Мастер-класс для родителей Игры с песком
проект (старшая, подготовительная группа)
Знакомство родителей с многообразием развивающих игр для детей раннего возраста с использованием светового стола для рисования песком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_roditeley_igry_s_peskom.docx | 28.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ИГРЫ С ПЕСКОМ»
Цель: Повышать уровень психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста при применении различных видов упражнений и заданий, ролевых, коммуникативных игр на световом модуле.
Задачи: - дать определение песочной терапии;
- познакомить родителей с многообразием развивающих игр для детей раннего возраста с использованием светового стола для рисования песком.
- обратить внимание родителей на большую значимость развивающих игр для ребёнка.
- научить родителей наблюдать за ребёнком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться;
- способствовать положительной мотивации родителей на использование полученных знаний в практической деятельности.
- расширить контакт между педагогами и родителями;
- повысить педагогическую культуру родителей.
Оборудование: педагогическая песочница, игрушки для песочной терапии, влажные салфетки, природный и бросовый материал, трубочки для коктейля. Ход мастер-класса:
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада нашей встрече, сегодня я вам покажу мастер-класс работы с детьми в песке. Что такое песок знают и малыши, и взрослые. Это замечательный материал для детского творчества на занятиях и досуге. Давайте, вспомним, когда вы были маленькими, как вы любили в песочнице играть с песком и водой. Как интересно было строить пирамиды и замки, чтоб они были самыми красивыми на свете! Или просто «печь» пирожки из песка. Как копать в песке ямки и туннели, пытаясь добраться до воды. И эти игры с песком так и остались с нами, как воспоминания детства.
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песок, проводя развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт большой образовательный и воспитательный эффект, нежели чем стандартные приёмы обучения. Игры с песком хороши своей универсальностью. Для ребенка любого возраста найдется интересная песочная игра. Особое обаяние, присущее песку как игровому материалу, привело к рождению отдельного метода психотерапии - песочная терапия. Но магия песка и сама по себе оказывает нужное воздействие.
Положительные эффекты игр с песком:
- развитие мелкой моторики (при манипуляциях с мелкими предметами, фигурками, песком);
- развитие творческого потенциала, фантазии (ребенок придумывает целый мир на песке);
- развитие речи (игра часто сопровождается комментариями, историями, воображаемыми диалогами);
- развитие коммуникативных и социальных навыков (когда ребенок играет не один, он взаимодействует с партнерами по игре);
- балансировка психических процессов (возбужденных успокаивает, вялых активизирует);
Прикасаясь к песку, Вы почувствуете его тепло, его текучесть, его движение. Игры с песком - отличный способ расслабиться.
Песок – это дар природы, каждая песчинка содержит в себе лучик солнца, дуновение ветерка и капельку росы, поэтому этот материал так привлекает ребёнка. Это доступный материал для каждого. Ящик для игр с песком должен быть определённого размера: 50*70*10. Бортики и донышко выкрашены в голубой цвет. Бортики - это небо, дно – это вода.
Сегодня я хочу вас научить играть с ребёнком в песочек. Каждое наше занятие – игра, начинается с ритуала входа в песочную страну:
В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди.
Здравствуй, здравствуй, дорогой
Мы играть пришли с тобой
(ритуал «входа» в Песочную страну).
Затем мы здороваемся с песочком, дети кладут руки на песок и произносят слова приветствия:
Здравствуй песочек, сыпучий и прохладный,
Ты - наш дружочек, играть с тобой приятно!
(Ритуал приветствия с песком).
Повторяем правила игры с песком:
Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить,
Горы, реки и моря –
Чтобы жизнь вокруг была!
Никого не обижать,
Ничего не разорять!
Это мирная страна
Дети, поняли меня?!
Ну, а после игр милых
Вымыть руки нужно с мылом!
(Ритуал повторения правил поведения в песочнице)
Сегодня мы с вами попробуем поиграть в некоторые игры с песком. Родители подходят к песочнице с сухим песком.
Упражнение «Чувствительные ладошки».
Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок? Погладьте песок между ладоней. Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.
Игра «Тесто»
С мамой тесто мы замесим,
Чтоб испечь пирог нам вместе.
Нужно тесто поразмять,
Нужно тесто нам помять,
Нужно тесто порубить
И немножечко побить.
Поочерёдные движения: захват песка в кулачки, рубящие движения рёбрами ладоней по песку, похлопывание ладонями по песку.
Игра человечки.
Большие ноги шли по дороге Топ-топ-топ,
Маленькие ножки Бежали по дорожке Топ-топ-топ.
Пройтись по песку ладонями, а затем указательным и средним пальцами.
Тактильная разминка
Ручки, как жучки летают.
И в песок они ныряют.
Песочек лапками перебирают
Горку строят и ровняют
А ещё пересыпают
Через сито пропускают
Между ладошками потрут
И на место уберут.
В ходе тактильной разминки дети выполняют следующие действия: перебирают в песке пальчиками, строят горку, ровняют песок, пропускают песок через сито, протирают песок между ладошками.
Игра «Следы-узоры».
На поверхности песка оставлять следы , массажный шарик, грабельки(дорожки), заводная игрушка, щётка с жёсткой щетиной и др.
Игра «Картина из загадок».
Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы получилась картина, т. е. надо рисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.
Жёлтая тарелка на небе висит.
