О КАКИХ НЮАНСАХ АДАПТАЦИИ НУЖНО ЗНАТЬ, ЕСЛИ МАЛЫШ ПОШЕЛ В ДЕТСКИЙ САД В 3 ГОДА?
консультация (младшая группа)

Зычкова Светлана Анатольевна

Детский сад – это неотъемлемый этап жизни каждого ребёнка. Посещение группы необходимо для всестороннего, гармоничного развития, но далеко не все дети спокойно переживают процесс адаптации к новым условиям.

Оказавшись в незнакомом месте с незнакомыми людьми, они ещё и вынуждены выполнять определённые требования, соблюдать режим дня.

Особенно острой адаптация оказывается в тех случаях, когда ребёнка ограничивают в самостоятельности, сдерживают его активность, инициативу. Авторитарный тип отношений с малышом приводит к многочисленным конфликтам, обидам, стрессу.

Так, плохо протекающая адаптация может вызвать проблемы не только с физическим, но и психическим здоровьем. Как родителям, так и воспитателю необходимо придерживаться индивидуального подхода в общении с ребёнком, знать об особенностях протекания адаптации, негативных последствиях и способах их предупреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О КАКИХ НЮАНСАХ АДАПТАЦИИ НУЖНО ЗНАТЬ, ЕСЛИ МАЛЫШ ПОШЕЛ В ДЕТСКИЙ САД В 3 ГОДА?

Детский сад – это неотъемлемый этап жизни каждого ребёнка. Посещение группы необходимо для всестороннего, гармоничного развития, но далеко не все дети спокойно переживают процесс адаптации к новым условиям.

Оказавшись в незнакомом месте с незнакомыми людьми, они ещё и вынуждены выполнять определённые требования, соблюдать режим дня.

Особенно острой адаптация оказывается в тех случаях, когда ребёнка ограничивают в самостоятельности, сдерживают его активность, инициативу. Авторитарный тип отношений с малышом приводит к многочисленным конфликтам, обидам, стрессу.

Так, плохо протекающая адаптация может вызвать проблемы не только с физическим, но и психическим здоровьем. Как родителям, так и воспитателю необходимо придерживаться индивидуального подхода в общении с ребёнком, знать об особенностях протекания адаптации, негативных последствиях и способах их предупреждения.

ОСНОВНЫЕ СЛОЖНОСТИ В ПОВЕДЕНИИ

В возрасте 3 лет каждый малыш стремится отстоять свои права на самостоятельность.

Он осознаёт себя как отдельную личность с собственными желаниями и потребностями, волей, которую при необходимости нужно проявлять, демонстрировать окружающим.

При этом зачастую поведение детей носит противопоставляющий характер по отношению к требованиям, ожиданиям, просьбам взрослых.

Характерный для этого возраста негативизм вынуждает малыша поступать вопреки своим желаниям. Ребёнок отказывается выполнять просьбу не потому что, не хочет, а потому, что его попросили.

Главный мотив активности – сделать всё наоборот. Негативизм носит избирательный характер – ребёнок отказывается слушаться только определённых людей. Малыш может отказаться от действий и потому, что занят на данный момент более интересным делом.

Упрямство – ещё одна характерная черта для трёхлетнего ребёнка. Он начинает настаивать на чём-то не потому, что сильно захотел, а потому что он имеет право требовать, как и взрослые. В детском саду часто появляется обезличенная строптивость – противостояние условиям, образу жизни в целом.

Каждый малыш 3 лет стремится делать самостоятельно даже то, что не умеет. Поведение малыша преимущественно носит протестующий характер, что зачастую провоцирует ссоры с окружающими. Трёхлетний ребёнок обесценивает старые привязанности к вещам, людям, правилам поведения. Могут потерять ценность ещё совсем недавно любимые игрушки.

СХЕМЫ ПРИВЫКАНИЯ

Каждый из родителей самостоятельно определяет, какой схемы адаптации ребёнка к детскому саду придерживаться.

