Проект по воспитанию культурно-гигиенических навыков на тему "Маленькие чистюли" для детей младшего возраста
проект (младшая группа)
Расширение кругозора, знаний детей о культурно-гигиенических навыках, о полезных свойствах мыла; формирование представлений о правилах личной гигиены у детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 32.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 107»
Проект по воспитанию культурно-гигиенических навыков на тему
«Маленькие чистюли»
для детей младшего возраста
Разработала:
воспитатель
Ухова Е.Л.
Нижний Новгород
2022
Тип проекта: творческий, познавательный
Образовательная область: физическое развитие
Области интеграции: речевое, социально-коммуникативное, познавательное и художественно-эстетическое развитие
По характеру контактов: внутригрупповой
Участники проекта: воспитатели, родители, дети 2 младшей группы.
Актуальность проекта
Нет задачи важнее, чем вырастить здорового человека. Необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к личной гигиене, формировать у малышей навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Главными союзниками в работе по формированию привычки к соблюдению правил личной гигиены, у малышей являются родители. Без их участия невозможно добиться хороших результатов. Только они являются ярким примером для своих детей. Но необходимы единые требования в семье и в детском саду. Самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Поэтому важно с самого раннего возраста воспитывать у ребёнка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.
В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками.
Можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.
Цель проекта: расширение кругозора, знаний детей о культурно-гигиенических навыках, о полезных свойствах мыла; формирование представлений о правилах личной гигиены у детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
Задачи проекта:
- формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста;
- закрепить у детей первоначальное представление о личной гигиене: уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур;
- воспитывать привычку следить за своим внешним видом, самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, после туалета, по мере загрязнения;
- обогатить предметно-развивающую среду группы;
- укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Ожидаемые результаты для детей:
- повышение уровня освоения культурно-гигиенических навыков (пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются полотенцем после умывания, вешают полотенце на место);
- эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических умений;
- усиление инициативности во взаимоотношениях с взрослым.
Ожидаемые результаты для родителей:
- повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;
- получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков;
- укрепление связей между детским садом и семьёй, соблюдение рекомендаций родителями по формированию у детей гигиенических навыков.
Ожидаемые результаты для педагогов:
- повышение знаний по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
- единство требований со стороны персонала группы и родителей;
- укрепление связи с родителями.
Методы и формы работы, которыми я руководствовалась в рамках проекта:
- словесный метод (чтение художественной литературы, потешек, беседа);
- наглядный метод (показ);
- практический метод (дидактические игры);
- игровой метод (физкультминутки, пальчиковые игры).
Этапы проекта:
1. подготовительный этап:
- наблюдение за детьми;
- подборка литературы, игр, иллюстраций;
- составление плана работы;
- разработка содержания проекта.
2. Основной этап:
- чтение художественной литературы: К.Чуковский «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая», потешки «Водичка, водичка»;
- заучивание потешки «Водичка, водичка»;
- дидактическое упражнение «Покажем Зайке, как мы умеем умываться и вытирать руки полотенцем»;
- пальчиковая игра «Добрая водичка! Помоги немножко:
Вымой у ребяток грязные ладошки!
Ты, кусочек мыла, мыль нас, не жалея,
Станут наши ручки чище и белее!»
- рассматривание иллюстраций «Надо, надо умываться по утрам и вечерам»;
- просмотр мультфильма «Мойдодыр».
3. Заключительный этап:
- итоговое занятие «Маленькие чистюли».
Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 107»
Конспект занятия по воспитанию культурно – гигиенических навыков
на тему «Маленькие чистюли»
для детей младшего дошкольного возраста
Разработала:
воспитатель
Ухова Е.Л.
Нижний Новгород
2022
Задачи:
• формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
• продолжать развивать умение различать и называть органы чувств (нос, уши, глаза, расширять представления об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними;
• расширять представления о полезных продуктах для здоровья человека;
• воспитывать у детей желание всегда быть красивыми, чистыми, аккуратными.
