Игры по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР
консультация (старшая группа)

Татьяна Алексеевна Замыслова

Грамматический строй-это один из обязательных компонентов любого языка, определяется системой правил изменений слов, сочетаний их в предложения, правил построения разных типов предложений.

         Несмотря на сложность, грамматический строй ребенок должен усвоить в дошкольном детстве для подготовки к школе, полноценного общения, правильного познания окружающего мира. Без достаточного овладения грамматическим строем невозможно развернутое рассуждение, развитие монолога, связной речи.

           В детском саду не ставится задача изучения грамматики, знакомства с правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи.

На сегодняшний момент школа предъявляет высокие требования к речевому развитию будущих учеников в связи с усложнением программного материала. Ребенок, поступающий в школу должен владеть навыками словоизменения и словообразования, видеть связь слов в предложении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры

по  формированию грамматического строя речи

у детей дошкольного возраста с ОНР

  Грамматический строй-это один из обязательных компонентов любого языка, определяется системой правил изменений слов, сочетаний их в предложения, правил построения разных типов предложений.

         Несмотря на сложность, грамматический строй ребенок должен усвоить в дошкольном детстве для подготовки к школе, полноценного общения, правильного познания окружающего мира. Без достаточного овладения грамматическим строем невозможно развернутое рассуждение, развитие монолога, связной речи.

           В детском саду не ставится задача изучения грамматики, знакомства с правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи.

На сегодняшний момент школа предъявляет высокие требования к речевому развитию будущих учеников в связи с усложнением программного материала. Ребенок, поступающий в школу должен владеть навыками словоизменения и словообразования, видеть связь слов в предложении.

          

1.  Д/и «Умная стрелка»

Цель: закрепление согласования глагола и существительного в числе.

Ход: Используется наглядное пособие: круг, разделенный на части, и подвижная стрелка, закрепленная в центре круга. На круге различные сюжетные картинки, изображающие действия.

Логопед называет действие (копает, рисует, играют, строят, умывается, причесывается и т.д.). Дети ставят стрелку на соответствующую картинку и придумывают предложение по ней. (Дети строят башни.)

2. Д/и «Мой, моя, мое, мои»

Цель: закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными.

Ход: Логопед: Назовите предметы, про которые можно сказать «это мой» (мой карандаш), «это моя» (моя кукла), «это мое» (мое платье).

3. Д/и «Чьи предметы?»

Цель: закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными.

Ход: На доске картинки с изображением мальчика, девочки, детей. У каждого ребенка предметные картинки (кукла, мяч, дерево, шарф, машинка …). Один из детей кладет предметную картинку к изображению девочки, мальчика или детей и называет, чей это предмет (это ее мишка).

4. Д/и «Какой это предмет?»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным.

Ход: Логопед называет признак и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок называет предмет, который обладает этим признаком, и возвращает мяч логопеду.

Например:

Длинная – веревка, шуба, нитка, улица, резинка, коса, юбка, дорога, резинка …

Длинный – поезд, шнурок, огурец, день, карандаш, нож, пиджак…

Широкая – улица, речка, лента, дорога, кофта, юбка …

Широкий – шарф, переулок, двор, коридор, подоконник …

Красная – звезда, ягода, лента, шапка, рубашка, майка, малина …

Красный – шар, помидор, мак, дом, карандаш …

Круглый – мяч, шар, лепесток, апельсин …

Круглое – солнце, яйцо, яблоко, колесо …

5. Д/и «Какого цвета»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным.

Ход: У детей карточки с изображением предметов разного цвета. Логопед называет цвет. Дети находят на карточках  изображение данного предмета и называют его цвет  (у меня красная шапка).

6. Д/и «Найди по цвету»

Цель: закрепление согласования прилагательного и существительного в роде и числе.

Ход: Детям предлагаются картинки или предметы разного цвета. Логопед называет цвет. Дети находят предметы данного цвета, которые подходят к данной форме прилагательного. (Красное – яблоко, платье, пальто.)

7. Д/и «Радуга»

Цель: закрепление согласования прилагательного и существительного.

Ход: На большом плакате на доске изображена радуга. Уточняется название цветов радуги. Дети получают предметные картинки разного цвета.

Логопед: У каждого цвета радуги есть свои любимые предметы, которые всегда имеют этот цвет. Подберите картинки к каждому цвету радуги.

Дети распределяют картинки под цветами радуги и называют цвета предметов: помидор красный, апельсин оранжевый, лимон желтый, солнце желтое, лист зеленый, небо голубое, незабудки синие.

8. Д/и «Юный художник»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным.

Ход: Дети выбирают себе кружки-краски разного цвета. Затем кладут их на палитру и называют краску: «У меня красная краска». Затем детям раздают нераскрашенные картинки овощей (фруктов). Дети должны назвать, какой краской они будут раскрашивать данный овощ или фрукт. Например: «У меня помидор. Он красный, поэтому я возьму красную краску».

9. Д/и «Каким карандашом ты будешь раскрашивать?»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным.

Ход: Детям даются нераскрашенные картинки. Дети определяют, каким цветом и что они будут раскрашивать. Например: «Зеленым карандашом я буду раскрашивать траву, листья на деревьях, желтым карандашом я буду раскрашивать подсолнух, солнце и т.д.».

10. Д/и «Незнайка пришел в магазин»

Цель: закрепление согласования прилагательного и существительного, развитие диалогической речи.

Ход:

Незнайка: Я забыл, как называется то, что я хотел купить.

Продавец: Ты хотел купить овощ или фрукт?

Незнайка: Я хотел купить фрукт.

Продавец: Какой он по цвету?

Незнайка: Он желтый.

Продавец: А какой он по форме?

Незнайка: Он овальный.

