Выступление на педагогическом совете "Детское экспериментирование - средство познавательного и интеллектуального развития дошкольников"
методическая разработка (подготовительная группа)
Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников
(из опыта работы)
Выполнила:воспитатель Арестова Н.В.
Слайд 1.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.
«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.
Одной из моих самых любимых занятий - экспериментирование, потому что я очень хочу видеть своих детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникшие проблемы, самостоятельно. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Актуальность этой проблемы подчеркивают и исследователи, и практические работники. Но в реальной деятельности дошкольных учреждений оно применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, оно пока не получило широкого распространения. Этим и обосновывается актуальность выбранной темы.
Приступая к работе с детьми в этом направлении, я поставила перед собой следующую цель: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности. Исходя из цели, поставила задачи.
Слайд 3
Задачи:
- сформировать у детей представления об окружающей среде;
- развивать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать собственный познавательный опыт при использовании наглядных средств (символов, моделей);
- поддержать у детей самостоятельность при проведении опытов.
Слайд 4
Моя работа строилась поэтапно.
На 1-м этапе –изучила литературу по теме, сделала обзор в интернете по теме, познакомилась с книгой Е. А. Мартыновой «Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2-7 лет».
На 2-м изучала личностные качества детей, их индивидуальные возможности.
На 3-м этапе- организовала предметно – развивающую среду –
это создание уголка для экспериментирования
На 4-й этапе -разработала проект парциальной программы
«Мы исследователи», изготовила дидактический материал по экологии: карточки-схемы, модели, серии опытов, также разработала конспекты занятий с элементами экспериментирования.
Программа «Мы исследователи» содержит разделы:
1 «Живая природа»(функции частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются, значение растений
2. «Неживая природа». Это цикл опытов «Волшебница –вода», «Песок», «Невидимка-воздух», «Свет и цвет», «Удивительные камни».
3. «Мир материалов» Это знакомство с магнитом, металлом, со свойствами бумаги и ткани.
4-й этап- основной, это вся моя работа с детьми по развитию познавательной активности средствами экспериментирования.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности мы оборудовали и оснастили уголок экспериментирования.
В уголке экспериментирования у нас есть стол, вода-песок, приборы- увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы, природный материал, различные виды бумаги, медицинские материалы, утилизированный материал, прочие материалы.
Мини-лаборатория пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей. Здесь же находятся, схемы, алгоритмы для проведения опытов, познавательная литература. Постоянным руководителем нашей мини-лаборатории является персонаж-кукла «Капитошка». Введение сказочного персонажа превращает занятие в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса к экспериментированию.
слайд
Реализацию поставленных перед собой задач я осуществляю в 4-х основных формах:
-экспериментальную деятельность, организованную педагогом;
-познавательные занятия с элементами экспериментирования;
- демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
- долгосрочные наблюдения-эксперименты
Познавательные занятия с элементами экспериментирования провожу раз в неделю по 25-30 минут, но если у детей интерес к работе велик, то мы продолжаем сверх запланированного времени.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую — это опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной деятельности.
А опыты напоминают детям «Фокусы», они необычны, а главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.
Опыты я подбираю простые для выполнения, но некоторые из них требуют специального оборудования и материалов.
Слайд
В организациии проведения опытов выделяю несколько этапов:
1. Постановка проблемы (задачи).
2. Поиск путей решения проблемы.
3. Проведение опытов.
4. Фиксация наблюдений.
5. Обсуждение результатов и формулировка выводов.
Слайд
Были проведены такие занятий как «Мыло-фокусник», «Удивительный магнит», «Волшебница - вода» После экспериментов не упускаю воспитательные моменты - дети самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).
Важным моментом для детей является то, что все предлагаемые материалы интересно обыгрываются.
Слайд
Так, например, у нас есть Капитошка, он приносит волшебную коробку с запахами, предлагает детям определить каждый из них: запах весны, лета, фруктов, или трав и т. д. Для этого была сделана дидактическая игра «Запах, вкус, свет, звук».
Слайд.
Игра содержит 4 секции: «Свет» «Запах», «Вкус», «Звук»
Можно использовать сразу 4 секции при знакомстве детей сразу с несколькими органами чувств: глаза - зрение, уши - слух, язык - вкус, нос - обоняние. Также отдельные секции, по-разному их комбинируя
Так же используем «Чудо-коробку», поместив туда предмет, имеющий непосредственное отношение к обсуждаемой теме.
На прогулках проводим случайные эксперименты, которые специальной подготовки не требуют, когда дети увидели что-то интересно в природе.
