Проект: "Организация и проведение исследовательской деятельности в ДОУ как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста"
проект (старшая группа)
Продолжительность проекта: октябрь – декабрь ( 2019 у.г.)
Вид проекта - практико-ориентированный
Участники проекта - воспитанники старшего дошкольного возраста 5-6 лет; воспитатели; родители.
Актуальность проекта
В связи с введением ФГОС одним из приоритетных и наиболее эффективных средств обучения и воспитания детей становится метод исследования. Он позволяет в полной мере обеспечивать развитие субъектов деятельности и инновационных процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
16_fevralya_proekt_manakova.docx | 29.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Организация и проведение исследовательской деятельности в ДОУ как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Паспорт проекта
Продолжительность проекта: октябрь – декабрь ( 2019 у.г.)
Вид проекта - практико-ориентированный
Участники проекта - воспитанники старшего дошкольного возраста 5-6 лет; воспитатели; родители.
Актуальность проекта
В связи с введением ФГОС одним из приоритетных и наиболее эффективных средств обучения и воспитания детей становится метод исследования. Он позволяет в полной мере обеспечивать развитие субъектов деятельности и инновационных процессов. Любому обществу нужны одаренные люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
Главная задача семьи и педагогов ДОУ состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Маленький ребенок, начинающий ползать или ходить все тащит в рот, чтобы попробовать на зуб, т.е. он занимается исследовательской деятельностью. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянные стремления наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность проявить себя в различных видах деятельности, внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе.
В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
Обязательные составляющие проекта - детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество детей и взрослых
Преимущества исследовательского метода в воспитательно-образовательном процессе:
- является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей;
- повышает качество образовательного процесса;
- служит развитию творческого мышления.
- способствует повышению компетентности педагогов.
Предлагаемый проект представляет систему образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста направленную на развитие познавательно – исследовательских навыков детей дошкольного возраста.
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, через исследовательскую деятельность.
Задачи:
- развивать познавательные способности, творческое мышление и воображение, речь;
- формировать предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- развить желание участвовать в процессе совместной исследовательской деятельности;
- приобщать родителей к творческой работе совместно с детьми
- Продукт проекта:
Презентация для родителей «Мы познаем мир»
Содержание реализации проекта
Для реализации проекта использовала следующие формы работы по проектной деятельности:
- организованная образовательная деятельность;
- совместная деятельность воспитателя с ребенком;
- самостоятельная деятельность детей;
- развлечения;
- наблюдения в природе;
- рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий;
- беседы по теме эксперимента;
- целевые прогулки; экскурсии.
Этапы реализация проекта: 3 этапа
1-й этап: подготовительный (анкетирование, диагностика).
2-й этап: практический (реализация намеченных планов).
3-й этап: заключительный (подведение итогов).
№ п/п | Формы работы | Содержание | Сроки | Ответственные |
I этап – подготовительный этап | ||||
1 | 1. Анализ научной и методической литературы. 2. Проведение диагностики познавательных способностей детей 3. Разработка перспективного планирования с детьми. 4. Организация предметно – развивающей среды. | Определение актуальности, проблемы, цели. Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме «Проектно-исследовательская деятельность для дошкольников». Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов Создание условий для экспериментально-исследовательской деятельности детей | Сентябрь 2019г. | Воспитатели |
II этап - основной | ||||
2 | 1. Реализация перспективного плана работы с детьми с учетом интеграции образовательных областей.
Сотрудничество с родителями. | 1. Организация мини-лаборатория «Мы исследователи» 2. Работа с детьми: образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность. Дидактические игры, подвижные игры, труд в природе , чтение художественной литературы, беседы, просмотр видеопрезентаций, мультфильмов, исследовательский проект 3.Привлечение родителей к совместной проектной деятельности. - Анкетирование родителей на тему «Как вы относитесь к опытам и экспериментам ваших детей?» - Консультация « Влияние организации исследовательской деятельности на развитие устойчивого познавательного интереса дошкольника» - Родительское собрание « Опыт – путь к саморазвитию!» -Буклет «Экспериментируем дома». - Фотоколлаж « Мы – исследователи» - Презентация «Мы познаем мир» | Октябрь 2019. | Воспитатели |
III этап - заключительный | ||||
3. | 1.Сравнительный результат анализов 2. Перспективы | 1. Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты мониторинга на конец эксперимента 2. Провести анализ полученных результатов. Определить эффективность проведённой работы Обобщение результатов инновационной деятельности на педагогических советах, размещение на сайтах. | декабрь 2019г. | Воспитатели |
Механизм реализации проекта.
Перспективный план работы с детьми подготовительной группы
Месяц | Тема экспериментальной деятельности | Цели |
Октябрь 1 неделя | «Путешествие в лабораторию» | Продолжить знакомить с понятием «наука», о способе познания мира–эксперимента, назначении детской лаборатории. |
Октябрь 2 неделя | «Вода – растворитель. Очищение воды» | Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах поведения при работе с различными веществами. |
Октябрь 3 неделя | «Где вода?» | Выявить, что песок, соль и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. |
Октябрь 4 неделя | «Солевая история» | Изучение особенностей соли, её свойств и качеств, влиянии на здоровье и способов ее применения. |
Ноябрь 1 неделя | «Почему снежинка тает на ладоне?» | Выявить, что снежинка – состоит из кристаллов льда, плавает, тает, на ладоне тает и превращается вводу |
Ноябрь 2 неделя | «Камень» | Цель: познакомить детей с видами камней, где их добывают, что из них делают. Опыт с камнем пемзой и галькой. |
Ноябрь 3 неделя | «Песок» | Познакомить детей с песком разного цвета, объяснить, почему он такой, из чего состоит песок, где его используют. Опыт с песком. Цель: дать понять, что песок сыпучий, из сырого песка можно строить постройки, но они непрочные. На песке можно рисовать. |
Ноябрь 4 неделя | «Удивительный фонтан» | Эксперимент: Как заставить воду подниматься? Цель: как с помощью подручного материала можно самим сделать фонтан? |
Декабрь 1 неделя | «Радуга» | Познакомить детей со свойством света, превращающийся в радужный спектр, расширять представление детей о смешении цветов |
Декабрь 2 неделя | «Мыльная сказка» Игры с мыльными пузырями | Выявить свойства и форму мыльных пузырей, упражнять в изготовлении мыльных пузырей. |
Декабрь 3-4неделя | Диагностирование детей |
Работа с родителями
Месяц | Формы работы |
Октябрь | Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к опытам и экспериментам дошколят. Привлечение родителей в создании исследовательского центра «Мы исследователи» |
Октябрь | Консультации «Влияние развития» |
Октябрь | Родительское собрание « Опыт – путь к саморазвитию!» Совместная работа родителей и детей по изготовлению кристаллов из соли. |
Ноябрь | Буклет «Экспериментируем дома». Цель: познакомить родителей с играми – экспериментами, которые они могут провести дома вместе с детьми. |
Ноябрь | Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми. |
Ноябрь | Консультации «Роль совместного творчества в семье» |
Декабрь | Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» |
Декабрь | Выставка проектных продуктов Фотоколлаж. Презентация «Мы познаем мир» |
Таким образом, использованные мною в работе с детьми дидактические игры, упражнения, методики, эксперименты позволили детям улучшить показатели познавательно – исследовательской деятельности, а так же оказали положительное воздействие на развитие интеллектуально - творческого потенциала личности
Сравнив результаты проведенной диагностики с целью определения уровня развитие познавательно-исследовательской деятельности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, через проектную деятельность у детей старшей группы была выявлена положительная динамика.
Ожидаемые результаты.
Дети:
- проявляют устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
- самостоятельно планируют предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями;
- проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач;
- в диалоге с взрослыми поясняют ход деятельности, делает выводы;
Воспитатель
- создание необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности;
- чёткость, компактность, большая информативность учебного материала;
- внедрение инновационных технологий, современных форм и методов работы с детьми;
Родители:
- вовлечение в реализацию проекта, помощь в создании уголков экспериментирования, предметов, необходимых для проведения исследовательской деятельности
Резюме:
Используя в своей работе организацию и проведение исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, пришла к выводу, что обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.
Целью педагогического проекта являлось развитие познавательной активности старших дошкольников через исследовательскую деятельность. По результатам проведенного обследования выявлено, что дети проявляют интерес к экспериментированию, познавательной активности к миру живой и неживой природы.
Методическое обеспечение
- Боровлева А.В. Проектный метод – как средство повышения качества образования / А.В. Боровлева // Управление ДОУ. – 2010. - №7.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Н.Е Веракса, А.Н.Веракса. – М.: Мозаика- Синтез, 2008. – 112 с.
- Давыдова О.И. Проекты в работе с семьей. Библиотека журнала «Управление ДОУ» М.2012 г.-120 с.
- Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М.А Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64 с.
- Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. /Л.Д. Морозова// Ребенок в детском саду. – 2010 №2 – С.7
- Педагогическое проектирование - ресурс развития дошкольного образования: Сборник / Отв. Г.Н. Масич. – Красноярск: КИМЦ, 2010. – 78 с.
- Патронова И. Проектный метод/И. Патронова // Дошкольное воспитание.- 2012 №3 – С.81
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2014. –96 с.
- Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых // Развитие личности.2013№ 1
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2010.
- Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2010. (Дошкольное воспитание и развитие).
- Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 2011.
- Захарова М.А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Издательство: Школьная пресса, 2010 г.
- Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011.
- Маханёва, М.Д. Самообразование педагогов / М.Д. Маханёва // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2008. - № 1.
- Рыжова Н.А. Программа «Наш дом - природа» блок занятий «песок, глина, камни». карапуз - дидактика Москва 2013.
- Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении.// методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2010.
- Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программ - метод. обеспечение: пособие для рук. и адм. работников / И.А. Урмина, Т.А. Данилина. – М.: Линка-Пресс, 2015.
- Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2015, №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
«Методика организации экспериментальной деятельности в детском саду» Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от чело...
«Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Введение Прежде чем давать знания,надо научить думать,воспринимать, наблюдать.В. Сухомлинский С самого рождения ребенок является первооткрыв...
проект «Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Введение Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, на¬блюдать. В. Сухомлинский С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. ...
Педагогический проект «Проектно – исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Предлагаемый проект представляет педагогическую работу с детьми старшего дошкольного возраста.Целью: изучение влияния проектной деятельности на развитие познавательной активности детей старшего дошкол...
«Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
В мировой практике идет поиск активизации процесса развития творческих, исследовательских способностей на всех ступенях образования. В этом плане особый интерес представляет дошкольный возраст. Это то...
Памятка для родителей "Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста"
Памятка для родителей с целью ознакомления с исследовательской деятельностью детей в ДОУ, ее роль и формы...
Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...