Консультация для родителей "Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение к народной культуре и традициям Донского края"
консультация
Материал поможет родителям ознакомить ребенка с малыми фольклорными формами, расширить его кругозор, обогатить чувста и речь, воспитать интерес к народной культуре, историческому наследию Донского края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_folklor_dona.docx | 330.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение к народной культуре и традициям Донского края».
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится духовно-нравственное воспитание.
Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Это становление возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к родным местам, родной стране.
Дошкольный возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших духовно-нравственных чувств. В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве.
Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных средств и различных форм влияния.
В традиционной культуре казаков все компоненты обобщены, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.
Народное творчество и искусство в целом – источник чистый и вечный. В чем бы ни высказывал себя народ: в танце, в песне, в искусной вышивке или забавной игрушке, ясно – это идет от души, а душа народная добра и красива. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет святое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и что дурно, что красиво и что некрасиво. Фольклор дает им самые главные и простые понятия о жизни, о людях. Он отражает обще интересное, насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе.
Музыкальный детский казачий фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Причем сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они – участники.
В процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Первое знакомство ребёнка с музыкальным казачьим фольклором начинается с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, колыбельных, игр с пестованием. Песенки-миниатюры (четверостишия) доступны для детей уже с 3-4 лет.
Казачьи подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: "Сети», «Клубочек», «Горшки», «Кот на квашне», «Коза», «Колечко» и др. Простота музыкального языка песен, естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми компонентами, способствуют быстрому, легкому запоминанию и усвоению.
Напевы календарных песен можно кричать, петь или интонировать говорком. Приобщение детей к участию в календарных обрядовых праздниках способствует непосредственному впитыванию художественно ценных образов, всевозможных песенно-игровых жанров, развитию творческой активности детей.
Ознакомление ребенка с малыми фольклорными формами расширяет кругозор, обогащает его чувства и речь, воспитывает интерес к народной культуре, историческому наследию Донского края.
Фольклор Донского края.
Казачьи пословицы и поговорки:
- Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.
- И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.
- Казан проверяют по звону, а казака по слову.
- Казак молодой, а сноровка старая.
- Казаком быть – не разиня рот ходить.
- Казачья смелость порушит любую крепость.
- Веселы привалы, где казаки запевалы.
- Где тревога, туда казаку и дорога.
- Лучше иметь длинные уши, чем длинный язык.
- Чтобы больше иметь, надо больше уметь.
- Чем слабее твоя воля, тем труднее доля.
- Не хвались казак травою, хвались сеном.
- Пироги на кустах терна не растут.
- Хочешь быть на высоте – выбирай путь в гору.
- Иные казаки за углом кричат до хрипоты, а как до дела – прячутся в кусты.
- Смекалка во всяком деле казака выручает.
- От безделья не бывает у казака веселья.
- Без работы, как без заботы, и умный казак в дураках ходит.
Казачьи песни
«Разродимая моя сторонушка», «Казачья плясовая», «Конь боевой».,«Эх, Донские казаки», «Молодая молода» , «Казачья колыбельная»,
«Ой, ты степь широкая» «По Дону гуляет», «Как за Доном, за рекой», «Ой при лужку, при лужке», «Казачья кавалерия» , «Эх, Донские казаки», «Молодая молода», «Ой, ты батюшка наш славный Дон» , «На горе-то калина» , «Посадила я сады»
Музыкальные игры
«Плетень», «Папаха», «Лавочка» «Судьба казака» , «Казачья», «Плетень», «Платочек», «Петух», «Сон казака» , «Ручеек»
«Дразнилка» про казака «Шел казак куда-то вдаль…».
Подвижные игры
«Еду, еду на лошадке» , «Золотые ворота», «Перетягивание каната»
Заклички
Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе я гущи,
Хлеба каравай,
Хоть весь день поливай.
Дождик, дождик, пуще!
Я вынесу гущи,
Хлеба краюшку,
Пирога горбушку.
Тучка, дай нам дождь большой,
Будем с кашей и лапшой...
Ну-ка, дождик-государь,
По моей макушке вдарь...
Радуга-дуга,
Принеси нам дождя.
