Статья для родителей дошкольников «Математика вокруг нас»
статья (старшая, подготовительная группа)

Мишина Светлана Владимировна

Математика в повседневной домашней жизни встречается всюду. В данной статье родителям дошкольников даны примеры игр и упражнений для развития математических способностей детей в домашних условиях. Это можно делать на прогулке, в магазине, во время еды или трудовых поручений, во время приготовления пищи. В игре ребенок начинает незаметно для себя решать учебные задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила

педагог ГБДОУ детский сад № 92
Красносельского района г. Санкт-Петербурга
Мишина Светлана Владимировна

Статья для родителей дошкольников

«Математика вокруг нас»

Встречается ли математика в повседневной жизни и если «да», то как это можно использовать для развития математических способностей детей?

Математика в повседневной домашней жизни встречается всюду. Важно ненавязчиво, в игровой форме, привлекать внимание ребенка к таким предметам, которые в обычных условиях его не интересуют. Их можно включить в игровое пространство. В игре ребенок начинает незаметно для себя решать учебные задачи.

Игры и упражнения для развития математических способностей детей дома

На прогулке:

Проводя время на природе, мы можем потренироваться с детьми в порядковом и количественном счете, в сравнении предметов (больше - меньше, в узнавании геометрических форм и фигур.

Что можно посчитать на прогулке? Да что угодно: и скамейки, и деревья, и кусты, и лепестки на цветке, и качели на детских площадках, и ступеньки на лестнице, и лопатки в песочнице, и многое другое.

Детям будет интересно не просто посчитать предметы, а выполнить интересные задания. Например: найти два одинаковых цветка, найти предметы квадратной или треугольной формы, самое высокое дерево на участке, найти самый толстый ствол у дерева в парке, одинаковой высоты или ширины предмет на детской площадке.

Можно, используя условную мерку, измерять высоту и ширину разных объектов. К примеру, используя шаги взрослого и ребенка измерить периметр песочницы.

На песке или снегу детям понравится рисовать различные геометрические фигуры.

В магазине:

А где можно встретить самое большое количество цифр и чисел? Ну, конечно, в магазине. И не только цифры, но и понятия: больше - меньше, легче - тяжелее, тоньше - толще, дороже – дешевле и другие можно освоить с дошкольником в магазине.

Малышу понравится самому складывать овощи и фрукты в пакет по заданным взрослым правилам. Например: «Катя, давай купим три лимона. Сложи их, пожалуйста, в пакет», «Вова, нам нужно две морковки: одна большая, а другая маленькая».

В фруктово-овощном отделе магазина ребенок потренируется в различении форм. Предложите найти фрукты (овощи) круглой или овальной формы.

Перед очередным посещением гипермаркета заранее с ребенком можно простроить план-маршрут. Вы будете передвигаться по магазину по плану, двигаться в заданном направлении, поворачивая в соответствии с картой. Это поможет совершенствовать умения ребенка ориентироваться в окружающем пространстве.

В магазине ребенок может взвесить продукты на весах с помощью взрослого.

Во время еды:

Во время приема пищи детям понравится проводить «математические операции».

Съев одну дольку апельсина из трех лежащих на тарелке, осуществив «вычитание», посчитать сколько осталось.

Сравнив соотношение детей и чашек, тарелок и ложек, прийти к выводу, что их количество одинаково или равно, а вот детей и салфетниц разное количество.

Можно налить одну чашку до краев, а вторую наполовину чашки, и сравнить, где больше воды.

Детям понравится считать на сколько полных чашек можно разлить пакет кефира (сока).

Во время трудовых поручений:

Во время трудовых поручений ребенок так же может упражняться в счете, учиться создавать множества (группы предметов), из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения, сравнивать их.

Считать количество цветов, которые нужно полить, количество листьев на фикусе, которые требуется протереть, количество игрушек, полок и любых других предметов.

Разбирая игрушки на полках, можно дать задание расставить на верхней полке всех животных, на средней - кукол, а на нижней полке сложить коробки с игровым материалом.

Расставить машинки по размеру: на верхней полке - только маленькие, на средней - побольше, на нижней - большие.

Формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах не сложно, если предложить ребенку поставить на нижнюю полку столько же предметов, сколько на верхней.

На кухне во время приготовления пищи:

Уроки кулинарии могут служить отличными помощниками в освоении математики. Дети любят помогать на кухне.

Ребенка можно привлечь к приготовлению выпечки, супов, салатов. Выполняя все предписания кулинарного рецепта, ознакомление с цифрами, количеством, формой предметов произойдет для ребенка само собой.

