Подготовка к школе с самого раннего детства.
консультация (младшая группа)

Усольцева Ольга Александровна

1. Какие навыки должны быть сформированы к школе?

2. Как и когда начинать развивать эти навыки?

3. Что поможет ребенку быть успешным и счастливым?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к школе с самого раннего детства (1-3 года).

Это тот самый благодатный возраст, когда решаются все вопросы не только речевого развития, но и успешного начала обучения в школе. Ведь главные умения для школы – это далеко ни письмо и чтение! И в этом весь секрет, о котором не знают родители.

Для начала определим важные параметры абсолютного счастья нашего будущего первоклассника:

1. Мотивация к учебе в школе.

Желание туда идти и тяга к новому и неизведанному. Всё чаще и чаще уже в первом классе мотивация уходит в ноль, если не в минус! Единицы детей любят учиться. Родители недоумевают, раздражаются и очень устают от 3-4-х часовых домашних заданий. А дети рыдают... Знакомо? Наверняка…

2. Навыки самообслуживания.

Проблема нашего времени... «куплю ребенку обувь на липучке, толстовку без замка, штаны на резинке, куртку без пуговиц, шапку без завязок, сок с трубочкой (а то прольет), да и еду хорошо бы, как у космонавтов (из тюбиков), чтобы не испачкался.

Ведь не умеет, делает всё медленно (а ждать никто не будет), либо вечно спешит, под ноги не смотрит»... и еще много всего.

3. Концентрация внимания (зрительного и слухового), объемы памяти (долговременной и кратковременной).

Для примера: «я не помню, что сказал учитель; Я не знаю куда делась моя сменка; Я не помню где я переодевался; я не успел записать; Я не понял; Я не услышал»... и еще много разных «не успел, забыл, не видел, не слышал».

Будем петь оду чатам родителей в мессенджерах! Ну вот он такой у меня... и всё? «Сейчас напишу Васиной маме и всё узнаю»... ну Вася же почему - то знает…

4. Навыки коммуникации.

Насколько комфортно и хорошо будет ребенку в детском коллективе? Умеет ли ребенок строить отношения с детьми? Умеет ли вести диалог с другими детьми и взрослыми? Обладает ли эмпатией (способность чувствовать других людей)?

И здесь играет роль тип привязанности, которую родители сформировали (или не сформировали) в раннем детстве. Огромную роль в этом вопросе сыграет еще нарушение сенсорных функций, которые тянутся из раннего детства.

5. Умение писать, читать и считать.

Пожалуй, на последнее место оставлю наличие учебных навыков, хотя это уже совсем не важно. Если у ребенка прекрасно сформированы первые 4 пункта, то писать, читать и считать он научится сам!

Так как сформировать эти 4 пункта (без слез и боли)?

Начинать нужно с самого раннего детства!

МОТИВАЦИЯ.

Как же сохранить ее у маленького ребенка?

Вспомните себя. Ведь ее наличие двигает нас вперед, а главное, дает нам ощущение счастья. Как думаете, будет у ребенка 5-6 лет, сидящего за партой (даже в течение 30 минут), «ощущение счастья»? Для этого нужна психологическая и социальная зрелость, которая поможет ребенку справиться!

А чтобы ее достичь нужно с ребенком мграть с самого раннего детства.

Сюжетная игра формируется после года, а к 1.5 и 2 годам она достигает своего расцвета. По 2-3-5-10 минут, которые вы найдете в своем плотном графике. Поверьте, все академические знания можно дать в банальных и простых играх.

Например, играя с ребенком в «Магазин», мы можем «изучить»

*согласование существительного и числительного (к нам в магазин привезли 5 бананОВ, а Маша пришла и купила 3 бананА)

*падежные окончания существительных и прилагательных (в нашем магазине продается синИЙ мяч и зеленЫЕ носки, Вася пришел купил носки и мяч, больше нет зеленЫХ носкОВ и синЕГО мячА)

*количество и счет (давай посчитаем сколько ложек будем продавать сегодня…. Так сколько ложек всего? Точно, пять!)

*написание цифр и букв

(а давай с тобой напишем этикетки, что и сколько стОит)

Разумеется, с двухгодовалым ребенком, мы не будем писать.

