Статья для родителей дошкольников " Как подготовить руку ребёнка к письму"
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Романычева Татьяна Владимировна

Цель: Помочь родителям подготовить руку ребёнка к письму. 
Малышу скоро в школу, а писать пока, никак не получается? 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_podgotovit_ruku_rebyonka_k_pismu.docx770.61 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

для родителей дошкольников

Подготовила:

старший воспитатель МДОУ № 15 г. Тейково

Романычева Татьяна Владимировна


Цель: Помочь родителям подготовить руку ребёнка к письму. 
Малышу скоро в школу, а писать пока, никак не получается? http://53rusalochka.ru/wp-content/uploads/2016/10/KFOX8aaCHO4.jpg

  • При письме особенно важно не столько овладеть отдельными умениями, сколько сформировать весь комплекс готовности ребёнка к письму:
  • умение управлять своими руками;
  • умение управлять своими пальцами;
  • сочетание темпа и ритма речи с движениями глаз и руки;
  • знакомство с гигиеническими правилами письма, рабочей строкой, различными предметными образами, приближёнными к конфигурации букв, с основными элементами букв;
  • восприятие и письмо печатных и письменных букв.

Если ребёнок к семи годам научится в игровой форме управлять своими руками и пальцами, воспринимать образ печатных и письменных букв, находить их в различных текстах и овладеет написанием основных элементов букв, - этого будет достаточно для дальнейшего обучения письму в школе.


Есть оригинальные и эффективные способы разработать пальчики будущего первоклашки для красивого письма.
Готовить руку к письму можно, не дожидаясь записи в школу. При помощи следующих упражнений:

  • Упражнения на развитие мелкой моторики рук:
  • Пальчиковая гимнастика.

Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

  • Занятия с пластилином.
  • Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, природным материалом.

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее  действие.

Детям предлагается:

— сортировать,

— угадывать с закрытыми глазами,

— катать между большим и указательным пальцем.

Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш.

Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из семян, пуговиц, веточек и т.д.

  • Упражнения с пшеном в стакане

Усадите ребёнка за стол и дайте ему стакан с пшеном. Пусть ребёнок варит кашку, то есть указательным пальчиком мешает пшено в стакане. Кисть не должна двигаться, только пальчик. Затем среднем и безымянным.

  • Упражнения с гречкой или чечевицей

Попросите разобрать крупу в две кучки. Это долгая и кропотливая работа очень полезна для формирования сосредоточённости, усидчивости, логического мышления. Если малыш устал, насыпьте разные виды круп в большую миску и закапайте в них много мелких игрушек. Таким образом, снимается мышечный спазм ручек, усталость и напряженность.
Покажите своему ребёнку разные оригинальные штриховки. Картинки штрихуйте клеточками, зигзагами, точками и другими способами.

  • Упражнения с канцелярской резинкой

5-6 летние дети с удовольствием делают упражнения с обыкновенной канцелярской резинкой. Возьмите такую резинку и наденьте её на большой и указательный пальцы малыша. Пусть растягивает её в стороны при помощи пальцев. 
С резинкой можно играть и по-другому. Возьмите канцелярские кнопки и попросите малыша воткнуть их в доску или пенопласт по контуру, например, машинки (контур заранее нарисуйте). А теперь натягиваем резинку на выступающие части кнопок. Получится силуэт машинки! Таким же образом можно выучить названия и изображения разных геометрических фигур.

  • Упражнения за столом

Положите ладонь на стол или другую поверхность. По очереди поднимайте пальцы, не отрывая ладонь от стола. Сначала одной руки, а потом одновременно обеих. Полезно при этом проговаривать слоги с разными «трудными» звуками: «СА-СА-СА-СА-СА. РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ».

  • Упражнения кулак-ладонь-ребро

Рука ребёнка поочерёдно меняет положение: сначала сжимается в кулачок, затем ложится ладонью на стол, а потом встаёт на ребро.

  • Упражнения на развитие выносливости мышц руки, тренировки силы нажима.
  • Шнуровки. Застёжки.
  • Занятие с конструкторами. Закручивание гаек, шурупов.
  • Игры с мозаикой. Пазлы.
  • Вырезание ножницами.

