Тема: НАСЕКОМЫЕ
1. Рассмотрите с ребенком во дворе (или на картинках) насекомых: муравья, бабочку, жуков, муху; расскажите о том, какую пользу они приносят людям, объясните, что муха – вредное насекомое.
2. Отгадайте загадки и выучите по выбору:
- Одежды не шью, а ткать – тку .
(Паук)
- Осенью в щель забьется, а весной – проснется.
(Муха)
3. Поиграйте в игру «Веселый счет»: 1 бабочка…5 бабочек; 1 комар…5 комаров; 1 маленький муравей…5 маленьких муравьев.
4. Игра «Летает – не летает»
(взрослый называет животное или насекомое, а ребенок поднимает руки в стороны, если летает, не поднимает, если не летает)
5.Предложите ребенку раскрасить в тетради изображение бабочки
Тема: КОСМОС
1. Объясните ребенку, почему празднуют ДеньКосмонавтики, что это за праздник; расскажите ребенку о первом космонавте Ю. Гагарине.
2. Выучите стихотворение с ребенком:
В небо ракета стрелою взлетела,
В ней космонавт сидит сильный и смелый.
3. Игра «Подбери признак»
космонавт – какой? (смелый, отважный, умный, сильный…)
ракета – какая? (быстрая…)
4. Поиграйте с ребенком в игру «Один - много»:
- космический корабль (взрослый)- космические корабли (ребенок)
- быстрая ракета - …
- яркая звезда - …
- смелый космонавт - …
5. Нарисуйте с ребенком ночное звездное небо в тетради и посчитайте звезды.
Тема: ВЕСНА. ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ
1. Поговорите с ребенком о том, какое время года наступило, назовите весенние месяцы (март, апрель, май); понаблюдайте за тем как изменилась природа: стало теплее, день длиннее; расскажите откуда птицы к нам прилетают (грач, скворец, ласточка, журавль) и почему улетают в теплые края.
2. Отгадайте и выучите загадку:
- Тает снежок, ожил лужок
День прибывает, когда это бывает?
3. Поиграйте с пальчиками:
- Птички прилетели, крыльями махали (ребенок пальцами обеих рук производит движения вверх – вниз, руки в «замке»);
Сели, посидели, и дальше полетели.
4. Предложите ребенку вырезать картинки с изображением перелетных птиц и вклеить в тетрадь.
Тема: МАМИН ПРАЗДНИК
1. Расскажите ребенку о празднике 8 МАРТА: кого поздравляют в этот день; научите ребенка словам поздравления для того, чтобы он сказал их в этот день маме, сестре, бабушке, воспитательнице в детском саду.
2. Поиграйте в игру «Подбери признак»:
мама (какая?)- добрая, милая…
сестра (какая?)- родная, любимая…
бабушка (какая?)- …
воспитательница (какая?)- …
3. Игра «Назови ласково»:
мама- мамочка, мамуля, мамулечка, матушка…
тетя-…
бабушка-…
4. Предложите ребенку нарисовать в тетради портрет мамы или бабушки.
Тема: ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА
1. Расскажите ребенку об этом празднике: кто такие защитники Отечества, кого поздравляют в этот день.
2. Поиграйте с ребенком в игру «Веселый счет»: 1 танк…5 танков.
3. Выучите с ребенком стихотворение – загадку:
- Он знаком ребятам всем,
И с орлом он носит шлем,
За спиной его винтовка
Марширует очень ловко.
4. Игра «Назови ласково»:
- папа- папочка, папулечка…
- дедушка- ….
5. Предложите ребенку вырезать картинки с изображением военной техники или представителей военных профессий и вклеить в тетрадь.
Тема: НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК
1. Побеседуйте с ребенком о том, какой праздник скоро будет; если в доме стоит елка, рассмотрите ее, пусть ребенок расскажет, какими игрушками украшают новогоднюю елку, кто приносит подарки.
2. Выучите вместе с ребенком стихотворение:
- Наша елка велика, наша елка высока,
Достает до потолка!
Будем весело плясать, будем песни распевать,
Чтобы елка захотела в гости к нам прийти опять!
3. Игра «Подбери признак»:
- елка (какая?)- зеленая, пушистая, ароматная, нарядная…
- праздник (какой?)- …
- елочные игрушки (какие?)- …
- Дед Мороз (какой?)- …
- Снегурочка (какая?)-…
- подарки (какие?)-…
4. Предложите ребенку раскрасить в тетради елочные игрушки только квадратной и треугольной формы.
Тема: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЗИМОЙ
1. Поговорите с ребенком о том, какие дикие животные живут в наших лесах, вспомните их названия, внешние признаки, чем питаются, как называется их жилище, почему эти животные называются дикими; какие особенности их поведения зимой.