Радуга-дуга,
Перебей дождя.
Дождик, дождик, перестань:
Куплю тебе халастан;
Останутся деньги,
Куплю тебе серьги.
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!
Приговорки:
Улитка, улитка,
Высунь рога!
Дам кусок пирога
Да кувшин молока.
Божья коровка,
Полети на небо,
Принеси нам хлеба!
Черного и белого,
Только не горелого.
Мирилки
Мирись, мирись, мирись.
Больше не дерись.
Чаю напьемся,
Опять подеремся.
Мирись, мирись, мирись.
Больше не дерись.
А если будешь драться.
Я буду кусаться
Казачьи игры
«Напои лошадку» Играет пара ребят. Они стоят на старте, «верхом» на деревянных лошадках. На расстоянии от них стоят 2 ведерка. По сигналу дети «скачут» на лошадках, «поят» лошадей из ведра, возвращаются назад, подняв руку вверх.
«Кубаночка» - Один ведущий стоит в круге с шапкой-кубанкой в руках. Мальчики ходят врассыпную по залу приговаривая : «Не узнаем никак, кто из нас казак». После слов ведущий подбрасывает шапку вверх. Кто первый поймает шапку в воздухе и наденет её себе на голову, тот победил. Он становится «казаком» - ведущим.
«Конники» Участвуют два мальчика на лошадках и с шашками в руках. Ведущий взрослый стоит в кругу, держит на шесте - шашке шапку - кубанку. Под музыку дети «скачут на лошадках» по кругу. Музыка стоп – кто из ребят быстрей подбежит к ведущему и своей шашкой снимет шапку с шеста, тот и победил.
«Сорви платок для казачки». – В центре стоит ведущий взрослый с шестом – шашкой, на ней привязан платок казачки. Мальчики ходят по кругу под музыку. Музыка стоп – кто вперёд подбежит к ведущему, подпрыгнет и сорвёт платок, тот и победил.
«А ну-ка отзовись» - все стоят по кругу. Ведущий – ребёнок стоит в центре круга с нагайкой в руке. Ему завязывают глаза, раскручивают. Стоп. Он идёт к детям, дотрагивается до кого-нибудь нагайкой и говорит : «Ну-ка отзовись». Тот, к кому дотронулись должен прокричать животным или птицей. Ведущий должен по голосу узнать кричавшего.
«Попади в кубанку» - первым оружием казачка был камешек. На полу лежат три шапки-кубанки или фуражки (одна дальше другой). Ребёнок по сигналу должен бросить в шапки камешки. Побеждает тот, кто попадает во все три шапки.
«Передай папаху» – дети сидят по кругу. У одного на голове папаха. Под казачью песню дети передают - надевают друг другу на голову папаху. Музыка стоп. Ребёнок, у кого осталась на голове папаха встаёт и отвечает на вопросы взрослого ведущего о Ростовской области или казачества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Воспитание детей через приобщение к народной культуре"
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в наци...
Консультация для родителей «Воспитание детей через приобщение к народной культуре»
знакомство родителей с народной культурой русского народа, формированию нравственно-патриотических чувств, воспитание отзывчивости на красоту русской природы и народного искуства....
Консультация для родителей "Воспитание детей через приобщение к народной культуре"
Воспитание детей в традициях отечественной народной культуры;Формирования любви к родной земле, уважение к традициям своего народа и людям труда;Формировать целостное восприят...
Консультация для родителей "Воспитание детей через приобщение к народной культуре"
Автором представлен материал по проблеме сохранения и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности человека к своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой личности каж...
Консультация для родителей «Воспитание детей через приобщение к народной культуре».
Старая поговорка гласит: "Все новое - хорошо забытое старое". Действительно исследователями отмечено, что человек и человечество возвращается к казалось бы, давно оставленным положениям, в и...
Консультация для родителей «Воспитание детей через приобщение к народной культуре».
Консультация для родителей «Воспитание детей через приобщение к народной культуре»....
Консультация для родителей «Воспитание детей через приобщение к народной культуре»
Консультация для родителей "Воспитание детей через приобщение к народной культуре"...