Одни предпочитают отдавать малыша в группу на несколько часов, другие – наоборот, считают, что оставление ребёнка на весь день сразу принесёт больше положительных результатов. Однако на практике оказывается, что каждый малыш нуждается в индивидуальном подходе.

Наиболее продуктивными оказываются подходы:

ритуал прощания;

наличие символа-напоминания;

совместное пребывание в группе и прочее.

Каждый воспитанник детского сада – это индивидуальная личность.

Поэтому одна и та же мера, предпринятая родителями, может пойти как во благо, так и во вред. Важно учитывать особенности характера, наличие предшествующего опыта, оценивать реакцию малыша на пребывание в группе и многие другие факторы.

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ И ВОСПИТАТЕЛЮ?

Взрослые способны сделать так, чтобы пребывание в группе не вызывало у ребёнка дискомфорта, страха. Во-первых, родитель должен пытаться сформировать исключительно положительные эмоции о детском саде, не пугать малыша тем, что плохое поведение обязательно будет наказано посещением группы.

Каждый день в процессе адаптации важно говорить малышу правдивые факты – когда день подойдёт к концу, его будет ждать поход в кино или покупка любимых сладостей. К капризам ребёнка следует относиться терпеливо и с пониманием.

Почти каждый малыш плачет и расстраивается при прощании. Чтобы облегчить процесс, следует разрешить ребёнку брать с собой любимую игрушку или любую другую вещь, которая ассоциируется с домом.

Одежда и обувь должны быть удобными, чтобы малыш не испытывал трудностей во время самостоятельного одевания на прогулку. Чем проще у него будет получаться удовлетворять свои потребности, тем легче он перенесёт разлуку с мамой.

Каждый раз, забирая малыша из группы, родитель должен проявлять неподдельный интерес к проведённому в группе времени. Ребёнок с радостью будет делиться полученным опытом, впечатлениями, эмоциями. Чем больше родитель заинтересован в жизни малыша, тем легче, быстрее он сможет привыкнуть к новым условиям жизни.

Воспитатель также способен повлиять на протекание адаптации к детскому саду. Чтобы каждый ребёнок чувствовал себя комфортно, важно вовремя уделять должное внимание. Ни один малыш не должен ощущать себя ненужным, обделённым, лишним. Воспитатель – это тот человек, который обязан обеспечивать благоприятные условия для жизни и развития каждого воспитанника из группы.

Большая часть детей начинает посещать детский сад в возрасте трёх лет. Период адаптации к саду часто сопровождается плачем или истериками. Чтобы избавиться или свести к минимуму негативные реакции, важно разобраться в том, почему ребёнок не хочет идти в садик, и помочь ему преодолеть этот барьер.

Самая главная причина негативного отношения к садику у ребёнка связана с расставанием.

Он не желает расставаться с мамой (чрезмерная опека).

ребёнок боится остаться один, что его не заберут;

испытывает страх перед коллективом и новым учреждением;

чувствует себя одиноким, не может наладить контакт ни с воспитателем, ни со сверстниками.

Одни малыши быстро приспосабливаются к новым условиям, другие не могут привыкнуть к ним даже спустя несколько месяцев. Ребёнка важно подготовить к посещению детского сада заранее, чтобы слёзы при расставании не переходили во многочасовую истерику.

чтобы минимизировать стресс, привыкание к садику должно быть постепенным;

широкий круг общения, наличие соответствующего опыта;

разговоры о прошедшем дне;

Обязательно нужно хвалить малыша за его первые достижения, положительно оценивать выполненную творческую работу. Это поможет чувствовать малышу себя более уверенным и успешным.

Детский сад рассматривается как положительный фактор, способствующий полноценному развитию ребенка и его правильному воспитанию. Коллективная жизнь учит ребенка общению со сверстниками и со взрослыми, благодаря чему со временем ему проще будет учиться в школе и строить отношения с другими людьми.

УСПЕШНО ПРОЙДЕННЫЙ ПЕРИОД — ЧТО ЭТО?

