Консультация для родителей "Приобщение детей к культуре и традициям коми края"
консультация
«Народная культура – это первый шаг
ребёнка к культуре общечеловеческой.
С помощью элементов народности отдельный
индивидуум поднимается на уровень,
на котором находится весь народ в целом».
К.Д.Ушинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 1015.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение детей к культуре и традициям коми края.
«Народная культура – это первый шаг
ребёнка к культуре общечеловеческой.
С помощью элементов народности отдельный
индивидуум поднимается на уровень,
на котором находится весь народ в целом».
К.Д.Ушинский
Одним из определяющих факторов воспитания личности и центральным звеном, обеспечивающим непрерывность системы образования, является культура. Среди доступного дошкольникам содержания культуры особое место принадлежит национальной культуре, и прежде всего, того края, в которой протекает жизнь ребёнка.
В области коми национальной культуры одним из первых объектов, подвергнутых детальному изучению, было народное жилище.
Коми изба представляла собой срубный жилой дом с хозяйственными постройками, соединённые в единый комплекс. Дома в Коми крае строили из толстых, крепких брёвен, в основном из сосны. Чтобы в доме сохранялось тепло, брёвна перекладывали мхом. С коридора дверь вела на сеновал. Это довольно большое помещение, где хранится сено, всякая домашняя утварь, орудия труда, ненужная мебель и т.д. А внизу, под сеновалом, находился хлев, где держали домашних животных.
Самое большое и главное место в коми избе занимала русская печка, которая всегда стояла в углу. Она давала людям тепло, в печи готовили пищу. Под самым потолком около печи располагались полати, они представляли собой деревянный настил. На полати можно было забраться сначала по печным ступенькам, затем через пространство над печной лежанкой. Там было очень тепло, на них спали младшие члены
семьи. Для самых маленьких детей в избе устанавливались люльки. Угол, где висели иконы, и стоял стол, называли «божий красный угол». Перед иконами висели лампада, и была укреплена полочка, на которой лежали крашеные яйца, верба. Красный угол держали в чистоте и нарядно украшали. Это самое почётное место, сюда усаживали самых дорогих гостей.
Коми декоративно-прикладное искусство, включающее знакомство с предметами быта (посуда, мебель, одежда), - наиболее доступное средство приобщения дошкольников к коми культуре. Дошкольника необходимо познакомить с женским и мужским костюмами коми народа, показать отличие от современной одежды.
Мужской костюм коми состоял из холщовой рубахи навыпуск, подпоясанной ремнём или пояском, холщовых штанов, заправленных в шерстяные носки, на которые надевалась кожаная обувь. Женская одежда состояла из нижней рубашки, сарафана, передника, пояса, головного убора, на ноги надевали лапти.
Ребёнка, несомненно, привлечёт знакомство с посудой коми народа: резные солонки, туеса, ковши, шкатулки, пестеря, деревянные ложки, кадушки, и т.д. Необходимо уточнить, из какого материала (дерево, береста, глина) они изготовлены, назначение предметов посуды и их использование в быту и деятельности людей. Например: пестер для сбора ягод и грибов, туес для сыпучих предметов и жидкости, и т.д.
Народное творчество коми неиссякаемый источник национального богатства, вводит ребёнка в более широкий мир деятельности человека, раскрывает жизнь народа, его культуру в новых для него чертах и образах. Один из наиболее обширных разделов народного творчества и самый любимый детьми – сказки. Через сказки дети знакомятся с тайнами первозданной природы, с бескрайними просторами пармы, с непроходимыми болотами, суровой природой, с животным миром, с повадками и особенностями каждого зверя, с жизнью коми народа и т.д.
Малые формы фольклора (загадки, пословицы и поговорки, скороговорки, считалки) сопровождают ребёнка во всех жизненных ситуациях, и играют важную роль в приобщении к культуре и традициям коми народа.
Один из жанров коми фольклора – коми народные игры, непосредственный вклад в развитие национальной культуры. Через коми народные игры дети знакомятся с прошлой жизнью коми народа.
Осваивая элементы национальной культуры дошкольник усваивает знания о родном крае, его природно-климатических условиях, труде, быте, традициях народа, приобретает умения отражать доступные его пониманию элементы национальной культуры в своей деятельности и получает богатую почву для развития чувств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»
В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....
Авторская программа «Приобщение детей к культуре и традициям Донского края»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждения центра развития ребёнкадетский сад № 4 «Золотой ключик»Ростовская область, город Константиновск Авторс...
Методы и приемы по приобщению детей к народной культуре и традициям Родного края
Методы и приемыпо приобщению детейк народной культуреи традициямРодного края...
Консультация для родителей "Приобщение дошкольников к культуре и традициям коми народа"
Консультация для родителей старших групп "Приобщение дошкольников к культуре и традициям коми народа"...
Консультация для родителей "Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям родного края"
Дошкольный возраст — важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре.В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь...
Консультация для родителей "Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение к народной культуре и традициям Донского края"
Материал поможет родителям ознакомить ребенка с малыми фольклорными формами, расширить его кругозор, обогатить чувста и речь, воспитать интерес к народной культуре, историческому наследию Донско...
Консультация для родителей "Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям родного края"
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, к родному краю, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умнож...