2. Игра «Подбери признак»: волк (какой?)-…; медведь (какой?)-…; лиса (какая?)-…; еж (какой?)-…; заяц (какой?); белка (какая?)…
3. Игра «Кто где живет?»: белка – в дупле, медведь-…; лиса - …; еж-…
4. Предложите ребенку нарисовать в тетради то, чем питаются дикие животные.
Тема: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ
1.Вспомните вместе с ребенком, почему животныхназывают дикими; расскажите о том, что весной все животные выводят своих детенышей, закрепите названия зверей и их детенышей.
2. Отгадайте загадку и выучите любую на выбор:
- под соснами, под елками живет мешок с иголками.
(Еж)
- быстрый, маленький зверек по деревьям скок – поскок.
(Белка)
- летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает.
(Медведь)
- кто зимой холодной бродит злой, голодный?
(Волк)
3.Поиграйте с ребенком «Назови семью»: медведей (папа- медведь, мама- медведица, детеныш - медвежонок); волка. зайца.
4. Предложите ребенку закрасить силуэт животного, назвать его и нарисовать то, чем он питается.
Тема: ИГРУШКИ
1. Поиграйте с ребенком в игру «Угадай по описанию» (взрослый рассказывает об игрушке, а ребенок называет ее. Затем ребенок описывает игрушку, а взрослый отгадывает.)
2. Предложите ребенку отгадать загадки:
- Его бьют, а он не плачет, упадет – поскачет. (Мяч)
- Пляшет крошка, а всего одна ножка. (Юла)
3. Игра «Назови ласково»:
- мяч – мячик;
- кукла – куколка;
- мишка - …
- матрешка - …
- Петрушка - …
4. Заучите с ребенком стихотворение А. Барто«Игрушки»
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
5. Предложите ребенку вырезать и наклеить в тетрадь картинки с изображениями самых любимых игрушек.
Тема: ОГОРОД. ОВОЩИ
1. Рассмотрите с ребенком овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, помидор, фасоль, свеклу, лук, перец; объясните, что все это овощи; приготовьте с ребенком любое блюдо из овощей.
2. Игра «Назови ласково»: огурец – огурчик, помидор - … и т.д.
3. Предложите ребенку поиграть в игру «Узнай поописанию» (взрослый описывает овощ, ребенок угадывает, затем меняетесь местами). Например, «Это овощ, он сладкий, оранжевый, вытянутой формы, хрустящий, его любят грызть зайцы».
4. Игра «Подскажи словечко»
- Хоть и сахарной зовусь, но от дождей я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы? я…
(Свекла)
- Летом в огороде свежие, зеленые,
А зимою в бочке – желтые, соленые.
Угадали, молодцы, как зовут нас?
(Огурцы)
5. Предложите ребенку нарисовать в тетради только овощи, которые сладкие на вкус.
Тема: ФРУКТЫ. САД
1. Рассмотрите вместе с ребенком натуральныефрукты, обратите внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус; чем фрукты отличаются от овощей (фрукты растут в саду, а овощи – в огороде).
2. Отгадайте и выучите загадку:
- Само с кулачок, красный бочок,
Тронешь пальцем – гладко,
А откусишь – сладко. (Яблоко)
3. Поиграйте с ребенком в игру «Один - много»:слива – сливы, яблоко - …, груша - …, персик - …, лимон - …, апельсин - …, банан - …
4. Игра «Назови сок»: сок из яблока – яблочный, из груши - …, из персика - …, из банана - …, из лимона - …, из апельсина - …
5. Предложите ребенку нарисовать фрукт, кислый на вкус.
Тема: ОСЕНЬ. ЛЕС. ЯГОДЫ. ГРИБЫ
1. Расскажите ребенку какое время года наступило, обратите внимание на осенние изменения в погоде(стало холоднее, идет дождь, дует ветер, опадают желтые листья, день становится короче).
2. Поиграйте в игру «Назови лес»: лес, в котором березы – березовый, осины - …, клен - …, сосна - …, дуб - …
3. Игра «Подбери признак» клубника какая? – вкусная, спелая, сладкая, сочная, круглая и т.д.; земляника какая? - …,
4. Игра «Веселый счет»: 1 гриб, 2 -…3…4…5…
1 ягода, 2…3…4…5…
5. Предложите ребенку закрасить осенний листочек в тетради.
Тема: ОДЕЖДА. ОБУВЬ
1. Объясните ребенку, почему человек меняет одежду в зависимости от времени года; во время прогулки обратите внимание ребенка на то, как одеты люди.
2. Поиграйте с ребенком в игру «Большой -маленький»: шапка – шапочка, шарф - …, носок - …, пальто - …, кофта - …и т. д.
3. Игра «Подбери признак»: кофта – какая? теплая, шерстяная и т.д.; сапоги какие? - …, куртка – какая?...
4. Предложите ребенку вырезать и вклеить картинки с изображением одежды, обуви.
Тема: Я – ЧЕЛОВЕК!
