация "Детские страхи"
консультация
Детские страхи возникают в случаях психотравмирующих ситуаций (испуг, болезнь, конфликты, неудачи), но гораздо более распространены так называемые внушенные страхи. Их источник — взрослые, окружающие ребенка, которые непроизвольно заражают ребенка страхом. («Не бери — обожжешься», «Не гладь укусит» и т. д.) Чем чаще мы пугаем без нужды, тем больше развивается неуверенность ребенка в себе и повышенное чувство тревожности. Как помочь ребенку, который испытывает чувство страха, Вы узнаете из данной консультации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_detskie_strahi.docx | 38.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»
имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика
муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
«Детские страхи»
(консультация для родителей)
Педагог-психолог:
Полева Г.П.
п.г.т. Стройкерамика
«Детские страхи»
«Что такое страх?»
Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями ВНД, что отражается на частоте пульса и дыхания, выделении желудочного сока, показателях артериального давления.
Детские страхи возникают в случаях психотравмирующих ситуаций (испуг, болезнь, конфликты, неудачи), но гораздо более распространены так называемые внушенные страхи. Их источник — взрослые, окружающие ребенка, которые непроизвольно заражают ребенка страхом. («Не бери — обожжешься», «Не гладь укусит» и т. д.) Чем чаще мы пугаем без нужды, тем больше развивается неуверенность ребенка в себе и повышенное чувство тревожности. Особенно подвержены страхам дети, чересчур беспокойных родителей (разговоры при ребенке о смерти, несчастьях, болезнях, убийствах помимо воли запечатлеваются в его психике).
Честолюбивые, не в меру принципиальные, с болезненно заостренным чувством долга, излишне требовательные родители, которых вечно не устраивает характер, темперамент, поступки ребенка, — главным образом беспокоятся о возможных несчастьях, которые могут произойти с ребенком. Стараются как бы заранее предопределить его судьбу, вынуждают ребенка быть в постоянном страхе: «А вдруг я делаю что-то не так, а вдруг я разочарую маму и утрачу ее любовь?».Наиболее подвержены подобному страху единственные дети. Они боятся не соответствовать высоким стандартам в представлении их родителей.
Хроническое чувство тревоги и беспокойство имеют дети, в чьих семьях частенько возникают конфликты, особенно по поводу воспитания.
На количество страхов оказывает влияние и состав семьи, у детей из неполных семей количество страхов больше, тревожность выше.
Тревога — это предчувствие опасности, состояние беспокойства, которое имеет свои внешние симптомы.
Тест тревожности (А. Захаров).
Ответьте на вопросы теста:
- Ребенок легко расстраивается, много переживает.
- Часто плачет, ноет, не может успокоиться.
- Капризничает ни с того ни с сего.
- Более чем часто обижается.
- Бывают приступы злости.
- Заикается.
- Грызет ногти.
- Сосет палец.
- Разборчив в еде.
- Засыпает с трудом.
- Отсутствует аппетит.
- Спит спокойно.
- Плохо и неохотно встает.
- Часто моргает.
- Дергает плечом, рукой, теребит одежду.
- Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.
- Старается быть тихим.
- Боится темноты.
- Боится одиночества.
- Боится неудачи, неуверен в себе, нерешителен.
- Бывает чувство неполноценности.
Градация баллов:
- — данный пункт отсутствует;
- — проявляется;
- — ярко выражен.
Менее 7 баллов — отклонения несущественны. 7-13 баллов — невысокая степень тревожности.
14-19 баллов — средняя степень психического напряжения.
20-27 баллов — ожидается нервный срыв, переход к высокой степени
психоэмоционального напряжения.
- баллов — высокая степень психоэмоционального напряжения.
«Возрастные особенности страха».
Каждому возрасту свойственны свои страхи:
- от рождения до года: малышей способны напугать громкие звуки, неожиданный шум;
- от 1 до 2 лет: разлука с родителями, незнакомые люди, травмы, засыпание;
- от 3 до 4: страх темноты, одиночества, замкнутого пространства, Баба Яга, Кощей и другие персонажи сказок;
- 6-7 лет: апогея достигает страх смерти, этот возраст обнаруживает самое большое количество страхов.
