"Последовательность овладения навыками"
консультация

Маргарита Николаевна Михалёва

Консультация была подготовлена для родителей детей раннего возраста и опубликована в инстограмме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл navyk.docx432.48 КБ
Файл buklet.docx184.83 КБ
Файл prezentatsiya1_wecompress.com_.pptx202.53 КБ

Предварительный просмотр:

https://uprostim.com/wp-content/uploads/2021/04/image102-31.jpg

Навык — автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов.

Как формируется навык у малыша?

https://i.sunhome.ru/psychology/26/kak-svyazani-vashi-otnosheniya-s-mamoi-i-vasha-uspeshnost.2927.orig.jpgЗная, что навык — это полу автоматизированное, а затем уже и автоматизированное действие, следует пояснить термин "автоматизированный". Нет, малыш не автомат и не бездумный механизм. Однако согласитесь: если бы мы каждый раз при ходьбе решали задачу, как поставить ногу, то у нас не хватило бы энергии и сил на освоение более содержательных закономерностей окружающего мира. Значит, автоматизированные, заученные действия играют огромную роль: обладая ими, человек становится более умелым, ловким и даже удачливым. Такие навыки только начинают формироваться в раннем детстве.

Стадии формирования навыков

  1. Складывается общее понимание направленности действий взрослого. Первые знания возникают на эмоционально-чувственной и ориентировочной основе в результате показов и пояснений.
  2. У ребенка складывается образ действия, формируется рисунок его выполнения, т. е. оттачивается техника. На этой стадии необходимы демонстрация и соблюдение точной последовательности действий.
  3. Формируется последовательность действий, но навык еще непрочный, полу автоматизированный.
  4. Отработанный, устойчивый, автоматизированный навык. Ребенок самостоятельно выполняет действие.

https://uprostim.com/wp-content/uploads/2021/04/image102-31.jpg

Последовательность и закономерность приобретения навыков

Было бы неправильным считать, что все навыки малыш осваивает последовательно на протяжении года. Нет, он овладевает ими одновременно: каждый день пользуется ложкой, умывается, моет руки перед едой... И все же существует условно выделенная последовательность, которая позволяет поэтапно обучать малыша посильной самостоятельности. Такая последовательность продиктована возрастными особенностями ребенка. Так, умение самостоятельно одеваться формируется у малыша к двум — двум с половиной годам, а пользоваться ложкой его можно научить к полутора годам.

Можно выделить следующие закономерности приобретения навыков:

  • формирование навыков — длительный процесс (весь второй год жизни малыш постепенно осваивает необходимые для жизни навыки самостоятельности);
  • формировать навыки можно только на основе возрастных возможностей (особенности действий руки, общие движения и т. п.);
  • по мере формирования навыков и привычек у ребенка появляется больше возможностей творческого освоения окружающего мира.

Итак, второй год жизни — платформа общего развития ребенка, идеальный период для начала формирования многих автоматизированных действий, навыков и привычек. 

Какие навыки и привычки следует воспитывать в первую очередь?

Знания, навыки, умения и привычки на втором году жизниВыделяют три основные категории: гигиенические навыки (прием пищи, умывание и мытье рук, пользование горшком и т. п.); навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям); навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).

https://uprostim.com/wp-content/uploads/2021/04/image102-31.jpg

На втором году жизни отношения малыша с окружающим социальным миром складываются на основе формирования ведущих навыков и привычек. Поэтому он так негативно реагирует на любые перемены: перемещение кроватки, столика или стульчика, отсутствие любимой игрушки. Он недоволен, если кто-то берет его игрушки, не отдает их другому ребенку. Это не жадность и не каприз, а сформировавшаяся привычка видеть знакомые предметы на своих местах. Они — своеобразные знаки, позволяющие ориентироваться в окружающем, что совсем непросто для маленького ребенка. Кроме того, это уже сложившийся мир раннего детства, и нарушать его не стоит. Напротив, взрослые должны помочь сделать его ярким и интересным.

Нарушение существующих условий жизни — привычного распорядка дня, условий кормления и обработки пищи — может привести к более серьезным последствиям: отказу от пищи, нарушению сна, снижению комфортности в эмоциональном и душевном состоянии ребенка. Поэтому соблюдение режима — первая и самая главная привычка для ребенка второго года жизни.

https://www.ya-roditel.ru/upload/medialibrary/b75/b756277ed4535c3c8522c15325a521e6.jpg

https://uprostim.com/wp-content/uploads/2021/04/image102-31.jpg

Возраст

Навык освоения

Проявления навыка

1 год

3месяца

Самостоятельно ест густую пищу ложкой.

