"Последовательность овладения навыками"
консультация
Консультация была подготовлена для родителей детей раннего возраста и опубликована в инстограмме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
navyk.docx | 432.48 КБ |
buklet.docx | 184.83 КБ |
prezentatsiya1_wecompress.com_.pptx | 202.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Навык — автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов.
Как формируется навык у малыша?
Зная, что навык — это полу автоматизированное, а затем уже и автоматизированное действие, следует пояснить термин "автоматизированный". Нет, малыш не автомат и не бездумный механизм. Однако согласитесь: если бы мы каждый раз при ходьбе решали задачу, как поставить ногу, то у нас не хватило бы энергии и сил на освоение более содержательных закономерностей окружающего мира. Значит, автоматизированные, заученные действия играют огромную роль: обладая ими, человек становится более умелым, ловким и даже удачливым. Такие навыки только начинают формироваться в раннем детстве.
Стадии формирования навыков
- Складывается общее понимание направленности действий взрослого. Первые знания возникают на эмоционально-чувственной и ориентировочной основе в результате показов и пояснений.
- У ребенка складывается образ действия, формируется рисунок его выполнения, т. е. оттачивается техника. На этой стадии необходимы демонстрация и соблюдение точной последовательности действий.
- Формируется последовательность действий, но навык еще непрочный, полу автоматизированный.
- Отработанный, устойчивый, автоматизированный навык. Ребенок самостоятельно выполняет действие.
Последовательность и закономерность приобретения навыков
Было бы неправильным считать, что все навыки малыш осваивает последовательно на протяжении года. Нет, он овладевает ими одновременно: каждый день пользуется ложкой, умывается, моет руки перед едой... И все же существует условно выделенная последовательность, которая позволяет поэтапно обучать малыша посильной самостоятельности. Такая последовательность продиктована возрастными особенностями ребенка. Так, умение самостоятельно одеваться формируется у малыша к двум — двум с половиной годам, а пользоваться ложкой его можно научить к полутора годам.
Можно выделить следующие закономерности приобретения навыков:
- формирование навыков — длительный процесс (весь второй год жизни малыш постепенно осваивает необходимые для жизни навыки самостоятельности);
- формировать навыки можно только на основе возрастных возможностей (особенности действий руки, общие движения и т. п.);
- по мере формирования навыков и привычек у ребенка появляется больше возможностей творческого освоения окружающего мира.
Итак, второй год жизни — платформа общего развития ребенка, идеальный период для начала формирования многих автоматизированных действий, навыков и привычек.
Какие навыки и привычки следует воспитывать в первую очередь?
Выделяют три основные категории: гигиенические навыки (прием пищи, умывание и мытье рук, пользование горшком и т. п.); навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям); навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).
На втором году жизни отношения малыша с окружающим социальным миром складываются на основе формирования ведущих навыков и привычек. Поэтому он так негативно реагирует на любые перемены: перемещение кроватки, столика или стульчика, отсутствие любимой игрушки. Он недоволен, если кто-то берет его игрушки, не отдает их другому ребенку. Это не жадность и не каприз, а сформировавшаяся привычка видеть знакомые предметы на своих местах. Они — своеобразные знаки, позволяющие ориентироваться в окружающем, что совсем непросто для маленького ребенка. Кроме того, это уже сложившийся мир раннего детства, и нарушать его не стоит. Напротив, взрослые должны помочь сделать его ярким и интересным.
Нарушение существующих условий жизни — привычного распорядка дня, условий кормления и обработки пищи — может привести к более серьезным последствиям: отказу от пищи, нарушению сна, снижению комфортности в эмоциональном и душевном состоянии ребенка. Поэтому соблюдение режима — первая и самая главная привычка для ребенка второго года жизни.
Возраст | Навык освоения | Проявления навыка |
1 год 3месяца | Самостоятельно ест густую пищу ложкой. | Ребенок самостоятельно ест густую пищу из тарелки с высокими краями. Взрослый докармливает его при необходимости. |
1 год 6 месяцев | Самостоятельно ест густую пищу ложкой, имеет полуавтоматизированный навык использования ее для первого блюда. | Ребенок съедает жидкую пищу (суп) из глубокой тарелки, держа ложку в кулачке. |
1 год 9 месяцев | Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого. | Ребенок снимает ботинки (шнурки развязаны взрослым), туфли, носки или колготы. Взрослый помогает, предоставляя ребенку посильную самостоятельность |
2 года | Умеет частично одеваться с небольшой помощью взрослого. | Взрослый предоставляет малышу посильную самостоятельность; поощряет ребенка, если тот сам надевает шапку, ботинки, носки; обучает последовательности действий. |
Будьте внимательны к своему малышу!