Предусматривает навык резания по прямой, умению вырезать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Необходимо побуждать детей давать словесную характеристику движениям рук при вырезании. Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов — полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.

  • Рисование различными материалами — ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом, акварелью и т.д.

Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет.

Вместе с тем, рисование способствует развитию согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки.

Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме.

Рисование различными материалами (ручкой, простым и цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета.

  • Работа с бумагой. Складывание (оригами). Плетение. Обрывная аппликация.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.

Необходимо показать приемы сгибания и складывания бумаги, дать первоначальные сведения о видах бумаги (писчая, рисовальная, газетная, оберточная).

  • Графические упражнения. Штриховка.

Выполняется на нелинованной бумаге. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо, с наклоном сверху вниз и снизу вверх важно при формировании почерка. 

                            «Самолёты за облаками»
Нарисуйте несколько самолётов, а вокруг них облака. Одно облако интенсивно заштрихуйте, другое сделайте чуть светлее. За тёмным облаком самолёта почти не видно, а за светлым видно хорошо. Попросите его нарисовать тёмные и светлые облака к остальным самолётам. Так же можно изобразить человека под проливным дождём или дом ночью.
                        «Попади в цель», «Лабиринты»
Задача ребёнка – как можно точнее провести линию, не отрывая руки:
-забрось мяч в корзину;
-провести корабль коротким путём, чтобы он не сел на мель;
-забей гол в ворота;
-попади стрелой в центр мишени;
-попробуй быстро проехать по «серпантину»;
                    «Упражнения на развитие координации»
-обведите фигуру по контуру, обозначенному точками;
-дорисуйте незаконченные контуры у геометрических фигур;
-дорисуйте: половину матрешки, бабочки, жука и самолёта;
-продолжите узор по клеточкам по образцу.
                                «Графический диктант»
Ребёнок проводит линии по клеткам в заданном направлении. Например: «одна клетка вправо, две вверх, одна вправо, две вниз.

                                    «Штриховка»
В трёх геометрических фигурах ребёнок должен выполнить штриховку: в квадрате – с сильным нажимом, в треугольнике – средним, в круге – слабым. 
Можно применить разные способы штриховки.
Штриховка — одно из важнейших упражнений.

Правила штриховки:

  • Штриховать только в заданном направлении.
  • Не выходить за контуры фигуры.
  • Соблюдать параллельность линий.
  • Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

                Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках.

ТренингВолшебные картинки. Папка дошкольника " Образовательный портал МистерГИДПРОПИСЬ - РАСКРАСКА. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников

  • Упражнения на уточнение положения в пространстве.

                                    «Закрась флажки»
В ряду нарисованных флажков крайний справа надо закрасить красным цветом, а второй слева – синим.
                             «Включи свет в окошках»
Нарисуй домик с окошками. Предложите закрасить (включить свет) в правом верхнем окне, левом нижнем и т.д.
                                «Нарисуй картину»
Нарисуй домик  в центре листа. Справ от него – цветок, слева – дерево, в левом верхнем углу - солнышко.
                            «Назови что нарисовано»
Нарисуйте предметы «накладывая» одно изображение на другое. Попросите назвать, что малыш увидел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК ПОДГОТОВИТЬ РУКУ РЕБЁНКА К ПИСЬМУ»

На самых ранних этапах подготовки к школе ребенка необходимо, прежде всего, научить правильно сидеть при письме, правильно держать ручку, ориентироваться в пространстве (умение различать правую и леву...

Мастер-класс для родителей «Как подготовить руку ребёнка к письму»

Мастер-класс для родителей детей подготовительной к школе группы «Как подготовить руку ребёнка к письму»...

Консультация для родителей "Как подготовить руку ребёнка к письму"

Консультация для родителей "Как подготовить руку ребёнка к письму"...

Мастер – класс для родителей «Как подготовить руку ребёнка к письму»

Мастер – класс  для родителей  «Как подготовить руку ребёнка к письму»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК ПОДГОТОВИТЬ РУКУ РЕБЁНКА К ПИСЬМУ».

Методическаая разработка "Как подготовить руку к письму"....

Консультация для родителей "Как подготовить руку ребёнка к письму"

Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. К сожалению, на важный вопрос – «как подготовить руку дошкольника к письму?» – некоторые родители ищут о...