- Самый бесстрашный возраст у девочек — 3 года, у мальчиков — в 4 года.
А насколько же взрослые подвержены страхам?
Рисуночный тест «Страшная история»
Цель: изучение подверженности страхам.
Родителям нужно дорисовать предложенную картинку, сделать ее действительно страшной, прописать детали (см. Приложение 1).
Причины возникновения ночных кошмаров:
- особенности протекания беременности (волнение, страхи, чрезмерное беспокойство, переутомляемость, токсикоз в 1-й половине беременности);
- особенности протекания родов (затяжные или быстрые, обвитие шеи пуповиной и т. д.);
- большое количество дневных страхов;
- впечатлительность;
- конфликты в семье;
- ослабленность НС;
- состояние стресса и т. д.
Функции кошмарных снов для психики:
- Отражение и преломление действительности, в том числе ее психически неосознаваемых сторон.
- Проявление альтернативных форм поведения, не допускаемых в сознании или отвергаемых по нравственно-этическим соображениям.
- Плод творческой фантазии, особенно у правополушарных, художественно одаренных личностей.
- Отражение и одновременно предвосхищение травмирующего опыта.
- Показатель готовности для противостояния страхам.
- Выражение психического дискомфорта, эмоционального стресса, неуверенности, страха.
- Способ прорыва критического психического напряжения, имеющий терапевтическую функцию, в то же время заостряющую чувствительность к страхам.
Способы борьбы со страхом, предлагаемые психологами.
Рисование дает возможность быть самим собой, здесь нет места страху и бессилию (можно отрубить голову дракону, запереть Кощея в клетку, сделать Бабу Ягу доброй, нарисовав ей улыбку). Кроме того, нарисованный страх можно запереть в шкафу и выбросить ключ, сжечь, смять и выбросить, разорвать на кусочки, подарить кошке и т. д. Это способ борьбы наиболее эффективен с 5 лет, когда ребенок рисует осознанно.
Игра — ролевое проигрывание ситуации (в игре ребенок не может быть проигравшим), фантазирование, сочинение историй. Например, как темнота помогла герою укрыться от врагов, как доктор спас больного, как в сказке
«Айболит» и др. Сочинение таких историй является аналогом игры. Так, знаменитый писатель Жорж Сименон был крайне застенчивым и боязливым, он и придумал бесстрашного комиссара Мегрэ, чтобы компенсировать свои недостатки.
Тактика поведения родителей: не заострять внимания на страхе, не стыдить ребенка, не смеяться над ним, а наоборот - одобрять, хвалить за каждое проявление смелости, воли. Тем самым повысится самооценка ребенка.
«А что, если…»
Решение родителями предложенных ситуаций:
- Если ребенок боится врача, то….
- Если ребенок боится Бабы Яги…
- Если ребенок боится засыпать,…
Родители, попробуйте сказать одним предложением, как необходимо действовать, чтобы предотвратить страх. Например:
- лишний раз не демонстрировать склонности к беспокойству;
- не навязывать детям такие правила, выполнить которые они не в состоянии;
- не читать постоянно мораль, не стыдить;
- не создавать проблем там, где их нет;
- стремиться разнообразить общение с ребенком и т. д.
Беспокойство, тревога, страх — такие же неотъемлемые, эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье.
Приложение 1
Тест «Страшная история»
(Ваша подверженность страхам)
Этот рисунок представляет из себя незаконченную иллюстрацию к книге ужасов. Ваша задача — дорисовать эту картинку, сделать ее действительно страшной, прописать детали, создать соответствующую данному жанру атмосферу.
- Если Вы выделили две фигуры, причем одна из них, большая, принадлежит
ужасному существу (приведению, монстру), а вторая, поменьше, — человеку, это говорит о том, что в вашей жизни очень много страхов. Вы постоянно чего-то боитесь, опасаетесь, о чем-то тревожитесь, беспокоитесь по разным поводам. Иначе говоря, в вашей жизни всегда найдется место новому страху, вы подвержены этой напасти.Если вы особое внимание уделили фигуре человека, то это значит, что вы пугливы, страхи способны надолго погрузить вас в депрессию или довести до нервного срыва.
