Эффективное взаимодействие: родители и педагоги
статья
Всем известно, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Поэтому, основная задача сделать так, чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками. В детском саду нам - педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Иначе невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация.
Современным родителям сейчас приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, незнания в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги. Мы заинтересованы в том, чтобы создать благоприятные условия для развития каждого ребенка, повысить степень участия родителей в воспитании своих детей.
Одна из проблем – это построение конструктивных взаимоотношений с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_effektivnoe_vzaimodeystvie_roditeli_i_pedagogi.docx | 20.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективное взаимодействие: родители и педагоги
Всем известно, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Поэтому, основная задача сделать так, чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками. В детском саду нам - педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Иначе невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация.
Современным родителям сейчас приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, незнания в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги. Мы заинтересованы в том, чтобы создать благоприятные условия для развития каждого ребенка, повысить степень участия родителей в воспитании своих детей.
Одна из проблем – это построение конструктивных взаимоотношений с родителями.
Вовлечь родителей можно несколькими способами:
- Познавательные: обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей.
- Досуговые: совместные мероприятия с родителями.
- Информационно-аналитические: изучение семьи, ее особенностей.
- Наглядно-информационные: донести до родителей актуальную информацию.
Все формы работы с родителями подразделяются на:
• коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные;
• традиционные и нетрадиционные.
В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это форма работы проверенные временем.
Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, и сближаются с педагогами.
К традиционным можно отнести:
- Презентация дошкольного учреждения
- Открытые занятия с детьми для родителей
- Посещение семьи
- Педагогические беседы
- Педагогический совет с участием родителей
- Тематические консультации
- Групповые мероприятия (КВН, викторины, круглый стол, чаепития)
- Круглый стол с родителями
- Конференции с родителями
- Практические семинары
- Библиотека для родителей
- Создание клубов для родителей
- Наглядная пропаганда
Нетрадиционные:
- Первые визиты в детский сад
- Телефонные звонки
- Брошюры
- Бюллетени
- Еженедельные записки
- Личные блокноты
- Приемы создания ролей для родителей: гость группы, доброволец.
- Проектная деятельность
- Выпуск газеты
- Школа для родителей
- Сайт
Принципы работы по взаимодействию дошкольного учреждения с семьёй:
- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.
- Индивидуальный подход. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы.
- Сотрудничество, а не наставничество. Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива ДОУ разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
- Готовимся серьёзно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьёзно готовить.
- Динамичность. Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьёй.
Несомненно, проблема взаимодействия воспитателей и родителей имеет место быть. Все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход. Даже при очень хорошем сотруднике и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения. К счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит в сотрудничестве.
Существует ряд причин, почему возникает барьер в общении между педагогами и родителями:
1. Неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения.
2. Другая субъективная причина конфликтов связана с тем, что воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их.
3. Еще одна проблема - это страх родителей, в особенности мам, потерять контроль над своим ребенком. Когда они видят, что кроха погружается в новую жизнь, в них просыпается настоящая ревность по поводу того, что их чадо теперь полностью им не принадлежит.
4. Есть причина, косвенно разрушающая отношения между воспитателем и родителями, - это особенности самого ребенка. Если малыш хорошо подготовлен к детскому саду (вписывается в режим, умеет одеваться-раздеваться, самостоятельно кушать, приучен сидеть на занятиях, внимательно слушать), как правило, затруднений не возникает. Проблемы могут появиться, если родители вовремя не позаботились о том, чтобы правильно соотнести режим ребенка и детского сада, или если в семье ребенку уделялось повышенное внимание, его ни в чем не ограничивали, беспрерывно развлекали.
5. Некоторые родители очень болезненно реагируют даже на небольшую царапину или синяк, принесенный ребенком из детского сада. Ответной реакцией может быть претензия к воспитателю, который "недосмотрел" за ребенком, или агрессия по отношению к "злостному обидчику".
В общении с рассерженными родителем необходимо:
- показать собеседнику свое уважение к нему, отметив вслух факт существования раздражения («Я вижу, вы рассержены») и дать ему возможность высказаться;
- настойчиво обозначить границы, установить их («Я вижу, вы рассержены, однако выслушаю вас, но слушать брань, оскорбления я не готова и не стану»);
- избегать скоропалительных выводов типа «Вечно у вас так», «Все время вы так» и т. п.;
-исходя из ситуации, сделать необходимое, зависящее от вас решение, в том числе предложить партнеру по общению такие действия, которые помогли бы ему справиться с собственным негативным состоянием (предложить выпить воды);
- встретиться с родителем, который был в рассерженном состоянии на следующий день, ведь большинство из нас нуждается в подтверждении, что отношения не пострадали и восстановлены.
Профессиональное поведение педагога есть отражение его нравственной личности и профессиональной компетентности. Неэффективное поведение свидетельствует о проблемах педагога: усталости, истощении.
Для того чтобы понимать другого человека, необходимо знать самого себя.
Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов, потому, что у нас есть единые задачи: сделать все, что бы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, что бы они стали гармонически развитыми личностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг:"Эффективного взаимодействия родителей с детьми"
Тренинг: "Эффективного взаимодействия родителей с детьми"Целью данного тренинга является формирование навыков сотрудничества взрослого с ребенком на основе развития доверительных отношений в семье.- с...
ТРЕНИНГ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЯ И РЕБЁНКА.
Тренинг партнерства и сотрудничества родителя с ребенком дошкольного возраста....
Тренинг эффективного взаимодействия родителей с детьми.
Тренинг для налаживания отношений между родителями и детьми....
Тренинг «Эффективного взаимодействия родителей и детей»
Улучшение понимания родителями своего ребенка, своих взаимоотношений с ними. Раздача памяток родителям....
Инфографика для родителей "Принципы организации эффективного взаимодействия родителя с особым ребенком"
Инфографика для родителей...
Сценарий консультации для родителей детей 5-6 лет группы комбинированной направленности с ОВЗ На тему: «Эффективное взаимодействие родителей и детей по средствам совместных занятий физической культуры в домашних условиях».
Аннотация. Сценарий построен в информационно-игровой форме для родителей. В ходе консультации родители выполняют коррекционно-развивающие и оздоровительные упражнения....
Тренинг эффективного взаимодействия родителей с детьми «Я и мой ребенок»
Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что ребенок будет считать важным в жизни, на формировани...