Родительское собрание на тему: «Развитие речи детей 5-6 лет». От 14. 03. 2018 г.
материал (старшая группа)
«Развитие речи детей 5-6 лет».
Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
►Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей по вопросам особенностей развития речи ребёнка старшего дошкольного возраста и методов, приёмов её развития.
►Познакомить родителей с речевыми играми, способствующих развитию речи у детей.
►Активизировать позитивный семейный опыт по проблеме речевого развития детей дома (домашние чтение художественной литературы)
Предварительная работа
План проведения
1. Вступительный этап.
2. Основная часть
3. Игровой практикум.
4. Составление рекомендаций: «Как читать детям»
5. Подведение итогов собрания.
1. Вступительное слово.
Уважаемые родители! Мы рады вам. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека-речи. Создание памятки на каждого родителя «Как читать детям». Оформление выставки литературы по развитию речи детей.
2. Основная часть.
Ребенок шестого года жизни доброжелательно общается со сверстниками,
умеет высказываться по поводу различных поступков, выражать одобрение или
недовольство, выслушивать других детей, замечать ошибки, дополнять.
Развивается игровая деятельность. Особое значение для развития ребенка имеет
сюжетно-ролевая игра, требующая от детей умения договариваться о ролях,
подготавливать условия для игры, общаться соответствующим образом,
соблюдать правила, согласовывать свои действия с действиями других участников.
В ходе игры постепенно формируются элементы учебной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте ребенок продолжает знакомиться с разнообразными свойствами предметов,
пространственными, временными и другими отношениями. Сравнение предметов по
цвету, форме, величине, материалу, количеству, пространственному расположению
деталей и значению требует в словарном запасе достаточного количества
существительных, прилагательных, глаголов. В рассказе о предметах ребенок
употребляет слова с противоположным значением (длинный -короткий,
твердый - мягкий, тяжелый-легкий, пушистый-гладкий, слова, обозначающие цвет и
его оттенки, объемные и плоскостные формы, пространственное расположение предметов и их частей.
Что знает и использует в речи ребенок 5—6 лет? Ребенок знает свой адрес, родной
город (село) и его достопримечательности, название страны и столицы, знает и называет
членов семьи, их возраст, занятия, родственников, их профессии,
может называть различные профессии, виды транспорта, правила дорожного движения, природные
явления, музыкальные произведения, детские песни, стихи, сказки, рассказы
для детей, иллюстрации к художественным произведениям, народные промыслы,
произведения искусства, труд в природе, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд.
Словарь и грамматический строй отражают зрелость познавательных процессов
и степень сформированности различных видов деятельности: игровой, изобразительной,
конструктивной, музыкальной, театрализованной и др. На шестом году ребенок
полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно
свободно. Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того,
как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают
правильный образец. В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой
разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. Участвовать в беседе,
поддерживать разговор позволяет достаточный словарный запас. За год запас слов,
используемых ребенком в общении, увеличивается на 1000-1200 слов по сравнению с
предшествующим возрастом и достигает 4000 слов. Дети активно используют
существительные с обобщающим, а также с конкретным значением, обозначающие
предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства; прилагательные,
обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов;
широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами.
Дети учатся использовать в речи слова с противоположным значением -антонимы (друг- враг,
высокий -низкий, хорошо -плохо, говорить- молчать); слова, близкие по смыслу,
синонимы (ходить -идти, шагать; грустный -печальный, безрадостный).Несмотря на
значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами:
наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и
в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы.
В общении со сверстниками дети осознанно меняют силу и высоту голоса, пользуются
различными интонациями: вопросительной, восклицательной, повествовательной.
Ребенок осваивает слово в единстве его значения и звучания, учится употреблять
слова в точном соответствии со смыслом, правильно их произносить.
Обычно к 5-6 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, не ошибается в
ударении. В возрасте 5 - 6 лет ребенок учится различать звуки на слух, проводить
элементарный звуковой анализ: определять место звука в слове (начало, середина,
конец),последовательность и количество звуков. Навыки элементарного звукового
анализа необходимы для освоения чтения и письма. Именно в этом возрасте дети
проявляют интерес к звукам речи и буквам.
Развитие речи в детском саду ведётся по следующим направлениям:
3.Игровой практикум.
Мы предлагаем вам несколько вариантов речевых игр.
Дидактическая игра «ВОЛШЕБНЫЕ КАМУШКИ» Возраст: 5-7 лет.
Цель: развитие навыков звукового анализа слов, развитие мелкой моторики.
Задачи: учить выделять заданный звук в слове на основе громкого проговаривания. Оборудование: карты с зашифрованными символами звуков(т.е. буквами), мешочки с камушками «Марблс», набор дополнительных карт на усложнение задания.
Ход игры:
1 задание. Ребенку предлагается карта с картинками. Необходимо отметить те картинки камушком, в которых есть заданный звук. Твердый звук отмечаем синим камушком, а мягкий зеленым. Воспитание звуковой культуры речи. Обогащение активного и пассивного словаря Формирование грамматического строя речи. Развитие связной речи.
"Подскажи звук"
Цель: закреплять представления о том, что слова состоят из звуков. Учить узнавать слова, в которых не хватает последнего звука.
«Отгадай предмет по названию его частей»
ПАМЯТКА «КАК ЧИТАТЬ ДЕТЯМ»
5.Подведение итогов
К концу шестого года жизни ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас, грамматические формы. Его высказывания становятся содержательнее, точнее, выразительнее. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка. Поэтому очень важно уделять большое внимание и усилия по развитию речи детей не только в детском саду, но и дома.
Решение родительского собрания:
— Использовать в развитии речи детей знаний, полученных на родительском собрании и опыт других родителей.
— Продолжать повышать психолого-педагогическую компетентность родителей по вопросам особенностей развития речи ребёнка.
— Уделить внимание вопросам домашнего чтения художественной литературы с детьми.
Искренне желаем вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье. Пусть дети радуют вас! Успехов вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему "Развитие речи детей 3-4лет"
Правильная, выразительная речь- портрет человека.Речь- это не прирожденный дар, необходимо приложить много усилий для хорошего результата....
Презентация для родительского собрания на тему: "Развитие речи детей четвёртого года жизни"
Родительское собрание на тему: "Развитие речи детей четвёртого года жизни". (Характеристика речи ребёнка. Речевая среда. Причины речевых нарушений. Создание условий для речевого развития детей)....
Родительское собрание на тему: «Развитие речи детей 2-3 лет» с родителями воспитанников 2 группы раннего возраста
Материалны для родителей...
Родительское собрание на тему: «Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром и развивающими играми»
Методы и приемы развития речи у младших дошкольников в семье....
Конспект родительского собрания на тему: « Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
Этот конспект поможет в проведении родительского собрания....
Доклад к родительскому собранию на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста"
Доклад к родительскому собранию на тему:«Развитие речи детей дошкольного возраста».Цель: повышение педагогической компетенции родителей.Уважаемые родители, бабушки и дедушки! ...
Родительское собрание на тему: "Развитие речи детей. Создание развивающей среды в семье" Игра-путешествие в страну "Играем - речь развиваем"
Повестка дня:1.Возрастные нормы речевого развития детей дошкольников.2. Создание развивающей речевой среды в семье.Цель:Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка....