«Дидактическая игра как средство развития словаря»
консультация (подготовительная группа)
Дидактические игры – это игровая форма упражнений, без которых нельзя обойтись в обучении. Чтобы ребёнок приобрёл соответствующий словарный запас, умение и навык пользоваться им, его нужно упражнять в этом. Упражнение, которое проводится в игровой форме (без усилий, с интересом, с удовольствием) способствует лучшему запоминанию. Следовательно, задача дидактической игры и упражнений: не только дать детям определённый объём знаний, но и научить их владеть этими знаниями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Ведерникова Елена Леонидовна,
воспитатель
МБДОУ ДС № 369 «Солнышко»
Г. Челябинск
Родительское собрание:
«Дидактическая игра как средство развития словаря»
(обзор темы для родителей перед мастер-классом)
Важное значение в решении задач словарной работы имеют дидактические игры и упражнения. Они являются своеобразным средством обучения и закрепления пройденного материала.
Дидактические игры – это игровая форма упражнений, без которых нельзя обойтись в обучении. Чтобы ребёнок приобрёл соответствующий словарный запас, умение и навык пользоваться им, его нужно упражнять в этом. Упражнение, которое проводится в игровой форме (без усилий, с интересом, с удовольствием) способствует лучшему запоминанию. Следовательно, задача дидактической игры и упражнений: не только дать детям определённый объём знаний, но и научить их владеть этими знаниями.
Н. К. Крупская придавала большое значение игре как к способу познания окружающего, развития словаря, потому что, играя, ребёнок изучает и узнаёт много нового: изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, растения, животных и т.д.
Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф. Фребелем. Он высоко ценил иргу, считал её важнейшим средством воспитания и обучения ребёнка Ещё надо отметить роль Е. И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для развития речи. Её игры связаны с наблюдением жизни и всегда сопровождаются словом. [4]
В советской дошкольной педагогике изучением и методикой проведения дидактических игр занимались и занимаются многие специалисты (Усова А. П., Сорокина А.И., Удальцова Е. И., Новосёлова Л. С., Михайленко Н, Я., Короткова Н. А. и др.). Причём некоторые считают игру лишь средством закрепления знаний, полученных на занятиях, другие же справедливо возражают против такого узкого понимания значения дидактической игры и упражнений, считают их одной из форм обучения, важным средством образовательной работы. [3,5]
Сущность дидактических игр и упражнений заключается в том, что дети решают умственные задачи, находят самостоятельно решения и всё это сопровождается словом и даёт возможность на только накапливать словарь, но и активизировать его.
Посредством дидактических игр решаются задачи по: развитию речи (закрепление, обогащение, активизации словаря, развитие связной речи), ознакомлению с окружающим (природа, животные, растения, труд, люди и т.д.) и др.
В дидактических играх и упражнениях применяются разные приёмы обучения: наглядные, словесные, практические (педагог объясняет значение приёмов). Во время таких игр важно поддерживать у ребёнка увлечённость, заинтересованность игровой задачей. Длительность игры не более 10-20 минут.
С малышом родители сами играют с детьми, объясняя ему правила. (Первым узнаёт предмет на ощупь, описывает картинку – показ педагога). В старшем возрасте перед детьми до начала игры ставят задачу и объясняют правила. При выполнении игровой задачи и правил от них требуется полная самостоятельность. Могут включаться и элементы соревнований.
В теории и практике дошкольного воспитания есть классификация дидактических игр и упражнений: с игрушками и предметами, настольно-печатные, словесные.
(Педагог раздаёт родителям список дидактических игр и по мере объяснения приводит примеры хода игры).
Наиболее доступны детям игры с предметами, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними. Е. И. Тихеева рассматривала развитие речи детей и формирование словаря в тесной связи с деятельностью. Она писала: «С предметами, представленными в игре, ребёнок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеются в мозгу. Каждый предмет имеет своё имя, каждому действию присущ свой глагол». [4] Многие игры сопровождаются движениями, что даёт возможность ребёнку осваивать и называть происходящее, различать и правильно называть цвета, форму и другие признаки предметов тем самым, расширяя и активизируя свой словарь («Чудесный мешочек», «Посмотри и запомни», «Угадай, что спрятали», «Что изменилось?»). Следует включать игры и упражнения с предметами, для того чтобы дети осваивали такие понятия как: рядом, за мной, передо мной, слева, справа и др. («Кто с кем сидит?», «Где спрятался мишка?»). Длительность таких упражнений может составлять 3-4 минуты. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребёнка происходит накопление чувственного опыта. Например, разбирая матрёшку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов тем самым, расширяя и активизируя свой словарь. В дидактической игре «Что изменилось?» ребёнок не только отгадывает, какого предмета не стало, но и называет его, а также описывает по основным признакам, не видя его.
В старшем возрасте используются дидактические игры на группировку и классификацию предметов. Например, «Что лишнее?», «Назови одним словом», «Продолжи сам». Но основой может быть и сравнение предметов между собой. Для этого используются игры: «Похожи – непохожи» (берёза и дуб, корова и лошадь). Следует включать упражнения на нахождение предмета по двум признакам (по цвету и размеру), что позволяет детям включать в работу активный словарь. Необходимо включать в работу дидактические упражнения, которые учат детей выделять и вычленять характерные признаки (большой, чёрный, лохматый – медведь); различать материалы, из которых сделаны предметы (резиновый, деревянный, бумажный и др.), фактуру (мягкий, гладкий, шершавый и др.); определять овощи и фрукты на вкус («Что съел?») и другие.
Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель), с животными, птицами, овощами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (лото «Времена года»), о различных профессиях («Что кому нужно?»).
В настольно-печатных играх «Парные картинки», «Угадай картинку» и других закрепляются представления о том, что предметы могут быть похожими и непохожими, различными по отдельным признакам. В игре «Наш огород» дети закрепляют представления о форме и цвете овощей, о способах роста, о методах приготовления и употребления. В игре «Где что растёт?» закрепляются знания о том, где растут разные растения (овощи, фрукты, грибы, цветы и другие растения). В дидактической игре «Что из чего сделано?» дети уточняют, что можно сделать из дерева, из хлопка и других материалов. Настольно-печатная игра хороша в тех случаях, когда она требует самостоятельной умственной работы.
Наиболее сложны словесные игры: они связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребёнка и активизации словаря, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения. Важно правильно объяснить их содержание. Слова подбирать с постепенным усложнением словарного материала, но в случае необходимости можно возвращаться к уже известным словам. Дидактические словесные игры (без предметов) применяются для закрепления знаний, обучения краткому и чёткому изложению мысли, воспитания находчивости. Вы намеренно можете повторять одни и те же вопросы (на которые можно ответить по-разному), активизируя мысли детей и их знания.
Используются следующие дидактические словесные игры и упражнения:
- «Кто это?» - определение профессии по действию (Кто лечит больных?, Кто учит детей в школе? И т.д.);
- «Что делает?» - определение действий людей разных профессий (Что делает дворник» Что делает доктор? И т.д.);
- «Назови деревянные (стеклянные, бумажные) предметы» - подбор предметов по материалу или по какому-либо другому признаку;
- «Назови какой» - подбор определений;
- «Кому что нужно?» - определение предметов и орудий труда (Что нужно врачу (повару, почтальону)?);
- «Назови одним словом» - подбор обобщающего существительного;
- «Когда это бывает?» - подбор слов обозначающих время;
- «Кто расскажет подробнее?» - на подбор синонимов;
- «Скажи наоборот» - подбор антонимов и т.д.
Для активизации словаря нужно использовать упражнения на составление загадок – образного описания предмета, его характерных признаков, особенностей (педагог приводит пример и просит родителей самим попробовать выполнить это задание. При этом педагог может использовать картинки, а может предложить придумать загадки без образца). Дети учатся подбирать слова, метафоры, ритмично произносить текст загадки, сопоставлять предмет и отгадку, находить сходства и доказательства. Подобные игры и упражнения тренируют детей в быстром поиске нужного слова, его семантическом и стилистическом подборе.
Словесные дидактические игры и упражнения имеют двоякую функцию: они обогащают словарь ребёнка и подготавливают его к выполнению заданий на построение высказывания и выражения своих мыслей.
Таким образом, дидактические игры и упражнения – это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный приём для расширения и закрепления полученных знаний, для формирования и обогащения словаря детей. Играя в дидактические игры, дети узнают много новых слов, учатся их произносить и употреблять в активной речи. Всё это способствует повышению их умственной, познавательной активности. А включение Вас (родителей) в игры даст возможность вашему ребёнку научиться контролировать своё поведение, быть более сдержанным (нужно соблюдать очерёдность, дать возможность подумать сопернику и т.д.), адекватно воспринимать проигрыш и радоваться выигрышу других.
Литература.
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1998г.
2. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 19985 г.
3. Сорокина А. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1982 г.
4. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего возраста). – М.: Просвещение, 1981 г.
5. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Минск, 1976 г.
6. Швайко Н. П. Игры и игровые упражнения для развития речи. / Под ред.В. В Гербовой. – М., 1988 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра – как средство развития словаря у детей дошкольного возраста с ОНР.
В данной метатической разработке подробно описано, как дидактическая игра влиет на развитие речи детей....

Дидактическая игра как средство развития словаря у детей младшего дошкольного возраста.
Развиваем речь, пополняем словарный запас слов....
"Дидактическая игра как средство развития словаря у детей младшего дошкольного возраста"
Данный проект представляется в виде презентации. Наш детский сад работает по программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой "От рож...

Методическая разработка "Дидактическая игра как средство развития словаря детей четвертого года жизни"
Для решения задач словарной работы выработано достаточно форм и методов работы. Одним из таких средств является дидактическая игра. Развитие словаря в дошкольном детстве занимает одно из ведущих ...

Дидактическая игра как средство развития словаря у детей дошкольного возраста
Сегодня, как никогда, осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразования в дошкольном образовании нацеливают на использование всех возможностей, ресурсов...

Проект «Дидактические игры как средство развития словаря у детей младшего дошкольного возраста»
Дидактическая игра - это один из основных методов воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста....

Дидактические игры как средство развития словаря детей 4-5 лет
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном...