«Логические блоки Дьенеша»
статья
В статье представлены примитивные игры, в которых нужно группировать и разделять объекты по параметрам и на освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине. Статья полезна как для воспитателей так и для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_logicheskie_bloki_denesha.docx | 17.2 КБ |
Предварительный просмотр:
«Логические блоки Дьенеша»
(Игры для младшего дошкольного возраста)
Игровые элементы Дьенеша – это благодатная почва для взращивания математического и пространственного мышления у ребенка.
Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывание с союзами «и», «или», частицей «не» и другие. Подобные игры способствуют ускорение процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.
Основная цель использования дидактического материала (по имени автора, называемого «блоки Дьенеша»): научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Основное умение, необходимое для решения логических задач – это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называя их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать или удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам с учетом наличия или отсутствие каждого.
Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
1. Формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
2. Цветом - красные, желтые, синие.
3. Размером - большие и маленькие.
4. Толщиной – толстые и тонкие.
Работа с этими понятиями (размер, цвет, толщина, форма) учит ребенка анализировать информацию. Постепенно он узнает, что можно сравнивать, обобщать, классифицировать.
Для детей младшей возрастной группы подходят примитивные игры, в которых нужно группировать и разделять объекты по параметрам.
С детьми 3-4 лет уместны простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине.
Сначала предлагают самые простые игры:
1. «Найди все фигуры (блоки), как эта» по цвету (по размеру, по форме). «Найди не такую фигуру, как эта» по цвету (по форме, размеру). |
2. «Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету). «Найди все такие фигуры, как эта» по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме) «Найди такие же, как эта» по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета. Более сложный вариант: найди такие же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета). |
3. «Цепочка» От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки: а) Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины); б) Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и форме, по толщине и т.д.); в) Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.; г) Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета). |
4. «Второй ряд» Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так чтобы под каждой фигурой верхнего ряда, оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру и цвету. |
5. «Домино» В этой игре одновременно может участвовать не более четырех детей. Фигуры делятся поровну между участниками. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному. Например, а) фигурами другого цвета (формы, размера); б) фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы; в) фигурами другого цвета и формы (цвета и размера, размера и толщины); г) такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера (такими же по размеру и форме, но другими по цвету); д) ход фигурами другого цвета, формы, размера, толщины. |
6. «Раздели фигуры» Для игры понадобятся игрушки: мишка, кукла, заяц и др. Предложите детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры. Проверьте, правильно ли дети распределили игрушки. Предложите им ответить на вопросы: - Какие фигуры оказались у мишки? (Все красные). - А у зайки? (Все не красные). Попробуйте разделить фигуры по-другому: а) чтобы у мишки оказались се круглые; б) чтобы зайцу достались все большие; в) чтобы зайцу достались все желтые и т.д. Более сложный вариант этой игры: Разделите фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все квадратные. Проверьте, какие фигуры достались только мишке? (Синие, неквадратные). Только зайке? (Квадратные, не синие). Какие фигуры подошли сразу и мишки и зайке? (Синие, квадратные). А какие фигуры никому не подошли? (Не синие, неквадратные). Предлагаются другие варианты заданий. Разделите фигуры так, чтобы: - у мишки оказались все треугольные, а у зайки – все большие; - мишке достались все маленькие, а зайке – все прямоугольные; - у мишки оказались некруглые, а у зайки – все желтые. Наиболее трудный вариант игры «раздели фигуры». Разделить фигуры между Буратино, Чебурашкой и Незнайкой так, чтобы у Буратино оказались все круглые фигуры, у Чебурашки – все желтые, у Незнайки все большие. Какие фигуры достались только Буратино? (Круглые, не желтые, маленькие). Какие фигуры получил Чебурашка? (Желтые, маленькие, не круглые). Скажи, какие фигуры достались только Незнайке? (Большие, не желтые, не круглые). Какие фигуры подошли сразу и Буратино и Чебурашке? (Круглые, желтые, маленькие). Какие фигуры достались сразу и Буратино и Незнайке? (Круглые, большие, не желтые). Незнайке с Чебурашкой? (Большие, желтые, не круглые). Какие фигуры подошли всем трем персонажам? (Круглые, желтые, большие). А какие фигуры оказались ничьи? (Большие, не круглые, не желтые). Желательно вместе с детьми придумать новые задания, а лучше новые игры. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы:" Система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша".
Система работы с дошкольниками по развитию логического мышления с использованием блоков Дьенеша...
Мастер-класс "Развитие логического мышления на основе учебно-игровых пособий “Логические блоки Дьенеша” и цветных палочек Кюизенера"
Развитие логического мышления на основе учебно-игровых пособий “Логические блоки Дьенеша” и цветных палочек Кюизенера...
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование на математических занятиях и в свободной деятельности дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»
технология опыта и результативность...
Картотека игр с блоками. Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша
Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша...
«Блоки Дьенеша – логическая игра для развития и ума» Логические блоки Дьенеша.
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал. Игры с блоками Дьенеша»
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, разви...
Конспект НОД по математике с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера (средняя группа) «Путешествие в волшебную страну блоков и палочек»
Цель: формирование элементарных математических представлений посредством блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.ЗадачиОбразовательные:выявить знания детей о форме, цвете, размере ...