Развитие памяти, мышления у детей для родителей
материал (старшая группа)
Игры, упражнения для развития мыслительных операций у ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_pamyati.myshleniya_vospitateyam.docx | 31.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения для развития познавательных процессов
Задание 1
1. Упражнение «Один-много»
|
|
2. «Ответьте на вопросы»:
- Перечислите дни недели.
- Какой день недели после вторника? Какой день недели следует после субботы? Какой день недели перед четвергом?
- Назовите овощи (не менее 10).
- Назовите фрукты (не менее 10).
- Назовите домашние (или дикие) животные (не менее 10).
3. «Подбери обобщающее понятие»
|
|
4. Закончи предложения
|
|
5. Узнай предмет по его частям
- Циферблат, стрелка, маятник
- Крыша, стены, окна, двери
- Спинка, сиденье, ножки
- Ствол, ветки, листья
- Руль, колёса, кузов, фары
6. Упражнение «Угадай фигуру»
Взрослый совместно с детьми вырезает из плотной бумаги: круг (большой и маленький), треугольник (б. и м.), квадрат (б. и м.), прямоугольник (б. и м.), овал (б. и м.). Все изготовленные фигуры выкладываются перед детьми.
Взрослый говорит: «Сейчас я вам загадаю фигуру, а вы должен отгадать. У этой фигуры 4 угла и 4 равные стороны: величиной фигура маленькая. Что это за фигура?» (маленький квадрат). Когда дети хорошо научатся «угадывать» фигуры, можно собрать все фигуры в кучку и предложить самостоятельно разложить фигуры по группам (по форме, по величине, фигуры с углами, фигуры без углов).
7. Вспомнить с детьми, что бывает красного, желтого, зеленого, синего цветов (не менее 10 предметов по каждому цвету). Выделить отдельно предметы, которые могут быть только таким цветом (вспомнить, что это живая природа) и те предметы, которые сделал человек (одежда, машины и т.д.).
8. Учить ориентироваться на листе: показать углы — верхний правый, нижний левый, верхний левый, нижний правый; центр (средина) листа. Попросить ребенка повторить название каждого угла.
Задание 2
для работы воспитателя с детьми старшей группы
1. Подбери обобщающее слово
|
|
2. Животные и их детеныши
| 3. Птицы и их птенцы
|
4. Кто как голос подает?
|
|
5. Деление целого на равные части
А. «Представьте, что перед вами квадрат. Какие геометрические фигуры могут получиться, если его разделить на две равные части? Что больше — часть или целая фигура?»
Б. «Вы взяли два прямоугольника, какая геометрическая фигура может получиться, если эти прямоугольники соединить вместе?»
В. «Вы взяли круг. Разделили его на две равные части. Какие фигуры получились? Можно ли круг разделить по-другому на равные части?»
6. Упражнение «Ответь на вопросы»
- Чем отличается дерево от кустарника? Чем похожи?
- Почему раньше, чем пойдет поезд, вдоль пути опускается шлагбаум?
- Чем отличается человек от животного? Чем похожи?
- Каких птиц ты знаешь? Какие из них домашние?
- Зачем нужен в школе звонок (парта, портфель)?
- Сколько ушей у трех мышей?
- Назови друзей Буратино.
- Откуда в кране берётся вода?
- Какие знаете города? Страны?
7. Где ты видел?
|
|
|
Задание 3
для работы воспитателя с детьми старшей группы
1. Подбери обобщающее слово
|
|
2. «Часть-целое»
Взрослый называет часть предмета, а дети должны вспомнить и назвать как можно больше предметов, у которых есть эта часть.
- Руль — машина, велосипед, …
- Крыло — самолет, птица, бабочка, …
- Лист — дерево, тетрадь, книга, цветок, …
- Стрелка — часы, весы, …
- Стержень — ручка, карандаш, …
- Хобот — слон, … и т.п.
3. Упражнение «Что бывает …»
- Что бывает круглое, а что плоское?
- Что бывает жидкое, а что густое?
- Что бывает длинное, а что короткое?
- Что бывает твердое, а что мягкое?
- Что бывает прямое, а что кривое?
- Что бывает прочное, а что хрупкое?
4. Упражнение «Ответь на вопросы»
- Собака больше похожа на кошку или на курицу? Чем? Что у них одинаковое?
- Почему на всех автомобилях есть тормоза?
- Чем похожи молоток и топор?
- Сколько лап у двух медвежат?
- Чем похожи белка и кошка? Чем отличаются?
- Почему люди занимаются спортом?
- Чем отличается старый человек от молодого?
- Как ты считаешь, хорошо или плохо, когда человек не хочет работать?
- Что можно сыпать? порвать?… поливать?… разбить?… сломать? и т.п.
5. «Выполни задания»
Необходим: чистый лист (это может быть и тетрадь), простой карандаш, цветные карандаши.
ЗАДАНИЕ А
Нарисуйте квадрат, справа от квадрата треугольник. Над треугольником нарисуйте звездочку. Под треугольником поставь точку. (Каждое предложение взрослый говорит один раз, после чего дети выполняют задание).
ЗАДАНИЕ Б
Нарисуйте желтый круг. Слева от круга зеленый квадрат. Справа от круга красный прямоугольник. Под кругом поставьте первую букву своего имени. Над прямоугольником нарисуйте снежинку.
ЗАДАНИЕ В (для выполнения задания необходим чистый лист, страница)
В центре листа нарисуйте солнышко. Справа от солнышка — облачко. В верхнем левом углу листа нарисуйте цветок. В нижнем правом углу листа — домик. В нижнем левом углу — колобка. В верхнем правом — травку. ПРИМЕЧАНИЕ: воспитатель самостоятельно может придумывать подобные задания и предлагать для выполнения детям.
Задание 4
для работы воспитателя с детьми старшей группы
1. Назови одним словом (обобщение)
- Мама, папа, брат, тётя, бабушка
- Круг, квадрат, треугольник, овал
- Юбка, брюки, шорты, рубашка, платье
- Кукла, матрёшка, солдатики, кубики
- Москва, Сочи, Санкт-Петербург, Челябинск
- Туфли, ботинки, сапоги, босоножки
- Утюг, пылесос, магнитофон, холодильник
- Оля, Настя, Серёжа, Юра
- Косынка, пилотка, тюбетейка, ушанка
- Тетрадь, ластик, портфель, линейка
2. Упражнение «Измени по числам»
|
|
|
3. Животные и их детеныши
А. Сначала попробуйте вспомнить как можно больше домашних и диких животных. Можно по очереди с детьми. Кто больше?
Б. Теперь можно переходить к детенышам животных. Взрослый называет животного, дети его детеныша. Например:
- собака – щенок
- кошка – котёнок
- овца – ягненок
- корова – телёнок
- коза – козленок
- свинья – поросенок
- лошадь – жеребенок
- заяц – зайчонок
- лиса – лисёнок и т.п.
4. Упражнение «Ответь на вопросы»
- Сколько дней в неделе? Перечисли их.
Какой день недели перед средой? Какой следует за четвергом?
Сколько рабочих дней в неделе? Сколько выходных? - Какие знаешь профессии? Что делает продавец? (шофер, повар, сторож, врач и др.)
- Люди каких профессий работают в театре (кинотеатре, больнице, школе, детском саду и др.)?
- Каких ты знаешь писателей, поэтов? Кто написал «Сказку о рыбаке и золотой рыбке?»
- Что такое честность? (скромность)
- Для чего люди выращивают пшеницу? (картофель)
- Чем отличается самолет от птицы? Чем похожи?
- Как объяснить фразу «У человека золотые руки»?
- Какие виды транспорта знаете?
5. Выполни задание «Запомни и нарисуй» (читается 2 раза)
а) Нарисуйте пять бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя бусинка была красного цвета.
б) Нарисуйте пять квадратов разного цвета и размера так, чтобы четвертый квадрат был синего цвета.
в) Нарисуйте пять треугольников разного цвета и размера так, чтобы второй треугольник был желтого цвета, а средний самый большой.
6. Игра «Соседи»
Для игры понадобятся карточки с числами от 0 до 10.
