ЗПР у детей дошкольного возраста
консультация (младшая группа)

Мартынова С.А

ЗПР у детей

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zpr_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

ЗПР у детей

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций. Диагностика ЗПР проводится коллегиальной комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Причины ЗПР

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально-психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

1.Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение  созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют:

  • Патология беременности (тяжелые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода и др), внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных.
  • Тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и др., возникающие в постнатальном периоде и раннем детском возрасте.
  • ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.  

2.Социальные факторы.

Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что, однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи в следствие  выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Характеристика

Психологическая характеристика ребенка с ЗПР составляется по тем психическим функциям, которые у него оказываются нарушенными.

Когнитивные способности

Мышление у детей с ЗПР

  • Плохо сформированное словесно-логическое мышление;
  • Несформированные умения проводить операции анализа и синтеза;
  • Для развития наглядно-образного мышления необходимо многократное повторение задачи;
  • Нормальный уровень развития наглядно-действенного мышления.

Память у детей с ЗПР

  • Неустойчивая;
  • Малопродуктивная;
  • Непроизвольная преобладает над произвольной;
  • Наглядная преобладает над произвольной;
  • Минимальный самоконтроль, отсутствие познавательной активности и мотивации при заучивании и воспроизведении материала;
  • Неумение использовать приемы запоминания и организовать работу по заучиванию;
  • Наибольшим нарушением подвергается кратковременная память;
  • При наличии помех процесс запоминания практически останавливается;
  • Выученный с большим трудом материал быстро забывается.

Внимание.

  • Рассеянное;
  • Ослабленное, если информация подается вербально;
  • Неустойчивое;
  • Снижение таких параметров, как объем, избирптельность, концентрация и распределение.

Восприятие.

  • Поверхностное;
  • Замедленный процесс формирования межанализаторных связей;
  • Недостатки слухо-зрительно-моторной координации;
  • Медленная скорость построения единого цельного образа в представлении.

Речь

  • Бедный словарный запас
  • Нарушенное звукопроизношение;
  • Несформированность лексико-грамматического строя;
  • Проблемы со связанной речью;
  • Дефекты артикуляционного аппарата.

Главное вовремя обратиться к специалистам

Когда  родители впервые слышат о нарушениях в развитии своего ребенка, любой диагноз звучит, как приговор. В голове рождаются страхи, возникает огромное количество вопросов, начинается поиск ответов  в интернете. Сталкиваясь с разнообразием описанных случаев развития детей с ЗПР, родители начинают убеждать себя в ошибочном диагнозе, думают, что ребенок «дорастет», проблемы решатся сами собой,- как следствие, теряется драгоценное время. Главное и при этом самая сложная задача для родителя на этом этапе – увидеть и принять особенности ребенка.

Особенности развития ребенка с ЗПР 

Родители не специалисты и не обязаны разбираться в специфике развития детей, но именно внимание близких и особенностям развития и поведения может вовремя выявить признаки возможных отклонений и помочь ребенку преодолеть возникшие трудности. Вот по каким признакам можно судить об их проявлении;

  • Недостаточная эмоционально-волевая зрелость (инфантильное поведение, сниженная мотивация, неустойчивое внимание);
  • Проблемы в восприятии и интерпретации информации;
  • Особенности мышления (сложности в анализе и синтезе, сравнениях и обобщении, трудности в абстрактном мышлении);
  • Сниженная познавательная активность;
  • Затруднения в планировании действий и контроле своего поведения;
  • Общая неловкость движений;
  • Быстрая утомляемость;
  • Несамостоятельность в действиях;
  • Проблемы, связанные с развитием речи.

Какие специалисты необходимы ребенку

Нужно понимать, что перечисленные особенности развития ребенка с возрастом не исчезнут, поэтому он нуждается в систематической работе с  командой специалистов: психологом, дефектологом, логопедом, нейропсихологом. При необходимости может потребоваться помощь врача (детского невролога или психиатра).

Помощь психолога будет направлена на развитие коммуникативных и социальных навыков, эмоциональной сферы. Логопед будет работать с развитием речи, пониманием обращенной речи, накоплением и активизацией словаря. Дефектологу предстоит заниматься развитием продуктивной предметно – практической и познавательной активности, формированием сенсорных эталонов, элементарных математических представлений. Занятия с нейропсихологом направлены на развитие мозга ребенка через игровые и двигательные техники. В случае необходимости врач окажет медикаментозную поддержку, в том числе и для того, чтобы у ребенка была возможность усвоить знания, умения и навыки, которые он будет получать на занятиях.

Чтобы диагноз не стал приговором

Ребенку нужна помощь не только в образовательном учреждении, но и дома. Специалисты без включения и поддержки родителей, их ответственного подхода не смогут достичь стойких результатов.

Ребенок с ЗПР не нуждается в жалости, он нуждается в организующей, направляющей и обучающей помощи.  В процессе совместной  работы или игры он способен усваивать новый материал, чтобы в дальнейшем самостоятельно применять его при решении различных повседневных и учебных задач.

Доброжелательное отношение, эмоциональная поддержка, помощь в игре или учебе – неотъемлемые элементы взаимодействия с ребенком с ЗПР. Хвалите его в ситуациях даже минимального успеха. Ребенку важно ощущать то, что он ценен для вас не только когда у него получается что-либо, но и когда у него возникают сложности.

Учитесь получать удовольствие от общения со своим ребенком, взаимодействуйте со специалистами и выполняйте все их рекомендации. Своевременная помощь и поддержка специалистов с большой вероятностью приблизит развитие ребенка к нормативному, и тогда процесс вхождения в школьный ритм будет проходить легче и не вызовет больших трудностей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Консультация для родителей " Физическое развитие детейдошкольного возраста в семье"

Данная консультация предлагает актуальные способы физического воспитания детей в семье....

Трудовое воспитание детейдошкольного возраста

Интерактивная игра " Путешествие по детскому городу профессий "...

«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»

Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя  с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....

Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).

laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...