Продавец: А какой он по вкусу?

Незнайка: Этот фрукт кислый.

Продавец: Наверное, ты хотел купить лимон.

Незнайка: Правильно, я хотел купить лимон. Этот фрукт желтый, овальный, кислый.

11. .Д/и Магазин. Фрукты»

Цель: закрепление согласования прилагательного и существительного, развитие диалогической речи.

Ход:

Продавец: Что вы  хотите купить?

Покупатель: Мне нужны сливы. У вас есть спелые сливы?

Продавец: Сливы неспелые, зеленые. Но у нас есть спелые абрикосы.

Покупатель: Тогда взвесьте мне, пожалуйста, 2 кг. абрикосов.

Продавец: А что вы еще хотите купить?

Покупатель: Еще мне нужны красные яблоки.

Продавец: У нас есть только зеленые яблоки.

Покупатель: А они сладкие или кислые?

Продавец: Яблоки зеленые по цвету, но сочные и сладкие.

Покупатель: Тогда я куплю 1 кг яблок.


12. Д/и «Какого цвета»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным.

Ход: У детей карточки с изображением предметов разного цвета. Логопед называет цвет. Дети находят на карточках  изображение данного предмета и называют его цвет  (у меня красная шапка).

13. Д/и «Найди по цвету»

Цель: закрепление согласования прилагательного и существительного в роде и числе.

Ход: Детям предлагаются картинки или предметы разного цвета. Логопед называет цвет. Дети находят предметы данного цвета, которые подходят к данной форме прилагательного. (Красное – яблоко, платье, пальто.)

14. Д/и «Радуга»

Цель: закрепление согласования прилагательного и существительного.

Ход:  На большом плакате на доске изображена радуга. Уточняется название цветов радуги. Дети получают предметные картинки разного цвета.

Логопед: У каждого цвета радуги есть свои любимые предметы, которые всегда имеют этот цвет. Подберите картинки к каждому цвету радуги.

Дети распределяют картинки под цветами радуги и называют цвета предметов: помидор красный, апельсин оранжевый, лимон желтый, солнце желтое, лист зеленый, небо голубое, незабудки синие.

15. Д/и «Юный художник»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным.

Ход: Дети выбирают себе кружки-краски разного цвета. Затем кладут их на палитру и называют краску: «У меня красная краска». Затем детям раздают нераскрашенные картинки овощей (фруктов). Дети должны назвать, какой краской они будут раскрашивать данный овощ или фрукт. Например: «У меня помидор. Он красный, поэтому я возьму красную краску».

16. Д/и «Каким карандашом ты будешь раскрашивать?»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным.

Ход: Детям даются нераскрашенные картинки. Дети определяют, каким цветом и что они будут раскрашивать. Например: «Зеленым карандашом я буду раскрашивать траву, листья на деревьях, желтым карандашом я буду раскрашивать подсолнух, солнце и т.д.».

17. Д/и «Назови ласково»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образования уменьшительных форм прилагательных.

Ход: Логопед произносит часть фразы, а дети ее заканчивают, добавляя слово.

Цветок красный, а цветочек (красненький).

Яблоко сладкое, а яблочко …

Чашка синяя, а чашечка …

Груша желтая, а грушка …

Ведро синее, а ведерко …

Солнце теплое, а солнышко …

Цыпленок пушистый, а цыпленочек …

Дом низкий, а домик …

Морковь вкусная, а морковочка …

18. Д/и «Исправь ошибки»

Цель: работа над пониманием распространенных предложений.

Ход: Незнайка придумал предложения по картинкам и все перепутал. Помогите Незнайке исправить ошибки.

Коза принесла корм девочке.

Чашка разбила Лену.

Мяч играет с Сашей.

Дорога едет по машине.

Вова разбил стеклом мяч.

Оля с картинкой рисует папу.

Мама несет сумку в капусте.

19. Д/и "Закончи предложение"

Цель: закрепление структуры сложноподчиненного предложения с союзом «чтобы».

Ход: Я надела теплую шубу, чтобы (было тепло, пойти гулять, не замерзнуть).

Мы зажгли свет, чтобы (было светло, писать буквы, читать книгу).

Мы полили цветы, чтобы (они не завяли, они быстро росли, они были свежими).

20. Д/и «Найди ошибку»

Цель: закрепление структуры сложноподчиненного предложения.

Ход: Логопед предлагает детям послушать предложение, определить, правильно ли оно составлено, а если неправильно, то исправить ошибку.

Шел дождь, потому что я взяла зонтик.

Цветы не поливали, потому что они засохли.

Солнышко прячется, потому что ночью темно.

У Кати день рождения, потому что ей подарили книгу.

Солнце пригревает, потому что стал таять снег.

Петя испачкался, потому что его поругала мама.

Река замерзла, потому что дети взяли коньки.

День был жаркий, потому что ребята пошли купаться.

Пришла весна, потому что прилетели грачи.

В комнате темно, потому что включили свет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.            В дошкольном учреждении о...

Игры на формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Игра на не склоняемые имена существительные . "Ателье" Цель: обратить внимание детей на то, что некоторые слова не изменяются в речи.Оборудование: КУКЛА ИХ КАРТОНА, ЛИСТ КАРТОНА С ВЫРЕЗАННЫМ СИЛУ...

Игры и упражнения на формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Уважаемые родители!Сегодня всем, кто имеет такую возможность, важно остаться дома. Это поможет сдержать распространение вируса и уберечь себя и окружающих. Дома можно и нужно проводить время с пользой...

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Данный материал содержит игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста...

Игра по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Цель: Развития навыка согласования прилагательного и существительного в роде, числе и падеже....

Консультация для воспитателей на тему: «Дидактические игры как средство формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность...