Доклад к педагогическому совету "Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста в условиях Дом ребенка"
методическая разработка

ХОМЕНКО НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

Почему важно развивать эмоции у ребенка раннего возраста?
   Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

            КУ  ХМАО-Югры «Урайский специализированный Дом ребенка»

              Доклад к педагогическому совету

   « Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста у детей воспитывающихся в условиях Дома ребёнка».

                                                                      Подготовила и провела   воспитатель:                                         

                                                                                   Хоменко Н.В.

                                                           

 Почему важно развивать эмоции

   Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки. Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении.

  Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии. 

    Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста в условиях Дома ребенка имеет свои особенности.   Дети, воспитывающихся в условия дома ребёнка, отличается определённой спецификой.

Эти   дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения; происходит дальнейшая социализация эмоций, поскольку переживания связаны с потерей семьи. Необходимо проанализировать в  условия, в которых ребенок  проживал, чтобы предположить — какая причина послужила развитию эмоциональных нарушений.

Чаще всего это дети ,  чьи родители лишены родительских прав, эти детки переживают двойную жизненную травму: с одной стороны, это плохое обращение в родной семье и негативный жизненный опыт, с другой – сам факт разрыва с семьей. Такую вынужденную разлуку ребёнок воспринимает почти как смерть своих родителей. Традиционные представления о том, что дети «маленькие, ничего не понимают», что «им все равно» и «они быстро все забудут» — ошибочны. Дети точно так же, как и взрослые, чувствуют боль утрату близких отношений, но у них гораздо меньше возможностей защищаться, по сути – только один: стараться не думать о том, что с ними случилось.

Ещё одно традиционное заблуждение – считать, что ребёнок не может любить родителей, которые так плохо с ним обращаются. А если любит –значит, «сам — ненормальный». Однако сохранение привязанности к родителям как раз является одним из признаков «нормальности» ребёнка. Потребность любить и быть любимым естественна для всякого душевно здорового человека. Просто эти дети любят своих родителей не такими, какие они есть, а такими какими они должны были быть: додумывая хорошее и не замечая плохое. Детям трудно адекватно оценить причины отобрания их из семьи, и они могут воспринимать это как насилие.

Но даже тогда, когда перемещение было ожидаемым, дети испытывают страх и неуверенность, чувствуют себя зависимыми от внешних обстоятельств и незнакомых им людей. В соответствии с особенностями характера и поведения, после отобрания из семьи ребёнок может быть подавлен, безучастен к происходящему или агрессивен. Но каковы бы ни были его реакции, взрослым нужно помнить :

развитие эмоциональной сферы ребенка зависит от характера его общения с взрослым и сверстниками. В общении с взрослым, а именно с воспитателями должны преобладать мотивы сотрудничества. Взрослые должны стремиться к установлению теплых эмоциональных контактов с ребенком – это жизненный источник его чувств. Кроме любви от воспитателя дети ждут непосредственного участия во всех своих делах. Воспитатели, в свою очередь должны, скрывать свой негатив и переживания, многочисленные социальные проблемы, имеющиеся у нас в жизни (неприятности в семье, плохое настроение, обида на кого- либо). Ведь дети хорошо чувствуют наш эмоциональный настрой, отстраненность и пониженное настроение, они понимают, что происходит, и отсутствие хорошего настроения у нас вселяет в детей еще большую тревогу. Для развития ребенка чрезвычайно важен физический контакт со значимым взрослым – ласка, объятия, беседы. Для малышей это необходимо, и является доказательством того, что мир надежен и они сами любимы и нужны. Кроме этого, благодаря телесному контакту и ласкам у малышей возникают предпосылки формирования такого важного человеческого качества, как эмпатия, способность сопереживать другому, понимать чувства близких ему людей.

  Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе воспитательно-образовательных воздействий.

  В раннем возрасте  прежде всего стоит отметить, что идет активное развитие таких сфер, как двигательная, познавательная, речевая и эмоционально-волевая. 

