ЗПР у детей дошкольного возраста
консультация (младшая группа)
ЗПР у детей
Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zpr_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 23.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗПР у детей
Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций. Диагностика ЗПР проводится коллегиальной комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.
Причины ЗПР
Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально-психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
1.Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют:
- Патология беременности (тяжелые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода и др), внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных.
- Тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и др., возникающие в постнатальном периоде и раннем детском возрасте.
- ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.
2.Социальные факторы.
Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что, однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.
Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи в следствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.
Характеристика
Психологическая характеристика ребенка с ЗПР составляется по тем психическим функциям, которые у него оказываются нарушенными.
Когнитивные способности
Мышление у детей с ЗПР
- Плохо сформированное словесно-логическое мышление;
- Несформированные умения проводить операции анализа и синтеза;
- Для развития наглядно-образного мышления необходимо многократное повторение задачи;
- Нормальный уровень развития наглядно-действенного мышления.
Память у детей с ЗПР
- Неустойчивая;
- Малопродуктивная;
- Непроизвольная преобладает над произвольной;
- Наглядная преобладает над произвольной;
- Минимальный самоконтроль, отсутствие познавательной активности и мотивации при заучивании и воспроизведении материала;
- Неумение использовать приемы запоминания и организовать работу по заучиванию;
- Наибольшим нарушением подвергается кратковременная память;
- При наличии помех процесс запоминания практически останавливается;
- Выученный с большим трудом материал быстро забывается.
Внимание.
- Рассеянное;
- Ослабленное, если информация подается вербально;
- Неустойчивое;
- Снижение таких параметров, как объем, избирптельность, концентрация и распределение.
Восприятие.
- Поверхностное;
- Замедленный процесс формирования межанализаторных связей;
- Недостатки слухо-зрительно-моторной координации;
- Медленная скорость построения единого цельного образа в представлении.
Речь
- Бедный словарный запас
- Нарушенное звукопроизношение;
- Несформированность лексико-грамматического строя;
- Проблемы со связанной речью;
- Дефекты артикуляционного аппарата.
Главное вовремя обратиться к специалистам
Когда родители впервые слышат о нарушениях в развитии своего ребенка, любой диагноз звучит, как приговор. В голове рождаются страхи, возникает огромное количество вопросов, начинается поиск ответов в интернете. Сталкиваясь с разнообразием описанных случаев развития детей с ЗПР, родители начинают убеждать себя в ошибочном диагнозе, думают, что ребенок «дорастет», проблемы решатся сами собой,- как следствие, теряется драгоценное время. Главное и при этом самая сложная задача для родителя на этом этапе – увидеть и принять особенности ребенка.
Особенности развития ребенка с ЗПР
Родители не специалисты и не обязаны разбираться в специфике развития детей, но именно внимание близких и особенностям развития и поведения может вовремя выявить признаки возможных отклонений и помочь ребенку преодолеть возникшие трудности. Вот по каким признакам можно судить об их проявлении;
- Недостаточная эмоционально-волевая зрелость (инфантильное поведение, сниженная мотивация, неустойчивое внимание);
- Проблемы в восприятии и интерпретации информации;
- Особенности мышления (сложности в анализе и синтезе, сравнениях и обобщении, трудности в абстрактном мышлении);
- Сниженная познавательная активность;
- Затруднения в планировании действий и контроле своего поведения;
- Общая неловкость движений;
- Быстрая утомляемость;
- Несамостоятельность в действиях;
- Проблемы, связанные с развитием речи.
Какие специалисты необходимы ребенку
Нужно понимать, что перечисленные особенности развития ребенка с возрастом не исчезнут, поэтому он нуждается в систематической работе с командой специалистов: психологом, дефектологом, логопедом, нейропсихологом. При необходимости может потребоваться помощь врача (детского невролога или психиатра).
Помощь психолога будет направлена на развитие коммуникативных и социальных навыков, эмоциональной сферы. Логопед будет работать с развитием речи, пониманием обращенной речи, накоплением и активизацией словаря. Дефектологу предстоит заниматься развитием продуктивной предметно – практической и познавательной активности, формированием сенсорных эталонов, элементарных математических представлений. Занятия с нейропсихологом направлены на развитие мозга ребенка через игровые и двигательные техники. В случае необходимости врач окажет медикаментозную поддержку, в том числе и для того, чтобы у ребенка была возможность усвоить знания, умения и навыки, которые он будет получать на занятиях.
Чтобы диагноз не стал приговором
Ребенку нужна помощь не только в образовательном учреждении, но и дома. Специалисты без включения и поддержки родителей, их ответственного подхода не смогут достичь стойких результатов.
Ребенок с ЗПР не нуждается в жалости, он нуждается в организующей, направляющей и обучающей помощи. В процессе совместной работы или игры он способен усваивать новый материал, чтобы в дальнейшем самостоятельно применять его при решении различных повседневных и учебных задач.
Доброжелательное отношение, эмоциональная поддержка, помощь в игре или учебе – неотъемлемые элементы взаимодействия с ребенком с ЗПР. Хвалите его в ситуациях даже минимального успеха. Ребенку важно ощущать то, что он ценен для вас не только когда у него получается что-либо, но и когда у него возникают сложности.
Учитесь получать удовольствие от общения со своим ребенком, взаимодействуйте со специалистами и выполняйте все их рекомендации. Своевременная помощь и поддержка специалистов с большой вероятностью приблизит развитие ребенка к нормативному, и тогда процесс вхождения в школьный ритм будет проходить легче и не вызовет больших трудностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»
Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...
Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"
С чего начинается детский сад? Как это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...
Мастер-класс для воспитателей на тему "Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детейдошкольного возраста"
Интерактивное выступление...
Консультация для родителей " Физическое развитие детейдошкольного возраста в семье"
Данная консультация предлагает актуальные способы физического воспитания детей в семье....
Трудовое воспитание детейдошкольного возраста
Интерактивная игра " Путешествие по детскому городу профессий "...
«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»
Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....
Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).
laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...