Стараюсь не отвечать на детские вопросы, а предлагаю самому понаблюдать и найти ответ.
Все наблюдения в природе мы отмечаем в календаре «погода», где дети отмечают каждодневные ее изменения с помощью стрелочек (тучи, солнце, град и пр.)
Слайд
У детей появилось желание экспериментировать дома: они исследовали различные предметы быта, их действие (замораживали воду в холодильнике, клали лед на батарею, делали жвачку для рук и т. д.)
Уверена, что мои воспитанники, благодаря проведению несложных опытов, вырастут здоровыми, инициативными, думающими, творческими людьми, так как, я развиваю у моих ребят любознательность, тренирую ум. Дети учатся сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, а ведь это так пригодится им при обучении в школе.
И своё выступление я хочу закончить словами известного китайского мудреца Конфуция:
То, что я слышу – забываю.
То, что я вижу – я помню.
То, что я делаю – я понимаю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_dekabr.pptx | 916.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать » — гласит народная мудрость . «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками » — утверждают педагоги-практики.
Цель : Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности .
Задачи : - сформировать у детей представления об окружающей среде; - развивать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; - развивать собственный познавательный опыт при использовании наглядных средств (символов, моделей) ; - поддержать у детей самостоятельность при проведении опытов.
На 1-м этапе – изучила литературу по теме, сделала обзор в интернете по теме , познакомилась с книгой Е. А. Мартыновой «Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2-7 лет ». На 2-м эт а пе - изучила личностные качества детей, их индивидуальные возможности, провела диагностику знаний детей о живой и неживой природе.
На 3-м этапе- организовала предметно – развивающую среду -это создание уголка для экспериментирования .
На 4-й этапе - разработала проект парциальной программы «Мы исследователи» , изготовила дидактический материал по экологии : карточки-схемы, модели, серии опытов , также разработала конспекты занятий с элементами экспериментирования .
Программа «Мы исследователи» содержит разделы : 1 «Живая природа» ( функции частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются, значение растений .)
2. «Неживая природа» . Это цикл опытов « Волшебница –вода» , «Песок» , « Невидимка-воздух » , «Свет и цвет» , «Удивительные камни» .
3 . «Мир материалов» Это знакомство с магнитом, металлом, со свойствами бумаги и ткани.
4-й этап- основной - это вся моя работа с детьми по развитию познавательной активности средствами экспериментирования .
В уголке экспериментирования у нас есть стол…. .
Реализацию поставленных перед собой задач я осуществляю в четырех основных формах : - экспериментальную деятельность, организованную педагогом; -познавательные занятия с элементами экспериментирования; - демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми; - долгосрочные наблюдения-эксперименты
В организации проведения опытов выделяю несколько этапов : 1. Постановка проблемы (задачи) . 2 . Поиск путей решения проблемы. 3. Проведение опытов. 4. Фиксация наблюдений. 5. Обсуждение результатов и формулировка выводов .
«Мыло-фокусник» , «Удивительный магнит» , «Волшебница - вода»
игра «Свет, запах , вкус, звук»
У детей появилось желание экспериментировать дома: они исследовали различные предметы быта, их действие (замораживали воду в холодильнике, клали лед на батарею, делали жвачку для рук и т. д.)
И своё выступление я хочу закончить словами известного китайского мудреца Конфуция: То, что я слышу – забываю. То, что я вижу – я помню. То, что я делаю – я понимаю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете. Использование средств ИКТ в работе с дошкольниками на занятии по ФЭМП.
Выступление на педагогическом совете.Использование средств ИКТ в работе с дошкольниками на занятии по ФЭМП....
Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование – средство познавательного и творческого развития дошкольника в образовательном процессе ДОУ»
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...
Мастер-класс «Детское экспериментирование – средство познавательного и творческого развития дошкольника в образовательном процессе ДОУ»
Мастер-класс «Детское экспериментирование – средство познавательного и творческого развития дошкольника в образовательном процессе ДОУ»...
Мастер класс "Детское экспериментирование - средство познавательного и творческого развития дошкольника в образовательном процессе ДОУ
АктуальностьАктуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение...
Мастер-класс для воспитателей «Детское экспериментирование – средство познавательного и творческого развития дошкольника в образовательном процессе ДОУ»
Цель мастер-класса:- дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения ее на практике;- создать условия для...
Мастер-класс «Детское экспериментирование – средство познавательного и творческого развития дошкольника в образовательном процессе ДОУ»
Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами п...