1. Поиграйте с ребенком в игру «Что я делаю?»(взрослый изображает действие, ребенок - называет)
- руками : шью, строю, пишу, рисую;
- ногами : марширую, шевелю, бегаю;
- зубами : жую, стучу.
2. Игра «Скажи наоборот»:
глаз – глазище, зуб - …, нога - …, голос - …, нос - …; рука – ручка, живот – животик, ноготь - , спина - …, нос - …, рот - …
3. Предложите ребенку обвести в тетради свою ладонь и закрасить ее цветными карандашами.
Тема: ТРАНСПОРТ
1. Вместе с ребенком понаблюдайте на улице за движением различного транспорта, побеседуйте о наземном, воздушном, водном, железнодорожном транспорте.
2. Предложите ребенку отгадать загадки и выучить одну на выбор:
- Многолюден, шумен, молод,
Под землей грохочет город.
(Метро)
- Дом по улице бежит, дом по улице шуршит.
Подбегает к остановке, всех желающих берет и опять бежит вперед.
(Автобус)
- Летит птица – небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит.
(Самолет)
3. Предложите ребенку вырезать и наклеить в тетрадь изображение того вида транспорта, которым он чаще всего пользуется.
Тема: МЕБЕЛЬ. ИНСТРУМЕНТЫ
1. Совершите с ребенком «экскурсию» по своейквартире, обратив внимание на мебель в каждой комнате, вспомнив ее особенности и предназначение.
2. Игра «Назови – какой?»: шкаф из дерева – деревянный, кровать из железа – железная, диван из кожи - …, стул из пластмассы - …
3. Предложите ребенку составить предложение со словом стол, употребляя «маленькие слова»(предлоги): в столе, под …, на …, у …,из …, к …, между …
4. Предложите ребенку нарисовать или вырезать картинки с изображение тех инструментов, которые необходимы для построения стула.
Тема: НАШ ГОРОД. ПДД
1. Расскажите ребенку о том, как называется нашгород, чем он знаменит; на прогулке обратите внимание на различные строения, дома – одноэтажные, многоэтажные, деревянные; расскажите ребенку о вашей улице, каждая улица имеет свое название, а каждый дом – номер.(выучите свой адрес)
2. Отгадайте и выучите с ребенком загадку:
- Если свет зажегся красный, значит двигаться опасно,
Желтый – предупрежденье, а зеленый говорит –
«Проходите, путь открыт» (светофор)
3. Предложите ребенку составить предложение из слов: пешеход, переходить, дорога, через; мальчик, идти, улица, по.
4. Предложите ребенку вырезать и наклеить в тетрадь картинки с изображениями достопримечательностей нашего города.
Тема: ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ
1. Побеседуйте с ребенком о том, какие измененияпроизошли в природе зимой, в какие игры любят играть дети зимой.
2. Игра «Кому что нужно?»: хоккеисту -…, лыжнику - …, фигуристу - …, саночнику - …
3. Игра «До – между - после» (октябрь, ноябрь, декабрь):какой месяц перед декабрем, после октября…
4. Игра «Подбери признак»: солнце (зимой) какое?-…; лед – какой?..., мороз -…, снег - …, вьюга -…
5. Предложите ребенку раскрасить картинку с изображением зимних забав.
Тема: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
1. Понаблюдайте за птицами на улице вместе сребенком, покажите ему снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, сороку. Обратите внимание на окраску птиц, расскажите где живут и чем питаются.
2. Отгадайте с ребенком загадки и выучите одну из них:
- Хоть я не молоток, по дереву стучу,
В нем каждый уголок обследовать хочу:
Хожу я в шапке красной, и акробат прекрасный.
(Дятел)
- Эта хищница болтлива, воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока, а зовут ее … (сорока)
- Зимой на ветках яблоки! Скорей же собери!
И вдруг вспорхнули яблоки – ведь это…(снегири)
3. Игра «Веселый счет»:
1 воробей, 2…3…4…5…
1 ворона, 2…3…4…5…
1 голубь, 2…3…4…5…
4. Предложите ребенку угадать птицу по силуэту и закрасить ее изображение.
Тема: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЗИМОЙ
1. Расскажите ребенку о том, какие звери зимуют в лесу, какие изменения произошли в их внешнем виде к зиме.
2. Отгадайте вместе с ребенком загадки:
- Я сознаюсь – виновата: я хитра и плутовата,
Я в курятник вечерком часто бегаю тайком.
(Лиса)
- Под соснами, под елками живет клубок с иголками
(Еж)
- Кто зимой холодной, бродит злой, голодный
(Волк)
- Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает
(Медведь)
3. Игра «Детеныши потерялись»: у медведицы – медвежонок, у лисы - …, у белки - …, у волка - …, у зайца - …, у ежа - …
4. Игра «Кому что дадим?»: мясо – волку, малину -…морковку -…, яблоко -…, орехи -…, грибы -…
5. Предложите нарисовать ребенку в тетради то, чем питаются дикие животные.