Материалы к занятию: кувшин с водой, тазик, полотенце, расчёска, зеркало, зубные щетки, игра «Собери расческу», гуашь, ватные палочки, «полотенце» из бумаги.
Предварительная работа: чтение отрывков из произведений К. Чуковского "Мойдодыр", А.Барто «Девочка чумазая»; разучивание потешек и детских стихов о формировании культурно-гигиенических навыков; рассматривание иллюстраций, предметов личной гигиены; беседы о здоровом образе жизни.
Ход занятия:
Дети с воспитателем образуют круг. Выполняется подвижная игра с речевым сопровождением "Мы проснулись рано утром". Воспитатель показывает движения, читает стихотворение, дети повторяют движения вслед за педагогом.
Мы проснулись рано утром,
Потянулись бодро, шумно.
Чтобы сон ушёл, зевнули,
Головой слегка тряхнули.
Разбудил нас бег на месте.
К ванне побежали вместе.
Умывались и плескались.
Зубы вычистить пытались.
Причесались аккуратно.
Приоделись все опрятно.
В детский сад пришли опять
Будем весело играть.
(Дети выполняют движения соответственно тексту)
Воспитатель: Вот какие молодцы, ребята, чистые и аккуратные. А сейчас садитесь тихонько на стульчики. (Дети садятся)
Раздается стук в дверь. Появляется Грязнуля (кукла с грязными руками и лицом).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам в группу пришел новый мальчик. Но какой, же он грязный!
Ах ты, мальчик чумазый,
Где ты руки так измазал?
Черные ладошки;
На локтях – дорожки.
Ах ты, мальчик чумазый,
Где ты носик так измазал?
Кончик носа черный,
Будто закопчённый.
Воспитатель: Ребята, мы можем принять в нашу группу такого мальчика?
Дети: Нет. Не можем.
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что он очень грязный.
Воспитатель: Вы правы. Мальчик пришел в группу такой грязный, что мы не можем его принять. К нам в детский сад ходят только чистые и аккуратные дети. Правда, ребята?
Дети: Да. Правда. В садик ходят чистые ребята.
Воспитатель: (Обращается к Грязнуле) Ответь, пожалуйста, почему ты пришёл в детский сад с грязными руками? (делает вид, что Грязнуля что-то шепчет ему на ухо). Что? Ты не умеешь мыть руки?
Ребята, мне жалко этого мальчика, его никто не научил умываться. Как же мы сможем ему помочь?
Дети: (Примерные ответы детей) Помыть ему руки. Надо научить его мыть руки.
Воспитатель: Давайте, ребята, мы все вместе научим его мыть руки, умываться, и тогда наш Грязнуля станет Чистюлей. Согласны?
Дети: Согласны. Поможем.
Физкультминутка «Умываемся»
Водичка, водичка
Умой моё личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Что смеялся роток
И кусался зубок.
Воспитатель: А как вы думаете, что нам понадобится для того, чтобы научить Грязнулю умываться?
Дети: Вода, мыло, полотенце).
(Кувшин с водой, мыло, полотенце заранее приготовлены и накрыты салфеткой. После того, как дети ответили, воспитатель убирает салфетку и показывает предметы детям)
Воспитатель: Давайте представим, что перед нами настоящая раковина с умывальником. Что мы сделаем перед тем, как открыть кран с водой.
Дети: Надо закатать рукава, чтобы не намочить их.
Воспитатель: Правильно, нужно закатать рукава у рубашки или платья.
(Читает потешку и закатывает рукава у рубашки Грязнули)
Руки надо с мылом мыть,
Рукава нельзя мочить.
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит.
Воспитатель: Рукава закатали, теперь покажем Грязнуле, как надо мыть руки - одна ладошка моет другую.
(Воспитатель просит 2-3 детей помочь умыть Грязнулю.)
Сначала руки смочим водой, потом намылим мылом, потрём одну ладошку о другую. А после этого смываем водой. А теперь, Грязнуля, вымоем твои лицо и глаза!