С малышами важно охватить сенсо-моторику (именно эта сфера является чувствительной). Мы будем «нюхать» и пробовать на вкус то, что продаем в магазине. Трогать руками разные текстуры и много ходить! От мнимого дома до магазина, желательно по дорожкам и перешагиванием чего-либо.

И еще много других умений и навыков. Но для ребенка – это просто МА-ГА-ЗИН!

Родитель - это первый друг ребенка по играм. Если родители знают, что и как, то это просто и быстро, не усаживая за стол, проиграть и сформировать важные грамматические и математические навыки и умения. А главное, вам самим понравится играть с детьми и это будет дополнительный бонус формирование правильного типа привязанности, а в нем - всё будущее вашего ребенка.

Если давать ребенку подобные умения и навыки в играх, то ваш ребенок будет желать и тянуться к новым знаниям. Именно в таких играх приходить социальная зрелость. А не в том, чтобы посадить за стол и дать логопедическую тетрадку с домашним заданием трёхлетнему и даже пятилетнему ребенку.

Вот она будущая мотивация ваших детей. Хотите избежать слез и трехчасовых сидений за уроками, подумайте об этом уже сейчас, в 1.5, 2, 3, 4 года.

САМООБСЛУЖИВАНИЕ.

А что в нем такого? Ну подумаешь не шнурки, а липучки. Не из стакана пьет, а из трубочки. Ну, завязала сама ему шапку… вырастет и научится…

1 класс: ты почему так пишешь, как курица лапой? А здесь зачем зачеркнул, а тут размазал? Где твои карандаши? Опять сменку потерял? Почему голодный?.... как не знал куда идти? … недоумевают родители…

Порядок на парте, порядок в голове, наличие всех вещей в портфеле и понимание, где находится столовая … неужели всё от ложки, которую дали в 8 месяцев? Или штанов, которые сам снял или надел в раннем детстве? Точно! Именно поэтому

А теперь коротко о взаимосвязи.

*Сензитивные (чувствительные) периоды жизни детей. Их знание дает понимание, когда и зачем нужен ребенку определенный навык, к чему ведет и что развивает. Если он не сформирован, как корректировать? Так вот, маленькие дети любят снимать и надевать одежду, складывать ее в шкаф и вытаскивать, забирают у вас пылесос, моют посуду и т.д. Только не надо думать, что так будет всегда. До трёх лет! Если не дали, потом не спрашивайте почему опять штаны валяются… опоздали.

*Изучение пространства «тренировка» сенсорных систем: раскладывание вещей по местам, уборка в доме, умение надеть на себя и снять – это освоение 3Д пространства.

А теперь быстро перенесемся в школу: класс, парта, доска, тетрадь – это те предметы, с которыми ребенку придется взаимодействовать. И чем больше ребенок освоил пространство в раннем детстве, тем легче ему переместиться в плоскость 2Д и прекрасно разбираться между учителем, доской и своей тетрадью.

Что такое красивый почерк? Это понимание плоскости! Верх-низ-право-лево… понимаете да?

Чем лучше ребенок ориентируется, тем качественный ответ он получает от мозга. А начинается всё с ложки, чашки, стянутого носка, самостоятельной шнуровки ботинка. Как запомнить, что «хвостик» у В пишется вверх, а у Д вниз, если ~ты не понимаешь~ твой мозг не понимает, как завязать шнурки! И дело не в мелкой моторике, а в крупной! Всё начинается с пространства.

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ (память, внимание, мышление).

Какие они бывают? Долговременные, кратковременные, зрительные и слуховые.

Насколько хорошо ребенок «овладел» этими самыми функциями, настолько успешен он будет в школе! А не потому, что он знает буквы, цифры, умеет писать «закорючки». Не мучайте своих детей чтением и математикой с пеленок. Это родительские амбиции – блеснуть среди друзей читающим трехлеткой. Но, поверьте, ребенок нуждается в другом.

Важнейший «треугольник»: Ребенок за партой – учитель – доска и опять ребенок.

Способность ребенка, находясь за партой, концентрировать своё зрительное и слуховое внимание на учителе, потом переносить его на доску, где учитель что-то показывает, а потом по просьбе учителя перенести всё это к себе в тетрадь, при этом не перепутать количество строк и клеточек, сохранить тетрадь чистой, не размазать пасту - вот она успешность.