При нарезании продуктов ребенок может получить навыки деления. Легко освоив понятия, часть и целое, будет легко перейти к пониманию темы «дроби».

В процессе приготовления блюд ребенок обязательно познакомиться с измерительными единицами: миллилитр и литр, грамм и килограмм.

Дети любят разными формочками вырезать фигурное печенье: круглое, треугольное, квадратное и другое.

Между делами вовлекайте ребенка в следующие игровые упражнения и в решение простых задач.

  1. Дети лепили снежную бабу. После прогулки на батарее сохло 8 мокрых варежек. Сколько было детей?
  2. Из дупла выглядывало 8 беличьих хвостиков. Сколько белок сидело в дупле?
  3. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка вытянули репку. Сколько глаз увидело репку?
  4. Бревно распилили на три части. Сколько сделали распилов?
  5. Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе?
  6. «У кого больше...»

.. .лап — у кошки или попугая?

. . .хвостов — у собаки или лягушки?

. . .ушей — у мышки или свинки?

. .. глаз — у змеи или крокодила?

  1. «Какое число я пропустила?»

Взрослый называет ряд чисел в быстром темпе от 1 до 20, от 7 до 16.

Пропускается одно из чисел. Ребенку надо назвать пропущенное.

  1. «Что выше?»

Дом или забор?

Слон или крокодил?

Стол или стул?

Горка или песочница?

Грузовик или легковая машина?

  1. «Кого (чего) больше?»

Чего на клумбе больше — цветов или тюльпанов?

Кого в зоопарке больше — животных или медведей?

Чего в квартире больше — мебели или стульев?

  1. «Назови число».

Назови число от З до 7, от 9 до 12, от l4 до 5.

Какое число стоит перед 16?

Какое число стоит после 8?

Если к моему числу прибавить 1, то получится 10. Какое число я задумала?

Я к числу З прибавила 1 и вычла 1. Сколько стало?

  1. «Посмотри вокруг».

Что бывает прямоугольной формы?

Что бывает круглое?

Что бывает треугольное?

Который по счету?

«Что бывает круглое в природе?» (солнце, луна, апельсин, яблоко, арбуз, помидор …).

«Что бывает желтое в природе?»

(одуванчик, лимон, груша, осенние листья, кувшинки, цыпленок ….).

«Когда это бывает?» (зима, лето, весна, осень)

«Игра с палочками».

Можно поиграть со счетными палочками, спичками или зубочистками, предварительно отломив у спичек головки с серой.

  1. Выложи фигуру, как у меня.
  2. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек
  3. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек
  4. Составить 4 равных треугольника из 9 палочек
  5. Составить 3 равных квадрата из10 палочек
  6. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника
  7. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника
  8. Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники)

с усложнением

  1. Составить квадрат и треугольник маленького размера
  2. Составить маленький и большой квадраты
  3. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая - 2.
  4. Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники, прямоугольники.

Математика вокруг нас. Главное быть внимательным, и творчески подходить к процессу обучения детей. Когда ребенок поймет, что математика везде, и осознает ее роль в повседневной жизни, то обучение принесет больше пользы, чем скучное занятие за партой.

Реальная математика с практическим применением – это то, в чем нуждается дошкольник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей дошкольников на тему: "Экологическое воспитание детей в семье и в дошкольном учреждении"

В данной статье расказывается о важности взаимодействия дошкольника и природы. О том,что помочь ребенку в этом могут родители и воспитатели. Что дает экологическое воспитание детей. Приводятся примеры...

СТАТЬЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ «Развитие творческих способностей у детей».

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

Статья для родителей дошкольников " Как подготовить руку ребёнка к письму"

Цель: Помочь родителям подготовить руку ребёнка к письму. Малышу скоро в школу, а писать пока, никак не получается?...

Статья для родителей дошкольников по формированию ЗОЖ

Полезные информация для  родителей....

Статья для родителей дошкольников «К здоровью через движение».

Статья для родителей дошкольников «К здоровью через движение».В семье чрезвычайно важную роль играют просвещения детей в вопросах потребностей здорового тела, обучение, тренировка, как и в...

Статья для родителей дошкольников на тему: «Счастье – это когда тебя понимают»

Для ребенка взрослые являются образцом во всем. Дети учатся речевому общению, наблюдая за старшими, слушая и подражая им. У младшего школьника, в отличие от старших, мышление более конкретное. Он хоро...