Грязнуля: Глаза? А зачем их мыть?
Воспитатель: Чтобы они не заболели. Глаза надо беречь, ведь они нам очень нужны.
Грязнуля: Так уж и нужны?
Воспитатель: А давайте проверим, сможем ли мы обойтись без глаз.
Где у вас глаза, осторожно покажите их пальчиками. А теперь закройте глазки (дети закрывают глаза). Что случилось?
Дети: Темно, ничего не видно.
Грязнуля: Ой, я ничего не вижу. Ребята, вы где?
Воспитатель: Вот видишь, Грязнуля, как плохо, когда мы ничего не видим. Вот поэтому надо беречь наши глаза.
Что мы, ребята, делаем каждое утро со своими глазками? (Умываем водой). А если мыло попало в глазки – тщательно промываем их водой.
(Умывают лицо Грязнуле)
Воспитатель: И нос умоем хорошенько! Где Грязнуля, у тебя нос? Ребята, покажите и вы свои носики. Сколько у вас носиков? (один)
(Умывают нос Грязнуле, приговаривая:)
Есть прямые носики,
Есть носики – курносики,
Очень нужен всякий нос
Раз уж он к лицу прирос.
Воспитатель: Ребята, а зачем же нам нужен нос? Чтобы дышать, через нос идет воздух в легкие человека. (Если дети затрудняются, воспитатель помогает им дополнительными вопросами, обобщает их ответы).
Воспитатель Давайте и мы подышим носом. (Дышат сначала всем носом, а потом по очереди каждой ноздрей)
Воспитатель: Нос нужен, чтобы не только дышать, но и различать разные запахи. Вот видите, ребята, оказывается без носа нам не прожить. Поэтому за чистотой своего носа нужно следить. А если начался насморк, то что нужно делать?
Дети: Чистить носик. Сморкаться в свой носовой платок или чистую салфетку.
Воспитатель А где платочек живет? (в кармашке).
Воспитатель: А уши нужно мыть?
Дети: Да. (Моют Грязнуле уши)
Воспитатель: Обязательно надо мыть. Мыть будем аккуратно, чтобы вода не попала в уши.
Вот мы и умыли нашего чумазого мальчика, что же нужно теперь сделать? Дети: Вытереть руки и лицо полотенцем.
Теперь лицо, глаза, носик, уши и руки у Грязнули стали чистыми.
Воспитатель: Скажи, Грязнуля, а зубки ты чистил? (вновь делает вид, что Грязнуля что-то шепчет ему на ухо). Ребята, оказывается, Грязнуля не умеет чистить зубы. А, вы, ребята, умеете?
Дети: Умеем.
Грязнуля: Нет, я не умею.
Воспитатель: Давайте научим Грязнулю правильно чистить зубы, только пока без зубной пасты (раздача зубных щеток). Посмотрите, как правильно нужно держать зубную щетку.
(Показ воспитателем правильной чистки зубов)
Воспитатель: Сначала чистим передние зубы : снизу – вверх, сверху – вниз, затем боковые – с левой стороны, боковые – с правой стороны.
(Вся группа детей учится вместе с мальчиком)
Воспитатель: Ребята, покажите свои зубы. Вот какие чистые, да красивые! Вижу, что вы их хорошо почистили. Молодцы! А в следующий раз мы будем учиться правильно, чистить зубы внутри, а только потом с зубной пастой.
Воспитатель: Грязнуля, ты запомнил, как правильно чистить зубы?
Грязнуля: Запомнил. Спасибо, вам ребята. Я обязательно буду каждый день чистить зубы по утрам и вечерам.
Воспитатель: А чтобы зубы были всегда здоровы, о них необходимо еще и заботиться. Больше есть овощей, фруктов, молочных продуктов. Пить молоко и кефир. А сладостей надо кушать немного, чтобы наши зубы не заболели и не разрушались.