Ребенок самостоятельно ест густую пищу из тарелки с высокими краями. Взрослый докармливает его при необходимости.

1 год

6 месяцев

Самостоятельно ест густую пищу ложкой, имеет полуавтоматизированный навык использования ее для первого блюда.

Ребенок съедает жидкую пищу (суп) из глубокой тарелки, держа ложку в кулачке.

1 год

9 месяцев

Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого.

Ребенок снимает ботинки (шнурки развязаны взрослым), туфли, носки или колготы. Взрослый помогает, предоставляя ребенку посильную самостоятельность

2 года

Умеет частично одеваться с небольшой помощью взрослого.

Взрослый предоставляет малышу посильную самостоятельность; поощряет ребенка, если тот сам надевает шапку, ботинки, носки; обучает последовательности действий.

        

Будьте внимательны к своему малышу!

Подготовила: учитель – дефектолог

по материалам сети интернет

МБДОУ № 17 «Журавушка» г. Тихорецка

Михалева Маргарита Николаевна



Предварительный просмотр:

Навык — автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов.

Как формируется навык у малыша?

https://i.sunhome.ru/psychology/26/kak-svyazani-vashi-otnosheniya-s-mamoi-i-vasha-uspeshnost.2927.orig.jpgЗная, что навык — это полу автоматизированное, а затем уже и автоматизированное действие, следует пояснить термин "автоматизированный". Нет, малыш не автомат и не бездумный механизм. Однако согласитесь: если бы мы каждый раз при ходьбе решали задачу, как поставить ногу, то у нас не хватило бы энергии и сил на освоение более содержательных закономерностей окружающего мира. Значит, автоматизированные, заученные действия играют огромную роль: обладая ими, человек становится более умелым, ловким и даже удачливым. Такие навыки только начинают формироваться в раннем детстве.

Стадии формирования навыков

  1. Складывается общее понимание направленности действий взрослого. Первые знания возникают на эмоционально-чувственной и ориентировочной основе в результате показов и пояснений.
  2. У ребенка складывается образ действия, формируется рисунок его выполнения, т. е. оттачивается техника. На этой стадии необходимы демонстрация и соблюдение точной последовательности действий.
  3. Формируется последовательность действий, но навык еще непрочный, полу автоматизированный.
  4. Отработанный, устойчивый, автоматизированный навык. Ребенок самостоятельно выполняет действие.

Можно выделить следующие закономерности приобретения навыков:

  • формирование навыков — длительный процесс (весь второй год жизни малыш постепенно осваивает необходимые для жизни навыки самостоятельности);
  • формировать навыки можно только на основе возрастных возможностей (особенности действий руки, общие движения и т. п.);
  • по мере формирования навыков и привычек у ребенка появляется больше возможностей творческого освоения окружающего мира.

Итак, второй год жизни — платформа общего развития ребенка, идеальный период для начала формирования многих автоматизированных действий, навыков и привычек. 

Какие навыки и привычки следует воспитывать в первую очередь?

Выделяют три основные категории: гигиенические навыки (прием пищи, умывание и мытье рук, пользование горшком и т. п.); навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям); навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).

Знания, навыки, умения и привычки на втором году жизни

1 год  3месяца

Навык освоения. Самостоятельно

ест густую пищу ложкой.

Проявления навыка. Ребенок самостоятельно ест густую пищу из тарелки с высокими краями. Взрослый докармливает его при необходимости.

1 год  6месяца

Навык освоения. Самостоятельно ест густую пищу ложкой, имеет полуавтоматизированный навык использования ее для первого блюда.

Проявления навыка. Ребенок съедает жидкую пищу (суп) из глубокой тарелки, держа ложку в кулачке.

1 год  9месяца

Навык освоения. Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого.

Проявления навыка. Ребенок снимает ботинки (шнурки развязаны взрослым), туфли, носки или колготы. Взрослый помогает, предоставляя ребенку посильную самостоятельность.

2 года

Навык освоения. Умеет частично одеваться с небольшой помощью взрослого.

Проявления навыка. Взрослый предоставляет малышу посильную самостоятельность; поощряет ребенка, если тот сам надевает шапку, ботинки, носки; обучает последовательности действий.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ

ДЕТСКИЙ САД №17 «ЖУРАВУШКА»

ГОРОДА ТИХОРЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

Знания, навыки, умения и привычки на втором году жизни

У

Учитель-дефектолог:

Михалева М.Н.

2021 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ № 17 «Журавушка» г. Тихорецка «Последовательность овладения навыками» Учитель – дефектолог: Михалева М.Н.