      от1 года до 3 лет большинство эмоций также подчинены детским потребностям, однако сами потребности расширяются. У ребенка появляется привязанность к близким людям, поэтому могут возникать ревность, тоска, радость от встречи, восторг. На этом этапе ведущим видом деятельности является предметная, поэтому положительные эмоции может вызвать все новое, интересное, необычное.

Ребенок с восторгом принимает новую игрушку, радуется возможности действовать с предметами (кидать, катать, трогать, гладить и т.д.). Ребенок познает окружающий мир и при этом естественной реакцией будут удивление и восторг. Появляются первые обиды. Свое недовольство ребенок выражает плачем. При этом спектр плача очень широк: боль, обида, потребности, ревность. А еще появляется первый гнев и даже злость. Эмоции очень импульсивны. При этом очень важно давать детям проявлять свои эмоции.

Правила эмоционального воспитания.

1. Добровольность выражения. Учите ребенка проявлять свои эмоции, называть их, понимать свои чувства. Это особенно важно для маленьких детей, которые должны выплескивать все накопленное внутри. Обсуждайте с ребенком его чувства, давая ему возможность самому справиться с возникшими эмоциями.

2. Сопереживание. Дети не должны быть равнодушными. Если ваш ребенок не переживает за героев мультфильма или других людей, то этому  его нужно учить. Спросите у него, что он чувствует, жалко ли ему героя, хотел ли ребенок помочь. Обсуждайте с ребенком жизненные ситуации. Предлагайте описывать чувства и ощущения участников событий. Подумайте, как можно проявить свое участие по отношению к другому человеку: поздравить, выразить сочувствие, помочь в чем-то. Избавьте детей от зависти и злорадства с самого детства, это сделает их счастливыми.

    Таким образом, главенствующую роль в развитии эмоциональной сферы ребенка раннего  возраста  основная задача педагога-психолога и  воспитателя заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять

 ЧТО ПОМОГАЕТ РАЗВИВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ? 

          Новые впечатления являются почвой, на которой произрастают ростки эмоций. Важно разнообразить досуг детей: многочисленные прогулки, путешествия в интересные для ребенка места, посещения развлекательных мероприятий. Помощниками в развитии эмоций выступают всевозможные игры и чтение детских книг. Когда дочитана книга полезно обсудить с малышом сюжет и поступки героев. Немаловажным для обогащения эмоционального спектра является детское творчество: рисование, лепка, занятия танцами, музыкой и т.д. Подрастающий ребенок должен испытать множество чувств, как неприятных при неудачах, так и хороших при успешном результате.

Грамотное сочетание внимания и любви взрослого, общения, игр и творчества дает шанс эмоциональной сфере ребенка развиться полноценно и правильно. Эмоциональное развитие ребенка сопряжено с полноценным развитием его сенсорной системы. Сенсорное развитие – это развитие органов чувств и Механизм обогащения эмоциональной сферы через получение сенсорного опыта заключается в том, что регулируемый воспитателем поток сенсорной информации от предметов-стимулов постепенно пробуждает, обостряет ощущения ребенка. А уже ощущения с присущим им эмоциональным тоном вызывают гамму эмоциональных реакций, становятся побудителями, которые приводят в действие механизмы эмоциональной сферы. Лучшей формой организации эмоционального поведения детей является игра, поэтому целенаправленное использование различных игр является обязательным условием создания эмоционально развития.

  Вашему вниманию предлагаются некоторые упражнения, игры, которые могут использовать воспитатели для развития эмоциональной сферы.

               Это могут быть:

  • Игры, способствующие благоприятной адаптации ребенка к условиям ДОУ;
  • Игры, направленные на сближение детей друг с другом и с воспитателем;
  • Игры с песком и водой;
  • Игры на тактильные ощущения;
  • Игры-ситуации, активизирующие общение;
  • Игры- на развитие мелкой моторики;
  • Игры, направленные на развитие психической устойчивости;
  • Эмоциональные паузы;
  • Физические упражнения, направленные на стабилизацию эмоционального состояния;
  • Игры, активизирующие познавательные и творческие способности детей.