И если ребенок способен это сделать, то он на «раз-два» выучит буквы, цифры, начнет читать и писать – сам. Без мучительной подготовки к школе по субботам в ближайшей школе.

Нужно уделять внимание развитию ВПФ (кстати, королева ВПФ - это речь), чтобы ваш ребенок был успешен, делал сам уроки, а вы в это время занимались бы своими делами. Когда начинать? С самого раннего детства.

Пример упражнения:

Один из важнейших показателей - речеслуховая память. Ребенок стоит к вам спиной, а вы даете инструкцию: я шуршу (берете любой пакет, бумагу) - ты топаешь, я стучу (ложкой о чашку) - ты хлопаешь. Играем 1-2-3 минуты в зависимости от возраста. Старше 2,5 лет уже способны справиться с этой инструкцией. Старшим детям усложняем и делаем инструкцию многоступенчатой.

И чтобы играть с ребенком в интересные игры, не обязательно покупать дорогие игрушки, важно знать, во что играть. Для чего нужна такая игра? Да всё просто - слышать учителя в классе (где бы он не находился от ученика) и прекрасно писать диктанты.

КОММУНИКАЦИЯ.

Качественная речь ребенка – это не монолог, а диалог с миром. И начинается он с диалога с мамой (в 8 месяцев, с указательного жеста). Это первая коммуникация, которая скажет о том, что в психической и неврологической области развития у ребенка всё в порядке.

В этом же возрасте активно закладывается «фундамент привязанности». И по определенному типу привязанности будут строиться дальнейшие отношения с родителями.

Мы сами, своими поступками можем осчастливить ребенка или загнать его, в этой жизни, в угол. Соответственно типу привязанности, ребенок будет строить отношения в обществе. Сначала в детском, подростковом, а потом взрослом.

Итак, диалог. Если указательный жест поддержали взрослые и на каждый «тык» стали называть предметы, у ребенка складывается система коммуникации: я сказал (пока еще показал) – ты сказал, потом снова я, потом снова – ты. И вот оно – рождение диалога! Без этого первого диалога, сразу словесный не придет. В этом и есть важность указательного жеста.

Но, как ни странно, после двух лет, в нем уже нет необходимости. Почему? Потому что ребенок начинает использовать фразы и может обойтись речевой инструкцией, нежели «тыкать» пальцем. Так постепенно жест утрачивает себя. И это правильный ход событий.

Разумеется, своевременное развитие активной речи помогает ребенку быть в диалоге с миром, строить отношения с детьми и взрослыми. Наличие активной речи помогает избежать массу истерик (когда ребенок не может объяснить, а взрослый понять), формирование «агрессии и злости» (когда тебя не могут понять в сотый раз, ты вынужден бить и кусаться), либо наоборот, замкнутости и неуверенности в себе (я не знаю, как сказать, поэтому буду молчать в уголке). Отсюда «вытекают» определенные черты характера, которые потом мешают выстраиванию отношений с одноклассниками.

Еще один момент в теме «коммуникация» - это НОСИ (нарушение обработки сенсорной информации).

«...У меня ребенок прекрасно развит Физически! Он первый на всех горках, качелях, каруселях, может кататься часами, прекрасно забирается на приличную высоту, переворачивается, дома карабкается по кухонному гарнитуру и косякам двери, бегает быстрее всех, просто ураган, а вот с речью провал» - говорит мама.

Такая гиперактивность называется сенсорный поиск. И это нарушения в работе сенсорных систем. Нужно обращаться к специалисту.

Когда ребенок открыт миру, может остановиться и сконцентрироваться на чем-то, услышать другого человека, построить диалог - это самая лучшая подготовка к школе. Если родители будут об этом знать с момента рождения ребенка, то вырастет поколение счастливых людей.

А чтение, письмо и математика - это вторично. И оно придет на хороший фундамент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Лучшая подготовка к школе - беззаботно прожитое детство"

Советы родителям о том, как без психологических перегрузок можно подготовить детей к школе....

«Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?»

Рассуждение о значении самоценности детства для дошкольников...

Лекция на конкурс "Воспитатель года -2018": "Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?"

Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе:как это сохранить?...

Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?

laquo;Я пришел из детства, как из страны, - писал Экзюпери. Какая она, эта страна – светлая и радостная или темная и грустная? Конечно, это целиком зависит от близких, родных людей. Важно, чтоб...