Интеллектуальная готовность ребенка к школе (буклет)
консультация

Ионычева Любовь Владимировна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_psihol_gotovnost_k_obuch_v_shk.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

К концу дошкольного возраста центральным показателем умственного развития детей является сформированность у них образного и основ словесно-логического мышления.

На протяжении дошкольного возраста у детей начинают закладываться основы словесно-логического мышления, базирующиеся на наглядно-образном мышлении.

Шестилетний ребенок способен к простейшему анализу окружающего мира: разведению основного и несущественного, несложным рассуждениям, правильным выводам.

К старшему дошкольному возрасту дети, пользуясь системой общественно выработанных сенсорных эталонов, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Их применение дает возможность ребенку дифференцированно воспринимать, анализировать сложные объекты. Однако эти способности ограничены кругом детских знаний. В пределах знаемого ребенок с успехом устанавливает причинно-следственные связи, что отражается в его речи. Он использует выражения «если, то», «потому что», «поэтому» и т. п., его бытовые рассуждения вполне логичны. Зачатки логического мышления проявляются и в способности классифицировать предметы и явления в соответствии с общепринятыми понятиями.   К концу дошкольного

возраста ребенок уже может объединить предметы в «понятийные» группы: «мебель», «посуда», «одежда», «транспорт» и т.д.

Таким образом,  развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

♦  дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона;

♦ концентрацию внимания;

♦ аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

♦ рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

♦ логическое запоминание;

♦ интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

♦ овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

♦ развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации

Личностная готовность ребенка к школе

Определяющую роль в данном компоненте играет мотивация дошкольника.

 Выделяются  две группы мотивов учения:

1. Широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений».

2. Мотивы, связанные непосредственно с

учебной деятельностью, или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями».

Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. Ребенок осваивает социальные нормы выражения чувств, изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение, чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Таким образом, к началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможны и  развитие,  и протекание учебной деятельности.

Значимой составляющей личностной готовности является развитие произвольности у ребенка. Есть точка зрения, что слабое развитие произвольности — основная причина неуспеваемости в первом классе.

Параметры развития произвольности,

необходимые для успешного обучения в школе:

♦ умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

♦ умение ориентироваться на заданную систему требований;

♦ умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

♦ умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Социально-психологическая

(коммуникативная) готовность

Предполагает формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь уступать и защищаться.

Таким образом, социально-психологическая готовность предполагает:

  • развитие у детей потребности общения с другими,

  • умение подчиняться интересам и обычаям детской группы,

  • развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

В структуре социально-психологического компонента школьной готовности можно выделить следующие подструктуры:

♦коммуникативную компетентность,

♦социальную компетентность,

♦языковую компетентность.

Социальная компетентность — это знание норм и правил поведения, принятых в определенной социально-культурной среде, отношение к ним; реализация этих знаний на практике.

Под языковой компетентностью понимается такой уровень речевого развития, который позволяет человеку в процессе общения свободно использовать свои знания о языке.

Эти два вида компетентности можно рассматривать как элементы коммуникативной компетентности, или  более широко — компетентность в общении, которая включает в себя еще знание и понимание невербального языка общения, умение вступать в контакт как со своими сверстниками, так и со взрослыми.

     

                                                           

                 

     

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная готовность ребенка к школе.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей....

Консультация для родителей на тему: «Интеллектуальная готовность ребенка к школе»

Консультация для родителей на тему: «Интеллектуальная готовность ребенка к школе» Рекомендую родителям "Развивающие компьютерные методики для детей 5-7 и 7-9 лет\'\'. Интеллектуальная готовность ре...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе

     Интеллектуальная готовность ребенка к школе...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. В данной статье предложены способы выявления готовност...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Интеллектуальная готовность ребенка к школе...

Интеллектуальная готовность ребенка в школе

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться  к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...