Успешно адаптированный к новым условиям жизни ребёнок соответствует определённым параметрам. Среди них:

неподверженность болезням, хорошее самочувствие;

позитивные эмоции;

дружба со сверстниками;

прямой контакт с воспитателем;

демонстрация положительных эмоций от посещения детского сада и прочее.

Успешно адаптированный к детскому саду ребёнок не капризничает по утрам, с готовностью делится с родителями полученным опытом, стремится быть лучшим, успешным в группе.

ОШИБКИ

Главная ошибка большинства родителей трёхлетних детей – пренебрежение ритуалом прощания. Ребёнок не должен случайно понять, заметить, что мамы больше нет рядом. Если родитель незаметно исчезает, у малыша появляются определённые страхи, опасения. Он начинает воспринимать факт оставления в детском саду как непосредственную угрозу.

Сразу оставлять малыша в группе также нецелесообразно. Посещение детского сада должно начинаться постепенно. Также важно придерживаться определённого режима дня заблаговременно до первого похода в дошкольное учреждение. Ребёнок должен привыкнут к особым требованиям, научиться их выполнять, не капризничая при этом.

Во время сборов важно предоставит малышу право выбора – в чём пойти, какую игрушку взять с собой. Самостоятельный трёхлетний ребёнок обязательно оценит возможность проявить инициативу.

Главная ошибка воспитателей детского сада заключается во рвении уделить внимание каждому ребёнку во что бы то ни стало. Индивидуального подхода требует каждый малыш, однако реализовать это на практике куда сложнее, чем представить.

Если ребёнок сидит в углу, ни с кем не общается, не играет – это не значит, что взрослый не должен отходить от него ни на шаг. Чрезмерная гиперопека приведёт к тому, что малыш начнёт противопоставлять себя другим, надеяться на благосклонность воспитателя ко всевозможным проступкам.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Адаптация к детскому саду в три года накладывается на возрастной кризис, поэтому процесс привыкания длится дольше, протекает сложнее.

Как взрослые, так и воспитатели могут столкнуться со всевозможными трудностями, разрешение которых требует индивидуального подхода к каждому ребёнку.

С другой стороны, чем раньше малыш привыкнет к детскому саду, тем успешнее будет справляться с предъявляемыми требованиями.

Успешно адаптированный ребёнок начнёт без труда находить общий язык со сверстниками, без опасений пробовать себя в разных видах деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Посещение детского сада в 3 года – это сложный процесс привыкания к новым условиям, который требует приложения усилий со стороны всех участников образовательного процесса. Малыш должен чувствовать себя комфортно и уверенном – только тогда пребывание в группе превратится из испытания в полноценное удовольствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРОХА. Все, что нужно знать о малыше!

Почему дети не слышат нас «Сто раз надо повторять», «как об стенку горох», «пока не прикрикнешь – не сделает» – эти фразы уверенно занимают первые строчки в хит-параде родительских жалоб детскому псих...

Что нужно знать, если у вашего ребенка обнаружено плоскостопие

Показателем здоровья, имеющим тесную связь с физическим развитием ребенка, является состояние его стопы. Чтобы ребенок мог ходить, бегать, прыгать без ограничений, его ноги должны быть здоровы. Я пред...

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, ГОТОВЯСЬ ОТДАТЬ РЕБЕНКА В ДЕТСКИЙ САД?

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11336152","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"304","width":"480"}}]]Первый этап – подготовительныйПодготовительный этап начинается...

Что нужно знать,если в вашей группе появился ребёнок аутист.

Что такое аутизм,виды аутизма,признаки аутизма,формы работы с такими детьми,с родителями....

Что нужно знать родителям , отдавая ребенка в детский сад.

Что нужно знать родителям , отдавая ребенка в детский сад....

Малыш пошел в детский сад.

Правильное развитие и поведение, особенно в первые годы жизни малыша, может бытьобеспечено лишь при единстве образовательной и оздоровительной работы. В ранние годы осуществляется взаимосвязь психичес...