«Использование мнемотехники для развития речи ребенка»
консультация
Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika.docx | 935.23 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование мнемотехники для развития речи ребенка»
Количество детей с отклонениями в развитии постепенно увеличивается. В первую очередь, речь идет о различных речевых дефектах, которые мешают не только полноценной коммуникации со сверстниками и взрослыми, но и освоению школьной программы.
В дошкольный период одним из важнейших этапов развития ребенка является речевое развитие. Владение правильной и грамотной речью рассматривается как готовность ребенка к обучению в школе. На сегодняшний день, речь дошкольников, богатая синонимами, сравнительными описаниями и дополнениями – это достаточно редкое явление.
Правильное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение излагать свои мысли, давать развернутые ответы на вопросы – все эти навыки требуют достаточного уровня развития всех уровней речевой функциональной системы у ребенка. Ее развитием нужно заниматься именно в дошкольный период.
Дошкольный возраст и связная речь
Связная речь – это развернутое высказывание, которое состоит из нескольких предложений, которые разделены по функционально-смысловому типу на описание, повествование и рассуждение.
Формирование связной речи начинается в дошкольном возрасте. Ребенок не просто называет определенный предмет, а стремится всячески его описать и охарактеризовать. Такое высказывание состоит из нескольких предложений, который не только описывают предмет или явление, но и логически связаны друг с другом, чтобы слушающий мог понять ребенка. Чтобы связно о чем-то рассказать, необходимо понимать этот предмет, уметь его анализировать, выделяя его основные качества и свойства.
В дошкольный период преобладает наглядно-образная память, а запоминание носит, как правило, непроизвольный характер: дети лучше запоминают предметы, события, явления, факты, которые близки их жизненному опыту. В связи с этим можно сделать вывод, что речевое развитие должно быть связано с развитием высших психических функций.
Что такое мнемотехника?
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи является научно-обоснованным решением. Данной проблемой занимались Ткаченко Т.А, Воробьева В.К, Большева Т.В и другие авторы, которые определяли эту методику как систему приемов, которые обеспечивают успешное запоминание, увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Эффективность данной методики основывается на особенностях работы головного мозга. Язык мозга – это образы и, прежде всего, эти образы являются зрительными. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, данная связь фиксируется головным мозгом. В дальнейшем, когда в памяти всплывает один из образов, являющихся частью этой ассоциации, автоматически воспроизводятся и другие соединенные образы.
Мнемотехника позволяет «наладить связь» с мозгом, взяв под контроль некоторые его функции. Эта методика является крайне эффективной для эффективного запоминания информации.
Использование мнемотехники позволяет:
- активизировать интерес детей к занятиям;
- символическая аналогия облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала детьми;
- применение графической аналогии учит детей видеть главное, помогает систематизировать полученные знания;
- при формировании правильного произношения развивается память, мышление, воображение, внимание, так как именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приемов, которые облегчают процесс запоминания информации. На словосочетание или слова нужно придумывать картинки, которые бы их обозначали. В результате весь текст выглядит как определенная схема, смотря на которую ребенок может воспроизвести загадку, стихотворение или скороговорку.
Такие приемы очень важны для детей дошкольного возраста, т.к. их мыслительные задачи решаются, как правило, с помощью внешних средств, т.е. они намного лучше воспринимают информацию визуально, чем на слух.
Пример скороговорки:
Заучивание стихотворений:
Составление рассказов:
Сказки:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация на тему "Использование мнемотехники в развитии речи ребенка"
Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Замечали ли вы, что после объясн...
«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?
В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...
«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?
В дошльном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошед...
Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г
Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...
Консультация «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?
В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...
Семинар для педагогов «Использование мнемотехники для развития речи ребенка»
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существует множество пр...
Методические рекомендации «Использование мнемотехники для развития речи дошкольников с задержкой психического развития»
Использование мнемотехники открывает для воспитателей много возможностей. Цель: данных методических рекомендаций – оказать помощь педагогам практикам ДОУ в построении алгоритма работы с мне...