Кроме игровой деятельности активизируют и насыщают эмоциональное развитие ребенка различные сюрпризные моменты, яркие эмоционально окрашенные события и ситуации (театральные представления, праздники, утренники , дни рождения и  пр.).

      Использование на занятиях обучающих мультфильмов, приводит детей в восторг, вызывает огромную эмоциональную вспышку. Музыкальные занятия так же содействуют эмоциональному развитию детей, учат слушать и слышать музыку, улавливать ритм, отображать его в движениях. Важную роль в развитии эмоций, играет знакомство детей с трудом взрослых и привлечении их к помощи (помочь няне вытереть пыль, выбросить мусор)(помочь медсестре при накрывании на стол)(на прогулке помочь дворнику собрать на участке веточки, камешки).

           

   Все эти факторы свидетельствуют о том, что развитие социальных мотивов, и эмоций является центральным звеном в сложном и длительном процессе формирования личности.

Проблема развития эмоций и чувств является одной из наиболее важных и сложных задач психологии и педагогики, поскольку даёт представление не только об общих закономерностях развития психики детей и её отдельных сторонах, но и об особенностях становления личности в целом, даёт возможность воспитать активного и гармонически развитого человека.

Для развития эмоций, нужно учить детей :

• Проявлять любознательность к происходящему вокруг.

• Быть эмоционально-сдержанными, спокойно выслушивать просьбы взрослого и выполнять их.

• Проявлять чувство гордости за себя и за сверстников.

• Понимать, что сделал что-то плохое, ожидая при этом отрицательной оценки от взрослого.

• Свою речь насыщать выразительными оттенками, использовать разную тональность звуков.

• Обозначать словами свои эмоциональные состояния (смеюсь, боюсь, плачу, радуюсь и т. д.).

• Сопереживать персонажам при слушании сказок, при просмотре мультфильмов (радоваться, печалиться, сердиться).

• Подпевать, танцевать, реагировать на изменение музыки, выполнять знакомые движения (кружиться, приседать, хлопать, топать).

• Проявлять интерес при рассматривании иллюстраций в книгах

• Эмоционально по-разному реагировать на красивое или некрасивое (замечать, различать, сравнивать).

• С интересом наблюдать за некоторыми явлениями, реагировать спокойно.

• Приветливо относиться к людям, отвечать если взрослые о чём-то спрашивают.

• Понимать некоторые эмоциональные состояния взрослых и детей.

• Оценивать ситуацию: сопереживать (если кому-то больно, помогать (если надо помочь, сочувствовать, не шуметь (если кто-то спит, устал).

• Доброжелательно относиться к детям в группе: не выхватывать игрушки, не брать без спроса, меняться игрушками в процессе игры.

• Спокойно играть вмести с другими детьми. 

Мы стремимся разделить с детьми многие эмоциональные состояния и избавить их от отрицательных эмоций.

Таким образом, мы создаем положительный эмоциональный фон в группе, тем самым, помогая нашим детям расти веселыми, жизнерадостными, активными, чувствовать свою значимость и принадлежность к сообществу других детей и близких взрослых.

 Все это способствует гармоничному развитию личности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Значение эмоционального благополучия развития социально-эмоциональной сферы детей раннего возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи»

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства способствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, придавая им особую окраску и выразительност...

Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения

Консультация для педагогов "Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения"...

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Особый период в развитии ребенка  - это дошкольное детство. В этот период, дети не всегда могут понять чувства других. не осознают свое настроение и внутреннее состояние. Отсюда и возникают трудн...

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста посредством программы психолого-педагогического сопровождения.

Цель работы:Создание условий для реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств для детей раннего возраста в соответствии с требованиями Ф.Г.О.С.З...

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит одной из приоритетных задач охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. Важнейшей составля...

Приобщение к русскому народному творчеству как условие развития эмоциональной сферы детей раннего возраста

Одним из средств эмоционального развития ребенка является устное народное творчество. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Поэтому в развитии ...