Мастер-класс для педагогов: «Развивающие игры с песком в работе педагога»
методическая разработка по психологии

Семенютина Лариса Юрьевна

Песок в работе педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №51»

Мастер - класс для педагогов    

https://static.tildacdn.com/tild6230-3738-4935-a137-363439373035/D09FD0B5D181D0BED187.png

Составитель:

педагог-психолог

Семенютина Л.Ю.

г.Оренбург 2024г.

Цель: познакомить педагогов с возможностями игр с песком в работе с детьми.

Материал: Песочница, игрушки для игр с песком.

Ход мастер-класса

1 часть

Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка. (К.Д. Ушинский)

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит. Но именно это простое действие хранит уникальную тайну — нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, ребенок достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх.

Есть ли еще такая игра, которая даст ребенку ощущение разнообразия природы, избавит его от страхов, поможет развитию речи? На свете нет ничего проще, доступнее, живее и объемнее, чем песок. Идея песочницы великолепна! Для детей оформить мысль в слово трудно. Но ведь существует язык мимики, жестов, рисунка, где внутренний мир становится зримым.

Все игры с песком условно можно разделить по трем направлениям:

Обучающие

Познавательные

Проективные

Обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.

Игры и опыты с песком дают больший воспитательный и образовательный эффект, чем стандартные формы обучения детей с ОВЗ. Практика показывает, что игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр. Именно поэтому для коррекционных, познавательных и развивающих занятий с детьми с ОВЗ используют песок:

  1. Во время таких игр и занятий у ребёнка существенно усиливается желание узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
  2. Развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
  3. В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
  4. Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
  5. Песок, как и вода, является прекрасным психопрофилактическим средством; он способен «заземлять» отрицательную энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.

 2 часть

Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что вы вспоминаете, услышав его? (ответы)

А в детстве? Кто из нас не играл в «куличики»? Ведёрко, формочки, совок – первое, что родители приобретают ребёнку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Сегодня мы с вами посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Ребёнок с особенностями развития часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения, тревог, агрессии.

 На своих занятиях я использую игры с сухим, кинетическим, цветным песком.

Проигрываются с педагогами следующие игры:

Упражнение «Здравствуй, песок!»

Цель: снижение психофизического напряжения.

Ведущий от имени феи или песочного человечка просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:

  • дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
  • легко или с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу (поднос);
  • дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
  • перетирает песок между пальцами, ладонями.

 Упражнение «Необыкновенные следы»

«Идут медвежата» - кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;

 «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ударяет по поверхности песка,

двигаясь в разных направлениях.

  «Бегут жучки-паучки» - двигает всеми пальцами, имитируя движения

насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - «жучки здороваются»).

Упражнение «Песочный дождик»

Один взрослый медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь другого взрослого, на свою ладонь.

Один взрослый закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, другой взрослый сыплет песок на какой-либо палец (называя его), а партнер по возможности повторяет. Затем они меняются.

Упражнение  «Найди отличие»

Один участник рисует на песке любую несложную картинку (котик, домик и др.) и показывает ее другому, а сам отворачивается. Партнер дорисовывает несколько деталей и показывает картинку. Взрослый должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем партнеры могут поменяться ролями.

Упражнение «Такие разные настроения»

Цель: знакомство с техническими приемами и способами изображения с использованием песка, развитие эмоциональной сферы.

Рисуем на песке лица с различными настроениями.

Игра-упражнение «Песочные прятки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.

Упражнение « Победитель злости»

В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: «Не злись, не капризничай, возьми себя в руки». В большинстве случаев данный совет совершенно бессмысленный, поскольку запрет на проявление негативных эмоций вызывает у человека лишь дополнительное раздражение и агрессию по отношению к такому советчику, и усиливает чувство вины за плохое поведение.

Игра «Победитель злости» (игру можно проводить с кинетическим и мокрым песком) может научить ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение.

 Песочный человечек:

«Сегодня мы поговорим о настроении. Каким оно бывает у тебя? Что происходит с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься? ( Ответы детей ).

Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются воспитатели  или родители. А после того, как злость прошла, тебе также бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет: каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе подарит  песок. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить её.

Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и т. п.

А затем, ребенок делает из мокрого песка шар, на котором отмечают углублениями или рисуют глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Этот процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за плохое поведение, мысли, чувства. Ребенок может комментировать весь процесс изготовления «шара - злодея», которому в результате присваиваются все «злые мысли и действия».

Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая «волшебное заклинание»: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Ребенок дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, также ребенок получает специфическое удовольствие от разрушения.

После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на нем отпечатки своих ладоней - успокоение, получения равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». По  желанию ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.

 

3 часть

Рефлексия. Участники мастер класса по кругу передают игрушку «Сердечко» и рассказывают, что им понравилось, что нет,  что нового они для себя узнали.  В конце из «волшебного мешочка» достают красивые прозрачные камушки, загадывают желание и закапывают в песочнице.

Используемая литература

Н. КУЗУБ, Э. ОСИПУК.ДОШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ № 2 (7)Тема: Игры с песком.

 Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей на тему: « Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагогов ДОУ»

Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.Задачи:• Формирование элементарных представлений о здор...

Мастер-класс для педагогов "Развивающие игры с песком для детей раннего возраста"

Мастер-класс для педагогов, работающих с детьми раннего возраста...

Презентация "Мастер-класс для воспитателей на тему: « Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагогов ДОУ»"

Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.Задачи:• Формирование элементарных представлений о здор...

Мастер – класс на тему «Педагогическая гостиная как формат трансляции опыта работы педагогов ДОО».

Мастер – класс на тему «Педагогическая гостиная как формат трансляции опыта работы педагогов ДОО»....

Обмен опытом среди педагогов "Интерактивные игры, кроссворды, плакат для работы педагога"

Образование — одна из самых мобильных, динамичных и креативных сфер жизнедеятельности, поскольку имеет дело каждый раз с новым поколением. Каждый педагог понимает: для того чтобы быть высококвал...

Мастер-класс для педагогов "Развивающие игры с песком в работе педагога"

Многие из вас вспомнили пляж, шум моря, говорили про расслабление. Всё это завораживает и действительно позволяет расслабится. Тоже самое происходит с детьми, когда они взаимодействуют с песком. В как...

Мастер - класс "Развивающие игры с песком в работе педагога"

  Сегодня я хочу предложить вашему вниманию мастер - класс с педагогами ДОУ. Скоро лето и игры с песком выходят на первую ступень, какие развивающие игры с песком можно предложить детям?...