Тема: КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ
1. Поговорите с ребенком о том, какие комнатныерастения он знает, почему они называются комнатными, обратите внимание на внешний вид: корень, стебель, листья, цветки.
2. Игра «Скажи наоборот»: листья: длинные – короткие, узкие - …, гладкие - …, гладкие - …;
земля: рыхлая -…, сухая -…
3. Игра «Как ухаживать за растениями?»: поливать, рыхлить, полоть, обрезать, обрывать (сухие листья), удобрять, подкармливать.
4. Предложите ребенку нарисовать в тетради одно комнатное растение и раскрасить его цветными карандашами.
Тема: ПРОФЕССИИ
1. Поговорите с ребенком о том, кем работают вашиблизкие и родные, чем полезны для людей их профессии.
2. Игра «Кто что делает?»: повар – варит, портниха - …,врач - …, строитель - …, продавец -…, художник -.., учитель -…, воспитатель - …, парикмахер- …
3. Игра «Кому что нужно?»: повару – поварешка, продавцу -…, портнихе -…, строителю -…, художнику - …
4. Отгадайте загадки и выучите одну на выбор:
- Кто в дни болезни всех полезней,
И лечит нас от всех болезней? (врач)
- Скажи кто так вкусно готовит щи капустные,
Салаты, винегреты, все завтраки, обеды? (повар)
- С огнем бороться мы должны – мы смелые работники, мы очень людям всем нужны, так кто же мы? (пожарники)
5. Предложите ребенку вырезать и наклеить в тетрадь предметы, необходимые для работы людей разных профессий.
Тема: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ ЗИМОЙ
1. Познакомьте ребенка с домашними животными, обсудите внешние признаки каждого, поговорите о том, какую пользу приносят людям, почему они называются домашними.
2. Предложите ребенку отгадать загадки:
- С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком, а хвост колечком.
(Собака)
- Спереди – пятачок, сзади – крючок,
Посредине – спинка, а на ней – щетинка.
(Свинья)
- Мягкие лапки, а в лапках – царапки.
(Кошка)
3. Игра «Кто как голос подает?»: корова – мычит, кошка -…, свинья -…, лошадь -…, овца -…, собака -…
4. Предложите ребенку вырезать и наклеить в тетрадь изображения домашних животных «Деревенский двор».
Тема: ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ
1. Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением домашних птиц и их семей (курица – петух – цыпленок, и т.д.); уточните, какую пользу приносят (яйцо, перо, мясо).
2. Игра «Кто как разговаривает?»: гусь – гогочет, курица – кудахчет, петух - …, утка -…, цыпленок -…, индюк –болбочет.
3. Игра «Один - много»: курица – курицы, петух -…, индюк -…, утка -…, гусь…, цыпленок -…
4. Выучите с ребенком стихотворение:
- Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,
А за ней цыплятки – желтые ребятки.
«Ко - ко - ко, ко – ко – ко, не ходите далеко,
Лапками гребите, зернышки ищите.»
5. Предложите ребенку раскрасить картинку в тетради.
Тема: ЖИВОТНЫЕ ХОЛОДНЫХ СТРАН
1. Побеседуйте с ребенком о том, какие дикие животные живут там, где холодно; чем питаются, каких из этих животных можно увидеть в зоопарке.
2. Игра «Подбери признак»: морж – какой? (тяжелый, большой, северный), песец - какой? белый медведь - какой?
3. Игра «Узнай животного по описанию» (взрослый описывает животного, ребенок угадывает, затем ребенок рассказывает о животном, взрослый называет).
4. Предложите ребенку вырезать и наклеить в тетрадь картинки с изображением животных Севера.
Тема: РЫБЫ
1. Обратите внимание ребенка на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб;прочитайте и обсудите с ребенком «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.
2. Игра «Назови, чей плавник, чья голова, чьетуловище»: у щуки – щучья голова, щучье туловище, щучий хвост, щучий плавник; у карася - …
3. Предложите ребенку нарисовать в тетради аквариум и вклеить в него картинки с изображениями морских, речных и аквариумных рыб.
Тема: ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН
1. Расскажите ребенку о внешних признаках, повадках жирафа, бегемота, слона, льва, верблюда, тигра; чем питаются, где обитают; посетите с ребенком зоопарк.
2. Подберите синонимы: слон – большой (огромный, могучий, здоровенный, громадный…); лев -…
3. Отгадайте загадки и выучите одну на выбор:
- Изрисована лошадка, будто школьная тетрадка.
(Зебра)
- Он ходит, голову задрав, не потому что важный граф, а потому что он…
(Жираф)
- Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам.
(Верблюд)
4. Предложите ребенку вырезать и вклеить в тетрадь картинки с изображением животных жарких стран (хищников).
