Статья "Роль духовно-нравственного воспитания и культуры здоровья в семье."
статья

 Татьяна Алексеевна Левченко

в статье рассмотрена ключевая роль семьи, которая является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_levchenko_t.a.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Роль духовно-нравственного воспитания и культуры здоровья в семье.

Аннотация: в статье рассмотрена ключевая роль семьи, которая является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Abstract: The article considers the key role of the family, which is traditionally the main institution of education. What the child acquires in the family, he retains throughout the subsequent life.

Ключевые слова: семья, духовно-нравственное развитие, эмоционально – волевое развитие, культура воспитания, семейные ценности, моральные качества.

Keywords: family, spiritual and moral development, emotionally - willful development, culture of education, family values, moral qualities.

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В. А. Сухомлинский.

Важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, представления о семейном укладе и родном крае, основные представления об окружающем мире, добре и зле, — это дошкольное детство 

Ребёнок сохраняет в течение всей последующей жизни то, что в детские годы приобретает в семье. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй.

В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Воспитание личности и духовно-нравственное развитие начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют большое значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Семья –  это любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. С давних пор известно, что формирование моральных качеств личности происходит в раннем детстве, когда человек еще не готов к встрече с враждебным миром, к взаимодействию с чужими людьми. И в ответе за этот процесс самые близкие люди.

Духовно- нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Стержень духовно- нравственного воспитания - перевод нравственных принципов во внутренние установки человека, которые в дальнейшем служат верным компасом в его каждодневной жизни. Поэтому нет более важной и сложной темы, чем духовность и нравственность.

Современные родители, не имея навыков совместного проживания с детьми событий семейной жизни, стремятся «откупиться» от личного общения с детьми дорогими подарками, компьютерами или различными современными электронными забавами.

Совершенно ясно, что прервалась преемственность педагогической традиции в семье. Родители подчас проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства и  не имеют представления  о закономерностях становления духовно- нравственного мира ребенка.

К сожалению, представители старшего поколения семьи также часто не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек.

Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства. Среди них надо отметить отклонения от нормы в состоянии здоровья, в поведении, эмоционально-волевом развитии, нарушение детско-родительских отношений. Кроме этого для маленьких детей нет системы нравственных эталонов, школьники не могут согласовывать свое поведение с системой нравственных правил и ориентиров, молодежь приветствует культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей.

В научно - педагогической литературе по проблемам объединения усилий детского сада и семьи в вопросах воспитания используется много наименований данного процесса. Мне кажется, наиболее полно процесс взаимного влияния образовательного учреждения и семьи друг на друга отражает категория «взаимодействие» и «педагогическое сопровождение».

Работа с родителями строим поэтапно, с использованием широкого спектра разнообразия ее форм. Свою работу начали с изучение семьи - анкетирование.

С помощью анкеты получили данные (информацию) по интересующей нас теме сразу от всех родителей группы. Через анкеты определили их отношение к вопросу здорового образа жизни, степень вовлеченности в воспитательный процесс, их требования, желания, знания.

Пропаганду психолого-педагогических знаний проводим с помощью знакомства родителей с новинками педагогической культуры о здоровом образе жизни. Выпускаем информационные бюллетени, делаем папки передвижки, выставки рисунков, фотографий. Проводим День открытых дверей. Он проводится довольно часто с целью обратить внимание, как в группе осуществляется забота о здоровье детей: проветривание помещения, соблюдение санитарного режима, внимание за осанкой, активизация подвижности, предупреждение утомляемости, обязательная прогулка, интересные занятия, режимные моменты и т.д. Затем в беседе родители обмениваются мнениями, получают совет, рекомендации, высказывают пожелания. Проводятся психолого-педагогическое консультирование специалистов детского сада и воспитателя группы по запросам родителей, родительские собрания, мастер-классы, семинары-практикумы.

Привлекаем родителей к участию в музыкально-развлекательных мероприятиях, физкультурно-оздоровительных мероприятиях, в выставках.

В течение года проводятся «индивидуальные устные консультации», где педагоги вместе с родителями обсуждают такие насущные темы, как воспитание детей, проблемы в общении с детьми, организация их свободного времени.  Благодаря современным технологиям у нас появилась возможность поддерживать постоянную связь с родителями в социальных сетях.  

Формы работы, с родителями, которые используем в своей работе: родительский лекторий о традициях воспитания; подготовка печатных материалов для родителей; выпуск Листков для домашнего чтения; организация совместной деятельности семей: оздоровительной, творческой; стенды о достижениях родителей; родительские собрания; создание библиотеки социальных видеопроектов о здоровом образе жизни; семейных ценностях.

Таким образом, использование разнообразия форм и методов организации работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни у ребенка позволяет заложить основу сотрудничества дошкольного учреждения и семьи.

Педагогического сопровождения семьи в вопросах воспитания духовности и нравственности — это работа с детьми.

Организовывая различные коллективные дела и индивидуальные мероприятия, мы всегда помним: цель - убедить детей в том, что маленькие семейные праздники и традиции гораздо эмоциональнее и глубже сближают членов семьи, чем те, которые непонятны и далеки.

Изучая историю своих предков, мы черпаем энергию семейного наследия. Задача каждого поколения семьи — хранить, оберегать и передавать семейные традиции.

Решать поставленные задачи помогает разговор о семье, семейных взаимоотношениях, традициях. Хороший воспитательный эффект даёт сочинения, газеты родителей о семейных праздниках, любимых блюдах членов семьи, об интересном проведении свободного времени всей семьей, о том, чем гордятся в семье, о семейных династиях. С большим удовольствием родители выполняют проекты «Моя семья», «Карта семейных путешествий».  Небывалый интерес у детей вызывает разговор о том, в честь кого их назвали, презентации «Профессии моих родителей».

Такое взаимодействие семьи и детского сада мы рассматриваем как социально- педагогическую технологию нравственного оздоровления семьи и общества в целом, применение которой предполагает в качестве планируемых результатов следующее: формирование отношения к семье как к основе российского общества; приобщение к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших; бережное отношение к жизни человека, продолжение рода.

Литература:

  1.      Ашиков, В.В. Ещё раз о воспитании: Дошкольное воспитание. 2005,№ 4, — 4с.
  2.      Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М., 2004
  3.      Гладкова, Ю.А. Взаимодействие с семьёй: Вопросы планирования. Ребёнок в детском саду, № 4, 2006, — 41с.
  4.      Маркова, В.Н. Нравственное воспитание в отечественной педагогике: Дошкольное воспитание. № 12, 2006, — 104 с.
  5.      Полякова Н. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных праздников и народных традиций. — г. Губкин, 2007, — 96с.
  6.      Островская, Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1987, — 144 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Сохранение духовного, нравственного здоровья детей в дошкольном учреждении"

Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках....

Роль духовно-нравственных традиций в воспитании дошкольников

Главная цель- формирование православной культуры...

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»

Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...

Научная статья на тему "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАвоспитатель Беляева Полина РомановнаГБДОУ №100 Выборгского районаСтатья посвящена духовно-нравственным основ...

Консультация: «Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Консультация:«Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»...