Особенности взаимодействия с агрессивными детьми
статья

Крикова Светлана Евгеньевна

Отклонения в поведении детей – одна из главных психолого-педагогических проблем. Выделяют различные виды нарушения поведения. Среди них – агрессивное поведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_osobennosti_vzaimodeystviya_s_agressivnymi_detmi.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности взаимодействия с агрессивными детьми

Отклонения в поведении детей – одна из главных психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов отрицательно влияет на образ жизни современных детей. Это приводит и к нарушению эмоциональных отношений с окружающим миром, нарушению поведения детей. Выделяют различные виды нарушения поведения. Среди них – агрессивное поведение.

Актуальность данной темы несомненна, поскольку число детей с агрессивным поведением неуклонно растёт.

Агрессивное поведение обычно понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие правила и нормы сосуществования, наносящие вред, причиняющие страдания и боль людям. Но при работе с агрессивным поведением необходимо помнить и об эмоциональном компоненте агрессивного состояния. Это чувства, и прежде всего гнев. Но агрессия не всегда сопровождается гневом, к агрессии приводит не всякий гнев. Волевой компонент так же не менее важен при работе с агрессией.

Агрессивное поведение – одна из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

В каждой группе детского сада есть дети про которых можно сказать: «У нас очень агрессивный ребенок, я не знаю, что с ним делать». От родителей можно услышать: «Мне бы хотелось, чтобы мой мальчик рос добрым, отзывчивым, но это так трудно, ведь кругом столько агрессии».

Причины:

- Ощущение дискомфорта – голод, усталость, стресс. Человек становится раздражительным, вероятность сорваться на ком-либо возрастает.

- Ограничение физической свободы.

- Психологическое ограничение, как и физическое лишает человека свободы действий. Первым психологическим ограничением свободы в жизни ребенка является «нельзя», которое говорят ему родители при попытках осваивать большой и незнакомый мир. Чем старше становятся дети, тем более разнообразными будут эти «нельзя». Дети реагируют гневом на запреты.

- Неправильные, несправедливые поступки окружающих. Но в данном случае, большую роль играют не сами поступки, а их интерпретация человеком. Прежде чем рассердиться, мы возлагаем на этого человека вину. Если ребенок в своих неудачах, винит например брата, сестру или мать, то его гнев и агрессия будут вызываться ими.

- Препятствия к достижению цели. Если ребенок занят игрой, вмешательство может вызвать гнев.

- Определенные эмоциональные состояния и индивидуальные особенности ребёнка.

- Заболевания головного мозга и серьёзные соматические заболевания.

- Неблагополучная семейная обстановка (систематические скандалы родителей, пьянство и т. п.)

- Давление авторитарного взрослого. Существует взаимосвязь между проявлением детской агрессии и стилями воспитания в семье. Если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учиться скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации.

- Неконтролируемый просмотр передач с агрессивной направленностью.

Таким образом, агрессия не возникает сама по себе, она появляется вследствие чего – то.

Формы агрессивного поведения у ребенка:

1. Вербальная агрессия:

- Жалобы

- Агрессивные фантазии

- Прямые оскорбления

2. Физическая агрессия:

- Нападение, использование физической силы против другого лица или объекта.

- Разрушение продуктов деятельности противника (игрушки, постройки и т. д).

- Удары

- Укусы

Аутоагрессия - проявляется в самообвинении самоуничтожении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самого убийства.

Коррекционная работа с агрессивными детьми проводиться в следующих направлениях:

1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

Гнев – это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать гнев, поскольку, таким образом, мы можем стать своеобразной «копилкой гнева». Кроме того, загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его. Но уже не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто слабее и не сможет дать отпор. От гнева нужно освобождаться. Это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев неразрушительными способами:

- рисование обидчика, смять рисунок и выкинуть;

- слепить обидчика и размазать его по дощечке;

- рвать бумагу на клочки;

- комкать бумагу и бросать её в цель;

- бить подушку;

- бить боксёрскую грушу;

- использовать батут;

- изготовить бумажные дубинки для состязаний;

- использовать погремушку;

- нарисовать на воздушном шаре лицо обидчика и лопнуть его;

- нарисовать мелом на доске обидчика и пошвырять в него бумажными комочками (тряпичными мячиками);

- водным пистолетом сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде.

Еще одним способом выразить вербальную агрессию можно с помощью игры «Обзывалки». У детей, услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

Игра «Обзывалки»

Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг дуга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов. Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты». Например: «А ты морковка!»

В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное,

например: «А ты моя радость»

Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогам беспрепятственно проводить занятие поможет игра «Мешочек для криков». Перед занятием каждый желающий ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и покричать как можно громче. Таким образом, он «избавляется» от своего крика на время занятия.

2. Обучение самоконтролю.

У агрессивных детей слабо развит контроль над своими эмоциями, поэтому важно обучить приемам саморегуляции, которые позволят им сохранить эмоциональное равновесие в проблемной ситуации.

Ввод правил:

- Прежде чем перейдешь к действию, скажи себе «СТОП». Всякий раз, когда захочется ударить или толкнуть кого-либо или проявить активную вербальную агрессию, нужно дотронуться до кармашка, где лежит знак «Стоп» или просто его представить. Кайму кружка следует раскрасить в спокойные цвета (синий, голубой, зеленый, оранжевый) и подобрать соответствующий цвет к слову «Стоп». Например, к синей кайме подойдет «Стоп» оранжевого или золотого цвета, к голубой зеленого.

- Прежде чем перейдешь к действию, глубоко вдохни и посчитай до 10

- Прежде чем перейти к действию, сильно сожми кулаки и разожми их. Так можно делать до 10 раз.