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОБОБЩАЮЩИХ ПОНЯТИЙ
1. Игра «Четвертый лишний»: предложите ребенку назвать лишнее слово и объяснить почему:
- голубь, сорока, пирамидка, синица;
- огурец, троллейбус, трамвай, грузовик;
- белка, джинсы, волк, заяц.
2. Игра «Угадай по описанию» (взрослый описывает какой – либо предмет, ребенок угадывает, затем наоборот)
3. Игра «Веселый счет»: предложите ребенку посчитать до 5: различные виды транспорта (1 грузовик… 5 грузовиков), овощи, фрукты, игрушки.
4. Предложите ребенку раскрасить цветными карандашами картинку и составить по не небольшой рассказ.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОБОЩАЮЩИХ ПОНЯТИЙ
1.Игра «Кто у кого?»: (у курицы - …; у домашних животных; у домашних птиц; у диких животных )
2 Игра «Веселый счет».
Предложите ребенку посчитать до 5 предметы посуды, мебели, одежды.
1 куртка, 2…3…4…5… и т.д.
3. Составьте предложение из набора слов :
- граница, солдат, защищать;
- птицы, весна, петь;
- варить, повар, суп, вкусный.
5. Предложите ребенку закрасить в тетради силуэт животного и нарисовать картину.
Тема: ОГОРОД. ОВОЩИ (подг.гр)
1. Рассмотрите с ребенком натуральные овощи, обратите внимание на их форму, цвет, размер, запах, вкус, расскажите о том, какие блюда можно приготовить из овощей.
2. Игра «Четвертый лишний»
- яблоко, груша, картошка, лимон;
- морковь, слива, капуста, горох;
- ананас, репа, помидор, огурец.
3. Предложите ребенку составить предложение из слов:
- картошка, расти, огород, в;
- клубника, тарелка, лежать, на;
- яблоко, лежать, яблоня, под.
4. Выполнить задание в тонкой тетради.
5. Предложите ребенку вырезать и наклеить в тетрадь картинки с изображением тех овощей, в названии которых есть звук [У].
Тема: САД. ФРУКТЫ
1. Сходите вместе с ребенком на рынок и рассмотрите какие фрукты там продают, какие блюда можно приготовить из фруктов, ягод; поговорите с ребенком о труде колхозников на полях осенью.
2. Игра «Подбери признак»: яблоко (какое?)- круглое, сладкое, зеленое, сочное …, лимон – (какой?) - …, апельсин (какой?) - …
3. Предложите ребенку сравнить два фрукта и рассказать чем они похожи и чем отличаются друг от друга.
4. Выполнить задание в тонкой тетради.
5. Предложите ребенку нарисовать в тетради фрукт, в названии которого в начале слова стоит звук А.
Тема: ОСЕНЬ. ЛЕС. ЯГОДЫ. ГРИБЫ
1. Предложите ребенку назвать, какое сейчас время года, назвать осенние месяцы по порядку; обратите внимание на то, какие изменения произошли в природе, что происходит с деревьями осенью, перечислите как можно больше признаков осени.
2. Выучите с ребенком стихотворение А. Плещеева «Осень»:
- Скучная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льется, лужи у крыльца.
Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?
Еще просит сердце света и тепла.
3. Игра «Подбери предметы к признакам»:
- осенний – день, …
- осеняя – погода ,…
- осеннее – небо, …
- осенние – дожди, …
4. Выполнить задание в тонкой тетради.
5. Предложите ребенку вырезать и наклеить в тетрадь предметы, названия которых начинаются на звуки А и У.
Тема: ОДЕЖЛА. ОБУВЬ
1. Обратите внимание ребенка на то, какие изменения произошли в погоде, сравните погоду летом и осенью, объясните ребенку , почему в разные сезоны люди носят разную одежду, обувь; совместно с ребенком рассмотрите, какую одежду, обувь носит каждый член семьи осенью и материал, из которого она сделана.
2. Отгадайте загадки и выучите одну на выбор:
- Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья.
Мы за обедом под столом, а ночью под кроватью.
(Туфли)
- Чтоб не мерзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят.
(Перчатки)
- Если дождик, мы не тужим – бойко шлепаем по лужам.
Будет солнышко опять – нам под вешалкой стоять.
(Сапоги)
3. Выполнить задание в тонкой тетради.
4. Предложите ребенку вырезать и наклеить в тетрадь предметы одежды и обуви, в названии которых есть звук И.
Тема: РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРУШКА
1. Предложите ребенку поиграть «Назови игрушку»:Игрушка из дерева какая? – деревянная (матрешка, дудка), игрушка из глины какая? – глиняная (свистулька), игрушка из керамики какая? – керамическая (куколка).
2. Предложите ребенку отгадать и выучить загадку:
- Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке, но всего одна игрушка.
(Матрешка)
3. Выполнить задание в тонкой тетради.
4. Предложите ребенку нарисовать пять матрешек (от самой большой до самой маленькой) и сосчитать их :одна матрешка…пять матрешек.
Тема: Я – ЧЕЛОВЕК!
1. Игра «Угадай, что я делаю»: взрослый изображает действие, ребенок называет, затем меняются местами.
- руками (шью, строю, пишу, рисую);
- ногами (марширую, шевелю, бегаю);
- глазами (моргаю, смотрю);
- зубами (стучу, жую).
2. Игра с мячом «Маленький - большой»: зуб – зубище, глаз - …, нога - …, голос - …, нос - …(и наоборот)- рука – ручка, живот- животик, ноготь -…, спина - …, нос -…, рот…
3. Выполните задание в тонкой тетради.
4. Предложите ребенку обвести в тетради свою ладонь, раскрасить ее фломастерами или карандашами и назвать все пальцы (большой, указательный…).
Тема: ТРАНСПОРТ
1. Познакомьте ребенка с такими видами транспорта,как наземный, воздушный, водный, железнодорожный, объясните назначение каждого из видов
2. Отгадайте загадки и выучите одну на выбор:
- Этот конь не ест овса, вместо ног два колеса,
Сядь верхом и мчись на нем, только лучше правь рулем.
(Велосипед)
- Многолюден, шумен, молод –
Под землей грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улице бегут.
(Метро)
- Паровоз без колес! Вот так чудо паровоз.
Не с ума ли он сошел – прямо пол морю пошел.
(Пароход)
3. Выполните задание в тонкой тетради.
4. Предложите ребенку нарисовать в тетради транспорт, название которого начинается на звук Э.
Тема: МЕБЕЛЬ. ИНСТРУМЕНТЫ
1. Совершите с ребенком «экскурсию» по своей квартире, обратив внимание на то, сколько каких в ней комнат (кухня, ванная комната, туалетная комната, прихожая и т.д.); рассмотрите мебель в каждой из этих комнат, вспомнив ее особенности и предназначение.
2. Игра «Четвертый лишний» (ребенку предлагается назвать лишнее слово и объяснить почему он так думает):
- Кухонный стол, табуретки, буфет, кровать;
- Диван, кресло, стул, стол;
- Шкаф, сервант, холодильник, тумбочка.
3. Игра «Назови, какой…»: шкаф из дерева –деревянный, кровать из железа - …, диван из кожи - …, стул из пластмассы…
4. Выполнить задание в тонкой тетради.
5. Предложите ребенку нарисовать или вырезать картинки с изображением предметов мебели или инструментов, в названии которых есть звуки Т, Т.
Тема: НАШ ГОРОД. ПДД
1. Вспомните с ребенком название города, улицы, на которой живет ребенок, назовите главную улицу города; обратите внимание на то, чем знаменит город, какие достопримечательности в нем есть; повторите с ребенком домашний адрес, адрес детского сада, напомните о необходимости соблюдения правил дорожного движения.
2. Игра «Назови - какой»: дом из двух этажей – двухэтажный, из пяти -…, из девяти -…, и т.д.
3. Предложите ребенку составить рассказ из личного опыта «Дорога в дет.сад» (из личного опыта)
4. Выполнить задание в тонкой тетради.
5. Предложите ребенку нарисовать в тетради план – карту дороги в детский сад.
Тема: ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ
1. Спросите у ребенка о том, какое сейчас время года,предложите назвать зимние месяцы; в какие игры любят играть дети зимой, что им нужно для зимних игр.
2. Игра «Составь предложение»
- снежки, дети, играть, любят, в;
- Миша, папой, с, горку, строят;
- санки, горы, с, мчаться, вниз.
3. Игра «Кому что нужно»: клюшка нужна хоккеисту, коньки нужны …, санки …, лыжи …, шайба …
4. Выполнить задание в тонкой тетради.
5. Предложите ребенку слева в тетради нарисовать предметы, которые начинаются на звук М, справа – на звук М.
Тема: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
1. Во время совместной прогулки в парке или на улице рассмотрите встретившихся зимующих птиц,обратите внимание на то, какие птицы часто прилетают во двор; проведите беседу о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой.
2. Игра «Узнай по описанию»: взрослый описывает птицу, ребенок называет, затем меняются местами.
3. Игра «Четвертый лишний»:
- синица, воробей, курица, снегирь;
- голубь, ворона, клест, чайка.
4. Выполнить задание в тонкой тетради.
5. Предложите ребенку вырезать и наклеить в тетрадь изображения зимующих птиц, в названии которых есть звуки Л, Л.
Тема: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЗИМОЙ
1. Вспомните знакомых ребенку диких животных, которые проживают в наших лесах, расскажите о том, как звери зимуют в лесу, какие изменения произошли в извнешнем виде к зиме.
2. Выучите с ребенком стихотворение: «Кто где живет»:
- Зимой в берлоге мишка спит,
Под крышей воробей сидит.
Лиска рыжая - в норе,
Жучка – в теплой конуре.
В логове лежит волчиха,
Под кустом дрожит зайчиха.
