Что такое «образовательный теренкур» и как он применим в детском саду?
консультация (младшая группа)

Наборщикова Евгения Анатольевна

Работая в детском саду мы уделяем особое внимание созданию развивающей предметно-пространственной среде, как в групповых помещениях, так и на территории детского сада. При этом предметно-пространственная среда на участках ДОУ должна быть  направлена не только на обеспечение двигательной активности детей на свежем воздухе, но и на игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех обучающихся, а значит, способствовать их познавательному, интеллектуально-творческому и социально-личностному развитию.

 Одним из способов создания такого  единого образовательного пространства развития ребенка,  включая территорию ДОУ,  могут стать образовательные терренкуры   разной сложностив зависимости от возраста и  интересов детей.

В переводе Терренкур (нем. terrain — местность, участок, территория, kur —    лечение)

Образовательный терренкур – это специально организованные  маршруты для детей по территории ДОУ с посещением  зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, прохождением экологических и оздоровительных троп,  которые способствуют  оздоровлению организма детей, повышают  двигательную,  познавательную, творческую  активность каждого ребёнка. 

Существуют несколько вариантов терренкуров:

-спортивная площадка;

          -игры на асфальты;

          -специально созданные центры;

          -тропа здоровья, экологическая тропа;

          -объекты за пределами детского сада.

Цель образовательного терренкура – оздоровление организма обучающихся, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательской деятельности детей и взрослых.

Организуются терренкуры только на  прогулке,  т.к. они решают  ряд важнейших образовательных задач: 

Задачами образовательного терренкура являются

- упражнение детей в основных движениях;

- развитие у них выносливости, ловкости, координации движений, навыков самоорганизации;

- развивать наблюдательность,  любознательности, познавательную активность;

- воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, эстетическое восприятие природы.

- формировать умение делать выводы, устанавливая причинно – следственные связи между объектами природы;

- формировать  эстетическое восприятие дошкольников.

- приобщать детей к здоровому образу жизни.

- побуждать  ребенка к проявлению инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности.

Педагогическая значимость терренкура заключается в том, что при грамотно организованном образовательном пространстве и методически обоснованном поборе материала, дети в  игровой форме получают:

-   реалистические знания

- закрепляют определённые навыки и умения

- проявляют творчество и фантазию

- удовлетворяют двигательную активность

- взаимодействуют с окружающим миром

- развивается крупная и мелкая моторика, речь, интонации, глазомер,  движения.

Поэтому педагоги должны творчески подходить к оформлению участков,  тогда среда сама будет побуждать  детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Проходя  по маршруту терренкура от одного Центра  дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, беседы, исследования.

Каждый такой терренкур может быть:
*итогом неделиреализации какого-то либо проекта,  либо закрепление определённой темы в процессе интеграции НОД;
* знакомство с предметами, явлениями, событиями и фактами;
* закрепление полученных знаний в процессе реализации темы или проекта

 Для достижения успеха в образовательном терренкуре необходимо:

- Вызвать интерес у детей, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора);

- Предложить детям доступный материал (с  соотношением известного и неизвестного);

- Дозировать степень активности взрослого (средний возраст: взрослый- непосредственный участник, старший дошкольный возраст взрослый – советчик, партнёр);

- Создание творческой обстановки;

- С вниманием и уважением относится ко всем мыслям и гипотезам детей.

В ходе терренкура возможна интеграция различных образовательных областей. (слайд)

Перед проведением терренкура детям сообщается цель предстоящей деятельности. Если в ДОУ есть баннер, где обозначены центры познавательно-исследовательской деятельности, зоны отдыха, спортивные сооружения, то к составлению маршрута возможно привлекать  самих дошкольников. С детьми проводится беседа о том, какие «станции» они хотели бы посетить, напоминаются правила поведения на некоторых из них. Некоторые центры могут быть временными (сюрпризными) и устанавливаются дополнительно перед походом,  с учетом цели терренкура, времени года, возраста воспитанников и т. д. 
Содержание терренкура может зависеть от выбранной тематики, времени

Образовательный терренкур  имеет свои этапы.

1 этап --подготовка

2 этап--проведение

3 этап—подведение итогов

Одевание по сезону.
Обращение к детям, рассказ о предстоящей деятельности.
Подготовка атрибутов и  снаряжения

  - Сбор и прохождение      намеченного маршрута от точки до следующей точки маршрута;  
- Остановка, привал, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых;
- Комплекс оздоровительных игр и физических упражнений;
- Самостоятельная деятельность детей;
- Сбор и возвращение в группу.

Составление мини-отчёта о маршруте (рисунки, поделки, рассказы и др.)
 

 

 

Условно маршрут можно представить так: (слайд)

Маршрут N ……
Приоритетное направление:…………….
Цель маршрута……………………….
Длительность…………………………………

Название остановки

Содержание деятельности детей и взрослых в центрах

Материалы

Методы и приёмы руководства детской деятельностью……

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon terrenkur.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое «образовательный теренкур» и как он применим в детском саду?

Работая в детском саду мы уделяем особое внимание созданию развивающей предметно-пространственной среде, как в групповых помещениях, так и на территории детского сада. При этом предметно-пространственная среда на участках ДОУ должна быть  направлена не только на обеспечение двигательной активности детей на свежем воздухе, но и на игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех обучающихся, а значит, способствовать их познавательному, интеллектуально-творческому и социально-личностному развитию.