Начните с того, что разложите вместе с ребенком карточки, СЛЕВА-НАПРАВО в порядке возрастания чисел и предложите по очереди называть «соседей» каждого числа, т.е. числа, находящиеся с ним рядом. Это легко превращается в игру: один называет число, а второй, отвернувшись, быстро называет «соседей». Можно при этом задавать вопросы типа «Какой общий сосед у чисел 5 и 7».
Задание 5
для работы воспитателя с детьми старшей группы
1. Назови одним словом (обобщение)
|
|
2. Доскажи рассказ
Эта игра направлена на развитие речи детей, их фантазии. Она активизирует жизненный опыт, мышление.
Взрослый читает вслух начало рассказа и предлагает детям завершить его. При этом дети должны не только довести рассказ до финала, но и подтвердить развитием сюжета его название. После этого взрослый может проанализировать рассказанное ребенком по следующим направлениям:
а) Насколько оригинален сюжет.
б) Правильно ли с точки зрения логики развивается сюжет.
в) Эмоционально ли ребенок рассказывает.
г) Похож ли рассказ ребенка на литературный текст.
ПРИМЕР текста для игры.
Котёнок и солнечный зайчик.
Подарили нам котёнка. Он совсем маленький ещё, глупый. Страшно ему в чужом доме. Даже играть не хочет. Взял я его себе на руки, согрел, успокоил. Он и заснул вскоре.
Спал он долго. А я тихо себя вел, не хотел будить. Пусть спит! Во сне маленькие, говорят, растут быстрее. Вот проснулся котенок и захотел есть. Я ему молока в мисочку налил. Он его быстро вылакал. А потом играть стал. Сначала кисточку у скатерти стал теребить, потом карандаш начал по полу катать.
И вдруг увидел на полу солнечного зайчика …
3. «Запомни и нарисуй»
Каждое задание детям читается два раза:
- Нарисуйте на одной строчке (в ряд) два флажка. Раскрасьте их так, чтобы синий был справа от красного.
- Нарисуйте синий дом с красной крышей. В доме – два круглых зелёных окна.
4. Сравните явления природы:
а) Чем отличаются лето и зима?
б) Чем отличаются весна и лето? Чем они похожи? и т.п.
При сравнении обратите внимание на температуру воздуха, осадки, долготу дня, жизнь животных, птиц и насекомых, растения, одежду людей и др.
5. Упражнение «Ответьте на вопросы»
- Что 1 сентября делают школьники?
- Почему детям надо учиться в школе?
- Когда у тебя день рождения? Какое это время года?
- Чем старый человек отличается от молодого?
- Какого человека называют другом?
6. Игра «Числовые прятки»
Разложите вместе с детьми карточки в произвольном порядке на столе (можно и ковре, полу). Предложите сначала найти глазами и показать пальцем, не касаясь карточек, все числа от 0 до 10. А теперь поиграйте в своеобразные «прятки»: например, кто-то из детей (5-6 чел.) отворачиваются, а другие раскладывают в произвольном порядке все карточки, кроме одной, которую они прячут. Тот, кто отворачивается, должен посмотреть на разложенные карточки и как можно быстрее сказать, какой карточки не хватает.
Игра эта полезна тем, что, отыскивая недостающую карточку, дети многократно повторяют в уме числовой ряд, привыкая к порядку чисел.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование мнемотехники в работе с детьми 4-7 лет как одного из способов развития памяти, мышления, воображения, внимания, а именно, запоминание песен на музыкальных занятиях в ДОУ »
У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увели...
Развитие памяти, мышления, воображения у детей 3-4 х лет
Формирование детских интересов. Интересы – это важнейший стимул расширения кругозора ребенка, к приобретению знаний, к обогащению всей его психической жизни....
Перечень игровых упражнений на развитие внимания, памяти, мышления у детей дошкольного возраста.
Играем дома....
«Музыкальные игры на развитие внимания, памяти, мышления» Семинар-практикум для родителей
laquo;Музыкальные игры на развитие внимания, памяти, мышления»...
«Игры в стиле «Мемори» для развития памяти, мышления, внимания детей дошкольного возраста»
Существует множество методик, технологий и развивающих игр, которые доступны педагогам для организации игровых сеансов с использованием игр для развития памяти, внимания и мышления. Любые развивающие ...