Белка спряталась в дупле,
Ежик спит в сухой траве.
3. Выполнить задание в тонкой тетради.
4. Предложите ребенку вырезать и наклеить в тетрадь изображения тех диких животных, в названии которых есть звук О.
Тема: НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК
1. Обратите внимание ребенка на то, какой праздник скоро наступит; рассмотрите дома новогоднюю елку, украсьте ее вместе; расскажите о елочных игрушках, о их внешнем виде, материале, из которого они сделаны; вспомните, сколько месяцев в году, повторите их названия.
2. Игра «Подбери признак»: елка какая? - …, праздник какой? -…, Дед Мороз какой? -…, Снегурочка какая? -…, ребята какие? -…, подарки какие? - …
3. Выполнить задание в тонкой тетради.
4. Предложите ребенку вместе изготовить новогоднюю игрушку.
Тема: КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ
1. Предложите ребенку вспомнить, какие комнатные растения он знает, почему они называются комнатными, обратите внимание на внешний вид: стебель, листья, цветки.
2. Игра «Скажи наоборот»: листья: длинные – короткие, узкие -…, опушенные -…; растение высокое -…; земля рыхлая -…
3. Игра «Веселый счет»: один кактус, …пять кактусов; 1 лист …5 листьев.
4. Выполнить задание в тонкой тетради.
5. Предложите ребенку нарисовать или вклеить в тетрадь картинки с изображением комнатныхрастений, в названии которых есть звук С.
Тема: ПРОФЕССИИ
1. Побеседуйте с ребенком о том, какие профессии он уже знает, чем они полезны для окружающих; прочитайте стихотворение С. Маршака «А что у вас?» (ребенок должен запомнить названия всех профессий).
2. Игра «Кто что делает?»: повар – варит, портниха - …, пожарный -…, милиционер - …, врач - …, учитель -… и т.д.
3. Игра «Бывает – не бывает»:
- Повар варит суп. Суп варит повара. Суп варит повар. Суп сварен поваром. Поваром сварен суп. Повар сварен супом. Супом сварен повар.
4. Выполнить задание в тонкой тетради.
5. Предложите ребенку нарисовать в тетради предметы, необходимые для работы врачу, повару, парикмахеру, учителю.
Тема: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ ЗИМОЙ
1. Вспомните с ребенком названия домашнихживотных и их детенышей, их внешний вид, где живут, кто за ними ухаживает, какую пользу приносят.
2. Игра «Кто где живет?»: корова – в коровнике, свинья -…, лошадь -…, собака -…
3. «Отгадай, кто это?»: сторожит, грызет, лает (собака); хрюкает, роет…; ржет, скачет…; мяукает, царапается…; мычит, жует…
4. Выполнить задание в тонкой тетради.
5. Предложите ребенку вырезать и наклеить в тетрадь или самому нарисовать домашнее животное, в названии которого есть буква Я.
Тема: ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ
1. Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением домашних птиц и их семей (утка, селезень, утенок и т.д.), почему эти птицы домашние; уточните где живут, чем питаются и какую пользу приносят людям (яйцо, перо, мясо,).
2. Игра «Исправь ошибку»: у утки – гусята, у индюшки – цыплята, у курицы – утята, у гусыни – индюшата.
3. Игра «Составь предложение»: клевать, двор, во, зерна, цыпленок.
4. Выполнить задание в тонкой тетради.
5. Предложите ребенку вырезать картинки с изображением домашних птиц и их детенышей, составить из них картину «Птичий двор» и вклеить в тетрадь.
Тема: ЖИВОТНЫЕ ХОЛОДНЫХ СТРАН
1. Попросите ребенка вспомнить, какие животные живут там, где холодно, чем питаются, каких из этих животных можно увидеть в зоопарке?
2. Игра «Сосчитай животных»: один белый песец, …5 белых песцов; один белый медведь…пять белых медведей.
3. Игра «Подбери признак»: морж какой? (большой, ленивый…); песец какой? белый медведь какой ?
4. Выполнить задание в тонкой тетради.
5. Предложите ребенку нарисовать в тетради то, чем питаются животные холодных стран.
Тема: ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА
1.Расскажите ребенку о том, что это за праздник, кто такие защитники Отечества.
2.Игра «Подбери признак»: защитник какой? – смелый, храбрый, отважный, сильный, ловкий…
3. Предложите ребенку выучить загадку:
Он знаком ребятам всем,
И с орлом он носит шлем.
За спиной его винтовка,
Марширует очень ловко.
(Солдат)
4.Выполнить задание в тонкой тетради.
5.Предложите ребенку раскрасить картинку в тетради.
Тема: ВЕСНА. ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ
1. Поговорите с ребенком о том, какое время годанаступило, предложите назвать весенние месяцы (март, апрель, май); расскажите, какие птицы к нам прилетают (грач, скворец, ласточка, журавль) и почему улетают в теплые края.