- Если ваш человек стоит лицом к ужасному существу, то это говорит о том, что вы, хотя и испытываете страх, все же способны ему противостоять. Вы можете обуздать панику в своей душе и взять свои отрицательные эмоции под жесткий контроль разума.
- Если же ваш человек съежился и спрятал лицо от ужасного существа, то это значит, что вы целиком и полностью отдаетесь во власть своего страха, он парализует вас и лишает воли, вы отказываетесь от борьбы, даже не начав ее.
- Если вы нарисовали у жасное существо (приведение, монстра) н неживой
предмет (камень, люк, гроб), то это говорит о том, что в вашей жизни, конечно, страхи присутствуют, однако они не угнетают вас и не мешают вам жить спокойно. Вы думаете о них не все время, а лишь в те моменты, когда они подступают к вам вплотную и от них не получается просто отмахнуться.
- Если вы увидели в этом рисунке не целое существо, а только какую-то часть
монстра (например, торчащую из земли лапу или морду), то это говорит о вашем бесстрашии и несомненной творческой жилке. Вы даже к страхам подходите с позиций художника.
- Чем больше черного цвета на вашем рисунке, тем больше ваша подверженность страхам. Сильный нажим на карандаш или ручку говорит о вашей тонкой нервной системе, ранимости и взвинченности.
- Чем подробнее выписан фон, тем менее вы подвержены страхам. Вы относитесь к ним несколько отстраненно, не принимая их близко к сердцу.
Обилие мелких деталей, узоров говорит о том, что вы привыкли ничего не бояться, вы прочно стоите на земле и знаете, что нет такого страха, с которым вы не могли бы справиться.
Приложение 2
Психологический сонник
- Снятся преследования, погони. Все они маркеры высокого уровня внутреннего беспокойства, тревоги, неотреагированной агрессии.
- Когда во сне мы теряемся, нас покидают, остаемся совсем одни — знак экзистенциальной тревоги с чувством растерянности и депрессивным мироощущением.
- Представляются толпа, замкнутое пространство, горы, здания и невозможность выхода — показатели чувства незащищенности, травмирующей разлуки и невостребованной любви.
- Видятся больница, врачи, болезни, чудовища — знамение страха изменения или необратимых перемен.
- Падаем в колодец, ущелье, с неба, крыши — сигнал аффективно заостренного инстинкта самосохранения или страха смерти.
- Летаем в космосе, все дальше удаляясь от Земли, встречаемся с инопланетянами — признак личной неопределенности, магический строй и истерические черты характера.
- Встречаемся в принужденном порядке с Кощеем, Бабой Ягой и прочими отрицательными персонажами сказок — отражение родительской холодности, чрезмерной принципиальности или жестокости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по страхам, игровые приемы и методы преодоления страха.
В консультации ярко даны игровые методы преодоления страхов, различные упражнения с детьми, которые родители могут использовать в домашних условиях со своим ребенком, с группой детей...
Что такое страх? Причины страха и способы его преодоления у дошкольника.
Определение понятия "страх". Наиболее частые причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста. Рекомендации по преодолению стараха темноты у ребёнка....
ДЕТСКИЕ СТРАХИ. ПРОФИЛАКТИКА СТРАХОВ У РЕБЕНКА.
Ребенок не критичен к страху, он не имеет возможности справится с ним самостоятельно. Посеольку воспитание характеризуется прежде всего определенными сторонами отношения родителей к детям, то им...
Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления. Что делать, если ребёнок испытывает страх.
Рекомендации родителям по преодолению детских страхов...
Откуда берутся страхи у детей. Игры и упражнения помогающие детям справиться со страхом
СтО причинах возникновения страхов у дошкольников и о коррекции страхов....
Нарисуй свой страх (коррекция детских страхов).
В статье говориться о детских страхах. причинах и способах борьбы с ними, описываются игры и игровые упражнения....
"Мой страх" (психологический тренинг по преодолению тревожности и страхов у детей дошкольного возраста)
Данное занятие - одно из занятий цикла по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста. Предлагаю мой опыт работы с использованием песочной терапии....