- Прежде, чем перейдёшь к действию, остановись и подумай, что ты хочешь сделать.

 Как только почувствуешь, что хочется кого-то стукнуть: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди это поза выдержанного человека.

Агрессивным детям свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории важно, чтобы дети освоили релаксационные техники.

Упражнения на релаксацию: «Апельсин»

Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатился апельсин, пусть они возьмут апельсин в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена10 сек.).

«Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок, ручка теплая, мягкая, отдыхает,».

Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты, если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями достаточно одного раза (с левой и правой рукой)

«Драка»

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

«Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько минут. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура. Неприятности позади!».

«Штанга»

Цель: расслабить мышцы спины.

«Сейчас мы с вами будем спортсменами тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз».

«Сосулька»

Цель: расслабить мышцы рук.

«Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет.

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимите руки над головой, а на третью, четвертую уроните расслабленные руки вниз.

«Шалтай-Болтай»

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

«Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «»Шалтай-Болтай».

Шалтай-Болтай сидел на стене.

Шалтай-Болтай свалился во сне.

Сначала будем поворачивать туловище вправовлево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклоняем корпус тела вниз».

Игра «Теплый, как солнце, легкий, как дуновение ветра»

Дети с закрытыми глазами представляют себе теплый чудесный день. Над их головами проплывает серое облачко, на которое они поместили все свои горести и заботы. Ярко-голубое небо, легкий ветерок, мягкие лучи солнца помогают расслабить мышцы не только лица ребенка, но и всего тела.

Другая игра — «Улыбка»

Игра способствует расслаблению мышц лица. Выдыхая воздух, и многократно улыбаясь,  лучу солнца, дети становятся чуть-чуть добрее. В неприятных жизненных ситуациях они могут вспомнить свои ощущения, отработанные в этих и других подобных играх, и вернуться к ним, заменяя негативные эмоции на нейтральные или положительные.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

Развивать эмпатию и формировать другие качества личности можно во время совместного чтения взрослого и ребенка. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств. Очень полезно сочинять с ребенком сказки, истории.

Воспитателю самому не мешает избавиться от привычки обвинять ребёнка во всём. Например, вместо: «Ты почему раскидываешь вещи?», можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда вещи разбросаны».

Побольше читайте и обсуждайте вместе с детьми.

Упражнение «Доброе животное»

Цель: способствовать сплочению коллектива, научить понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Психолог тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох — 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

4. Развитие навыков общения.

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого научить их выходить их конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно обсудить с ребёнком наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить, если ребёнку нужна игрушка, в которую кто-то уже играет. Иногда дети поступают так или иначе не потому, что им это нравится, а из-за того, что не знают, как можно сделать по- другому.

Упражнение «Попроси игрушку» — вербальный вариант

Цель: обучение эффективным способам общения. Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет.

Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш, которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

«Попроси игрушку» — невербальный вариант

Цель: обучение эффективным способам общения. Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т. д.). После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы:

«Когда было легче просить игрушку (или другой предмет?», «Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?”» Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни, она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия.

Одним из приемов работы с агрессивными детьми может стать ролевая игра.

Например, можно разыграть ситуацию: в гости пришли два игрушечных Медвежонка.

На глазах у всех они поссорились, потому что один из них хотел играть с новой большой машиной, которой уже играл его товарищ. Пока Медвежата ссорились, всем предложили сесть за стол кушать. Так ни один из драчунов не успел поиграть с машиной. Из-за этого они поссорились ещё больше. Взрослый просит ребёнка, который наблюдал эту сцену, помирить медвежат. Каждый в игре предлагает свое решение. Затем несколько, из предложенных

Вариантов, разыгрывается. По окончании игры обсуждают, насколько удачным был тот или иной способ примирения и разрешения конфликта.

Список использованной литературы:

1. https://www.maam.ru/detskijsad/-agresivnye-deti-prichiny-povedenija-priemy-ego-korekci.html

2. https://www.maam.ru/detskijsad/seminar-praktikum-dlja-vospitatelei-vzaimodeistvie-s-agresivnymi-detmi.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие с педагогами "Взаимодействие с агрессивными детьми"

В каждом детском коллективе есть дети с проявлением агрессии. Этот тренинг поможет педагогам найти подход к детям  и помочь им справиться с этой прблемой....

Семинар – тренинг для родителей. Тема: «Взаимодействие с агрессивными детьми».

Цель семинаров – тренингов: оптимизация детско-родительских отношений в семьях, имеющих агрессивного ребенка. Задачи:1.Познакомить родителей с теоретическими аспектами по проблеме агрессивн...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Ознакомление с приёмами конструктивного взаимодействия с агрессивными детьми»

Показателем контактности и социабельности ребёнка является атмосфера общения ребёнка с близкими людьми в семье и стиль воспитания, который присущ данной семье. Дети с агрессивным поведением – это дети...

Семинар - практикум "Взаимодействие с агрессивными детьми"

Семинар-практикум  помогает педагогам понять психологические особенности агрессивных  детей, причины агресивности, основные направления работы педагога с агрессивным ребёнком....

Семинар-практикум "Особенности работы с агрессивными детьми и детьми с СДВГ"

Особенности работы с агрессивными детьми и детьми с СДВГ...

Советы психолога "Взаимодействие с агрессивными детьми"

Рекомендации родителям "Как вести себя с агрессивным ребенком". Игры для родителей в домашних условиях....

Практические рекомендации педагогам «Взаимодействие с гиперактивным ребенком», «Взаимодействие с агрессивными детьми».

Консультация для педагогов: «Взаимодействие с гиперактивным ребенком»Консультация для педагогов: «Взаимодействие с агрессивными детьми»...