2. Игра «Четвертый лишний»: ласточка, гусь, утка, курица; ласточка, скворец, голубь, грач; журавль, скворец, грач, курица.
3. Игра «Улетает – не улетает»: взрослый называет птицу, а ребенок говорит, перелетная она или зимующая.
4. Выполнить задание в тонкой тетради.
5. Предложите ребенку вклеить в тетрадь или нарисовать самостоятельно перелетную птицу, в названии которой есть звук Г.
Тема: МАМИН ПРАЗДНИК
1. Расскажите ребенку о празднике 8 Марта, кого поздравляют в этот день, научите ребенка словам поздравления для того, чтобы поздравить в этот день маму, бабушку, сестру, воспитательницу.
2. Игра «Подбери признак»: мама какая? – добрая, милая…, сестра какая? …, бабушка какая? - …, воспитательница какая?...
3. Игра «Назови ласково»: мама – мамулечка, мамуля, …; бабушка -…, тетя - …
4. Выполнить задание в тонкой тетради.
5. Предложите ребенку нарисовать в тетради портрет бабушки или мамы.
Тема: ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОБОБЩАЮЩИХ ПОНЯТИЙ
1. Игра «Веселый счет»: 1 цыпленок, …5 цыплят; 1 кошка, …5 кошек; 1 индюк, …5 индюков.
2. Игра «Чей? чья? чьи?»: чьи уши? (медвежьи); чья лапа? (заячья); чей хвост? (петушиный) и т.д.
3. Игра «Что из чего?»: чайник из железа какой? (железный), ложка из дерева какая?..., чашка из фарфора какая?...стакан из стекла какой?...вилка из пластика какая?
4. Выполнить задание в тонкой тетради.
5. Предложите ребенку вырезать и наклеить картинки, в названии которых есть буква Е.
Тема: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ
1. Вспомните с ребенком почему животных называют дикими, расскажите о том, что весной все животные выводят детенышей, закрепите названия животных и их детенышей.
2. Игра «Угадай по описанию»: (взрослый описывает животного, не называя его, а ребенок отгадывает, затем меняемся местами, например: это дикое животное, оно рыжее с длинным пушистым хвостом, ловкое, хитрое и т. д.)
3. Игра «Веселый счет»: 1 волк…5 волков, 1 белка…5 белок, 1 заяц…5 зайцев.
4. Выполните задание в тонкой тетради.
5. Предложите ребенку нарисовать любимое животное, живущее в лесах.
Тема: КОСМОС
1. Объясните ребенку, почему празднуют ДеньКосмонавтики, расскажите о первом космонавте, Ю. Гагарине.
2. Игра «Подбери признак»: космонавт какой? – сильный, смелый, отважный…; ракета какая? – быстрая…
3. Игра «Веселый счет»: 1 яркая звезда…5 ярких звезд; 1 смелый космонавт…5 смелых космонавтов.
4. Выполните задание в тонкой тетради.
5. Предложите ребенку нарисовать в тетради ночное звездное небо и сосчитать все звезды.
Тема: НАСЕКОМЫЕ
1. Поинтересуйтесь у ребенка, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе, в жизни насекомых; расскажите, что муха – вредное насекомое, переносчик заболеваний.
2. Игра «Бывает – не бывает»: Девочка ловит бабочку – Девочка поймана бабочкой. Бабочка ловит девочку. – Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку. – Девочка ловит бабочку.
3. Игра «Летает – не летает»(взрослый называет насекомое, а ребенок поднимает руки в стороны, если нас – е летает, опускает – если не летает): муравей, божья коровка, гусеница, бабочка и т.д.
4. Выполните задание в тонкой тетради.
5. Отгадай загадку и нарисуй отгадку:
Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
Закрепление обобщающих понятий
1. Игра «Веселый счет»: 1 смелый космонавт,…5 смелых космонавтов; 1 быстрая ракета,…5 быстрых ракет, 1 яркая звезда,…5 ярких звезд.
2. Игра «Составь предложение»: сесть, бабочка, цветок, на; пчелы, пыльца, собирать, цветы, на.
3. Игра «Кто больше!»: ребенку предлагается придумать как можно больше слов на заданный звук (например, на Ш).
4. Выполнить задание в тонкой тетради.
Тема: Речные, озерные и аквариумные рыбы.
1. Обратите внимание на особенности проживания, строения и дыхания рыб; ответьте с детьми на вопросы: что у рыб вместо ног? почему они могут дышать в воде?
2. Предложите ребенку выучить скороговорку – стихотворение:
Рыбу ловит рыболов
В реку весь уплыл улов.
В банке чистая вода,
Пустим рыбок мы туда.
Будут рыбки там играть,
Крошки хлеба собирать.
3. Предложите ребенку нарисовать в тетради аквариум и вклеить в него картинки с изображением тех морских, пресноводных и аквариумных рыб, в названии которых есть звук Р.