Грязнуля: Теперь обязательно буду не только чистить зубы, но и заботиться о них: меньше кушать сладостей, а больше овощей, фруктов и молочных продуктов.
Воспитатель: (Подводит Грязнулю вместе с ребятами к зеркалу.) Ребята, наш Грязнуля уже почти совсем стал похож на Чистюлю, осталось нам только еще его причесать. Что нам понадобится, чтобы причесать его?
Дети: Расческа.
Воспитатель: Ребята, у нас в группе много расчесок, но только они почему-то все сломаны. Давайте, попробуем починить их. (Подходят к столам, где лежат макеты расчесок без зубчиков) Вам, ребята, надо прикрепит все зубчики к расческам. (Дети выкладывают зубчики спичками, воспитатель и Грязнуля помогают им.)
(После выполнения задания дети и воспитатель расчесывают Грязнулю, приглашается ребенок.)
Воспитатель: Чтобы волосы на голове не были спутанными, лежали красиво, их нужно расчесывать расческой: аккуратно, не спеша, сверху вниз.
(Воспитатель и дети имитируют движение с расческой сверху вниз, а приглашенный ребенок расчесывает волосы Грязнуле).
Воспитатель: А теперь полюбуйся на себя в зеркало. Теперь ты чистый, аккуратный, красивый. И мы с ребятами теперь будем называть тебя Чистюлей. Оставайся с нами в нашей группе!
Грязнуля: Спасибо вам, ребята. Я понял, что надо каждый день следить за своей чистотой и опрятностью - это не только красиво, но и полезно.
Воспитатель: Мы рады, что ты это понял. Ведь если человек всегда аккуратен и чист, значит, он заботится о своем здоровье. Чистюля, мы с ребятами хотим сделать тебе подарок. Раз ты останешься в нашей группе, тебе, как и всем ребятам, понадобится свое личное полотенце. Вот оно какое! (воспитатель показывает полотенце, сделанное из бумаги).
Воспитатель: Ребята, давайте украсим полотенце для Чистюли, чтобы оно было не просто белым, а с красивым рисунком. (Воспитатель приглашает детей к столам, на которых расположены баночки с гуашевыми красками и ватные палочки. Дети украшают маленькими цветными горошинами полотенце Чистюли.)
Воспитатель: Вот какое полотенце у нас получилось. Тебе нравится Чистюля?
Грязнуля: Очень нравится. Большое спасибо, вам!
Воспитатель: Когда оно подсохнет, мы уберем его в твой шкафчик. Ребята, а вы рады, что в нашей группе появился Чистюля? Теперь мы все вместе будем каждый день заботиться о своем здоровье, и научимся вести здоровый образ жизни. А сейчас нам пора собираться на прогулку. Ведь свежий воздух и веселые подвижные игры тоже очень полезны для нашего здоровья.
Вывод:
Благодаря созданию благоприятных условий и использованию разнообразных методических приемов, у детей младшего дошкольного возраста можно успешно сформировать культурно-гигиенические навыки.
Поэтому необходимо с малых лет приобщать ребенка в общественном воспитании к здоровому образу жизни, формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.
Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста "Водичка, водичка умой мое личико."
Данный проект предназначен для воспитания культурно -гигиеических навыков у детей раннего возраста....
Проект по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Учебно-методический материал по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей....
Проект по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей 4-5 лет "Аккуратные ребята"
Цель проекта: Сохранение и укрепления здоровья детей через формирование культурно-гигиенических навыков,Дать понятие о вреде грязных рук, о микробах и для чего используют мыло, о его видах и поле...
Долгосрочный проект по воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей среднего возраста. Тема: "Чистюли"
Сохранение и укрепления здоровья детей через формирование культурно-гигиенических навыков детей дошкольного учреждения....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
quot;Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое"Обоснование проекта Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений восп...
Проект: «Чистюля» Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять. В раннем и младшем дошкольном во...
Проект по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы "Мы всë умеем сами"
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимо воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей с раннего возраста для развития таких важных качеств как воля,...