Жёлтая тарелка всем тепло дарит (солнце)
Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.
Собрались овечки у небесной речки (облака)
Как над речкой, над рекой
Появился вдруг цветной
Чудо мостик подвесной (радуга)
Течёт, течёт - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит (речка)
Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт всё лето.
Коровам без неё - беда:
Она их главная еда (трава)
А теперь выберите из коллекции любую игрушку, которая больше понравится, найти ей место в песочнице и внести её туда. Выставляя игрушки в песочнице, вы (родители) должны проговаривать предлоги и наречия с пространственным значением: около, у, перед, между, за… В дальнейшем можно применять следующие игры.
Игра «Ориентировка в песочнице» (время суток, время года) .
У песочницы есть верх, низ, правая и левая сторона и по два угла: левый верхний и левый нижний, правый верхний и правый нижний. Чтобы ребёнок научился легко в ней ориентироваться проведите несколько игр. И начните с того, что по сторонам и по углам прячьте такие карточки, они у меня отвечают временным отрезкам. (петушок пропел – значит утро, солнышко ярко светит – значит день, мальчик укладывается отдыхать, за окном уже темнеет – вечер, луна, звёзды – ночь). В каком углу живёт петушок? – в верхнем правом. А мальчик – в нижнем левом. И так мы работаем: стороны – верх, низ, право, лево и уголочки. Усложняете игру тем, что эти карточки прячете в песочек. Ребёнок сам находит карточки в песке и радостно сообщает, что солнышко живёт в верхнем правом уголочке. Так он закрепляет знания о сторонах и углах. Для более старших детей можно приготовить карточки с видом города в разное время суток.
Рисование. Следующий этап, мы начинаем учить детей рисовать. Сгладим поверхность и поставим игрушечку в самый центр. И вот наша игрушка пошла в заданном направлении: то она идёт вверх, то идёт вниз, то в стороны, и возвращается в середину. Игрушки можно использовать разные, но только те, которые хорошо моются и безопасные для детей или же утилизируются. То есть картонный кораблик пришёл в негодность, мы его изъяли из игры ребёнка и сделали новый. Вот посмотрите, как мы начинаем рисовать с детьми:
- первое – это рисуем прямые линии, потом волнистые линии, но, чтобы было интересно рисовать сделаем ребёнку кораблик.
- рисуем одним пальчиком, всеми пальчиками в разных направлениях.
- дальше изучаем эталоны длины. Сглаживаем поверхность, поставим игрушку и предлагаем для этой игрушки сделать дорожку – широкую (всей ладошкой) узкую, длинную или короткую. Можно эти дорожки сравнить.
- теперь рисуем лесенку (ступенька, ещё одна, ещё.) вот наша игрушка пошла по ступенькам. Можно посчитать ступеньки.
- следующий этап нашей работы, когда дети научились рисовать дорожки, лесенки, волнистые и прямые линии (самые простые предметы, теперь мы учим их рисовать предметы, состоящие из округлых форм. И так по поверхности, для интереса, мама разбросала, например, бабочек. И для каждой бабочки ребёнок рисует листок. Листочки могут быть разные (округлые, волнисты). Также можно, ничего не предлагать ребёнку, а просто предложить нарисовать много шариков. Ребёнок упражняет руку, потом он и карандашом будет хорошо рисовать округлые формы.
- рисуем геометрические фигуры. Создание своей композиции. Предлагаю вам создать свою композицию (2 мин).
Как вы назовёте композицию, которая у вас получилась?
По желанию расскажите о чувствах, которые вызывает у вас композиция? Хочется ли что-нибудь изменить?
Вам понравилось играть с песком?
Какие эмоции вы получили?
Что показалось наиболее интересным?
Что показалось трудным?
Сегодня мы показали вам лишь несколько песочных игр, в которые вы родители можете поиграть с ребёнком. Ещё несколько игр мы вам приготовили в буклетах. Вы дома сами ознакомитесь с ними.
Итог мастер-класса:
Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? (Нет, нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней). Воспитатель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки, а она в Вашем лице, дорогие родители, воспитатель бессилен. Отсюда можно вывести важное правило: Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании наших чудесных детей.
Савельева Надежда Михайловна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов "Развивающие игры с песком для детей раннего возраста"
Мастер-класс для педагогов, работающих с детьми раннего возраста...
Мастер – класс «Песочная терапия. Мотивационные игры с песком».
Как говорил Карл Густав Юнг: «Песочная терапия – это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, ч...
Мастер класс для педагогов "Мотивационные игры с песком"
Мастер класс для педагогов "Мотивационные игры с песком"...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игры на песке»
Актуальность проблемы.В настоящее время развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его познавательного развития. Тем не менее эмоции являются центрально...
Мастер-класс для педагогов "Развивающие игры с песком в работе педагога"
Многие из вас вспомнили пляж, шум моря, говорили про расслабление. Всё это завораживает и действительно позволяет расслабится. Тоже самое происходит с детьми, когда они взаимодействуют с песком. В как...
Мастер класс по обучению родителей игры в «Домино»
Настольные игры – один из лучших способов провести время с ребенком. Они способствуют установлению эмоционального контакта и сближению с детьми. Настольную игру «Домино»...
Мастер-класс для педагогов: «Развивающие игры с песком в работе педагога»
Песок в работе педагога...