 Одним из способов создания такого  единого образовательного пространства развития ребенка,  включая территорию ДОУ,  могут стать образовательные терренкуры   разной сложностив зависимости от возраста и  интересов детей.

В переводе Терренкур (нем. terrain — местность, участок, территория, kur —    лечение)

Образовательный терренкур – это специально организованные  маршруты для детей по территории ДОУ с посещением  зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, прохождением экологических и оздоровительных троп,  которые способствуют  оздоровлению организма детей, повышают  двигательную,  познавательную, творческую  активность каждого ребёнка. 

Существуют несколько вариантов терренкуров:

-спортивная площадка;

          -игры на асфальты;

          -специально созданные центры;

          -тропа здоровья, экологическая тропа;

          -объекты за пределами детского сада.

Цель образовательного терренкура – оздоровление организма обучающихся, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательской деятельности детей и взрослых.

Организуются терренкуры только на  прогулке,  т.к. они решают  ряд важнейших образовательных задач: 

Задачами образовательного терренкура являются 

- упражнение детей в основных движениях;

- развитие у них выносливости, ловкости, координации движений, навыков самоорганизации;

- развивать наблюдательность,  любознательности, познавательную активность;

- воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, эстетическое восприятие природы.

- формировать умение делать выводы, устанавливая причинно – следственные связи между объектами природы;

- формировать  эстетическое восприятие дошкольников.

- приобщать детей к здоровому образу жизни.

- побуждать  ребенка к проявлению инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности.

Педагогическая значимость терренкура заключается в том, что при грамотно организованном образовательном пространстве и методически обоснованном поборе материала, дети в  игровой форме получают:

-   реалистические знания

- закрепляют определённые навыки и умения

- проявляют творчество и фантазию

- удовлетворяют двигательную активность

- взаимодействуют с окружающим миром

- развивается крупная и мелкая моторика, речь, интонации, глазомер,  движения.

Поэтому педагоги должны творчески подходить к оформлению участков,  тогда среда сама будет побуждать  детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Проходя  по маршруту терренкура от одного Центра  дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, беседы, исследования.

Каждый такой терренкур может быть:
*
итогом неделиреализации какого-то либо проекта,  либо закрепление определённой темы в процессе интеграции НОД;
* знакомство с предметами, явлениями, событиями и фактами;
* закрепление полученных знаний в процессе реализации темы или проекта

 Для достижения успеха в образовательном терренкуре необходимо:

- Вызвать интерес у детей, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора);

- Предложить детям доступный материал (с  соотношением известного и неизвестного);

- Дозировать степень активности взрослого (средний возраст: взрослый- непосредственный участник, старший дошкольный возраст взрослый – советчик, партнёр);

- Создание творческой обстановки;

- С вниманием и уважением относится ко всем мыслям и гипотезам детей.

В ходе терренкура возможна интеграция различных образовательных областей. (слайд)

Перед проведением терренкура детям сообщается цель предстоящей деятельности. Если в ДОУ есть баннер, где обозначены центры познавательно-исследовательской деятельности, зоны отдыха, спортивные сооружения, то к составлению маршрута возможно привлекать  самих дошкольников. С детьми проводится беседа о том, какие «станции» они хотели бы посетить, напоминаются правила поведения на некоторых из них. Некоторые центры могут быть временными (сюрпризными) и устанавливаются дополнительно перед походом,  с учетом цели терренкура, времени года, возраста воспитанников и т. д. 
Содержание терренкура может зависеть от выбранной тематики, времени

Образовательный терренкур  имеет свои этапы.

1 этап --подготовка

2 этап--проведение

3 этап—подведение итогов

Одевание по сезону.
Обращение к детям, рассказ о предстоящей деятельности.
Подготовка атрибутов и  снаряжения

  - Сбор и прохождение      намеченного маршрута от точки до следующей точки маршрута;  
- Остановка, привал, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых;
- Комплекс оздоровительных игр и физических упражнений;
- Самостоятельная деятельность детей;
- Сбор и возвращение в группу.

Составление мини-отчёта о маршруте (рисунки, поделки, рассказы и др.)

Условно маршрут можно представить так: (слайд)

Маршрут N ……
Приоритетное направление:…………….
Цель маршрута……………………….
Длительность…………………………………

Название остановки

Содержание деятельности детей и взрослых в центрах

Материалы

Методы и приёмы руководства детской деятельностью……

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей». Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?».

Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей».Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?»....

Консультация для родителей "Адаптация в детском саду2

laquo;Советы родителям по адаптации детей в детском саду»Совет№1Прежде чем отдавать малыша в садик, познакомьте его с ним. Да-да не удивляйтесь. Месяца за 2-3 до предполагаемого торжественного ...

Что такое образовательный терренкур и как он применим в детском саду?

Образовательный терренкур – это специально организованные  маршруты для детей по территории ДОУ с посещением  зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятель...

"Образовательный теренкур на территории ДОУ"

Цель образовательного теренкура - оздоровление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности воспитанников, познавательно - исследовательской деятельности детей и взрослых....

Образовательный теренкур в детском саду.

Работая в детском саду, мы уделяем особое внимание созданию развивающей предметно-пространственной среде, как в групповых помещениях, так и на территории детского сада. При этом предметно-пространстве...