Слайд 2

Как формируется навык у малыша? Зная, что навык — это полу автоматизированное, а затем уже и автоматизированное действие, следует пояснить термин "автоматизированный". Нет, малыш не автомат и не бездумный механизм. Однако согласитесь: если бы мы каждый раз при ходьбе решали задачу, как поставить ногу, то у нас не хватило бы энергии и сил на освоение более содержательных закономерностей окружающего мира. Значит, автоматизированные, заученные действия играют огромную роль: обладая ими, человек становится более умелым, ловким и даже удачливым. Такие навыки только начинают формироваться в раннем детстве.

Слайд 3

Стадии формирования навыков 1. Складывается общее понимание направленности действий взрослого. Первые знания возникают на эмоционально-чувственной и ориентировочной основе в результате показов и пояснений. 2. У ребенка складывается образ действия, формируется рисунок его выполнения, т. е. оттачивается техника. На этой стадии необходимы демонстрация и соблюдение точной последовательности действий. 3. Формируется последовательность действий, но навык еще непрочный, полу автоматизированный. 4. Отработанный, устойчивый, автоматизированный навык. Ребенок самостоятельно выполняет действие.

Слайд 4

Можно выделить следующие закономерности приобретения навыков: формирование навыков — длительный процесс (весь второй год жизни малыш постепенно осваивает необходимые для жизни навыки самостоятельности); формировать навыки можно только на основе возрастных возможностей (особенности действий руки, общие движения и т. п.); по мере формирования навыков и привычек у ребенка появляется больше возможностей творческого освоения окружающего мира.

Слайд 5

Какие навыки и привычки следует воспитывать в первую очередь? Выделяют три основные категории : 1. гигиенические навыки (прием пищи, умывание и мытье рук, пользование горшком и т. п.); 2. навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям); 3. навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).

Слайд 6

Возраст Навык освоения Проявления навыка 1 год 3месяца Самостоятельно ест густую пищу ложкой. Ребенок самостоятельно ест густую пищу из тарелки с высокими краями. Взрослый докармливает его при необходимости. 1 год 6 месяцев Самостоятельно ест густую пищу ложкой, имеет полуавтоматизированный навык использования ее для первого блюда. Ребенок съедает жидкую пищу (суп) из глубокой тарелки, держа ложку в кулачке. 1 год 9 месяцев Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого. Ребенок снимает ботинки (шнурки развязаны взрослым), туфли, носки или колготы. Взрослый помогает, предоставляя ребенку посильную самостоятельность 2 года Умеет частично одеваться с небольшой помощью взрослого. Взрослый предоставляет малышу посильную самостоятельность; поощряет ребенка, если тот сам надевает шапку, ботинки, носки; обучает последовательности действий. Возраст Навык освоения Проявления навыка 1 год 3месяца Самостоятельно ест густую пищу ложкой. Ребенок самостоятельно ест густую пищу из тарелки с высокими краями. Взрослый докармливает его при необходимости. 1 год 6 месяцев Самостоятельно ест густую пищу ложкой, имеет полуавтоматизированный навык использования ее для первого блюда. Ребенок съедает жидкую пищу (суп) из глубокой тарелки, держа ложку в кулачке. 1 год 9 месяцев Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого. Ребенок снимает ботинки (шнурки развязаны взрослым), туфли, носки или колготы. Взрослый помогает, предоставляя ребенку посильную самостоятельность 2 года Умеет частично одеваться с небольшой помощью взрослого. Взрослый предоставляет малышу посильную самостоятельность; поощряет ребенка, если тот сам надевает шапку, ботинки, носки; обучает последовательности действий.

Слайд 7

Будьте внимательны к своему малышу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подготовка руки ребенка к овладению навыками письма"

Письмо - сложный координационный навык, требующий работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела.Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем д...

Звуко-слоговой анализ слов, как залог успешного овладения навыками чтения и письма.

В статье освещаются вопросы правильного подхода к обучению дошкольников грамоте, выделяются основные этапы подготовки ребенка к звуко-слоговому анализу слов, который является залогом успешного овладен...

"Особенности овладения навыками словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня"

Данная статья поможет ознакомиться с характерными особенностями овладения словообразовательными навыками у детей с ОНР III уровня...

Система развития графомоторных навыков у дошкольников с ОНР для успешного овладения навыками письма.

Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Небрежный‖ почерк в школьных тетрадях, ошибки, замены в написании...

Презентация «Последовательность овладения детьми с речевыми нарушениями различными формами звукобуквеного анализа. Игры и упражнения».

АктуальностьvБез обучения звукобуквенному анализу невозможно полноценное овладение письмом и чтением.vСвоевременная целенаправленная работа по развитию звукового анализа является важной частью работы...