Подготовила: учитель – дефектолог
по материалам сети интернет
МБДОУ № 17 «Журавушка» г. Тихорецка
Михалева Маргарита Николаевна
Предварительный просмотр:
Навык — автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов.
Как формируется навык у малыша?
Зная, что навык — это полу автоматизированное, а затем уже и автоматизированное действие, следует пояснить термин "автоматизированный". Нет, малыш не автомат и не бездумный механизм. Однако согласитесь: если бы мы каждый раз при ходьбе решали задачу, как поставить ногу, то у нас не хватило бы энергии и сил на освоение более содержательных закономерностей окружающего мира. Значит, автоматизированные, заученные действия играют огромную роль: обладая ими, человек становится более умелым, ловким и даже удачливым. Такие навыки только начинают формироваться в раннем детстве.
Стадии формирования навыков
- Складывается общее понимание направленности действий взрослого. Первые знания возникают на эмоционально-чувственной и ориентировочной основе в результате показов и пояснений.
- У ребенка складывается образ действия, формируется рисунок его выполнения, т. е. оттачивается техника. На этой стадии необходимы демонстрация и соблюдение точной последовательности действий.
- Формируется последовательность действий, но навык еще непрочный, полу автоматизированный.
- Отработанный, устойчивый, автоматизированный навык. Ребенок самостоятельно выполняет действие.
Можно выделить следующие закономерности приобретения навыков:
- формирование навыков — длительный процесс (весь второй год жизни малыш постепенно осваивает необходимые для жизни навыки самостоятельности);
- формировать навыки можно только на основе возрастных возможностей (особенности действий руки, общие движения и т. п.);
- по мере формирования навыков и привычек у ребенка появляется больше возможностей творческого освоения окружающего мира.
Итак, второй год жизни — платформа общего развития ребенка, идеальный период для начала формирования многих автоматизированных действий, навыков и привычек.
Какие навыки и привычки следует воспитывать в первую очередь?
Выделяют три основные категории: гигиенические навыки (прием пищи, умывание и мытье рук, пользование горшком и т. п.); навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям); навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).
1 год 3месяца
Навык освоения. Самостоятельно
ест густую пищу ложкой.
Проявления навыка. Ребенок самостоятельно ест густую пищу из тарелки с высокими краями. Взрослый докармливает его при необходимости.
1 год 6месяца
Навык освоения. Самостоятельно ест густую пищу ложкой, имеет полуавтоматизированный навык использования ее для первого блюда.
Проявления навыка. Ребенок съедает жидкую пищу (суп) из глубокой тарелки, держа ложку в кулачке.
1 год 9месяца
Навык освоения. Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого.
Проявления навыка. Ребенок снимает ботинки (шнурки развязаны взрослым), туфли, носки или колготы. Взрослый помогает, предоставляя ребенку посильную самостоятельность.
2 года
Навык освоения. Умеет частично одеваться с небольшой помощью взрослого.
Проявления навыка. Взрослый предоставляет малышу посильную самостоятельность; поощряет ребенка, если тот сам надевает шапку, ботинки, носки; обучает последовательности действий.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ
ДЕТСКИЙ САД №17 «ЖУРАВУШКА»
ГОРОДА ТИХОРЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
У
Учитель-дефектолог:
Михалева М.Н.
2021 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как формируется навык у малыша? Зная, что навык — это полу автоматизированное, а затем уже и автоматизированное действие, следует пояснить термин "автоматизированный". Нет, малыш не автомат и не бездумный механизм. Однако согласитесь: если бы мы каждый раз при ходьбе решали задачу, как поставить ногу, то у нас не хватило бы энергии и сил на освоение более содержательных закономерностей окружающего мира. Значит, автоматизированные, заученные действия играют огромную роль: обладая ими, человек становится более умелым, ловким и даже удачливым. Такие навыки только начинают формироваться в раннем детстве.
Стадии формирования навыков 1. Складывается общее понимание направленности действий взрослого. Первые знания возникают на эмоционально-чувственной и ориентировочной основе в результате показов и пояснений. 2. У ребенка складывается образ действия, формируется рисунок его выполнения, т. е. оттачивается техника. На этой стадии необходимы демонстрация и соблюдение точной последовательности действий. 3. Формируется последовательность действий, но навык еще непрочный, полу автоматизированный. 4. Отработанный, устойчивый, автоматизированный навык. Ребенок самостоятельно выполняет действие.
Можно выделить следующие закономерности приобретения навыков: формирование навыков — длительный процесс (весь второй год жизни малыш постепенно осваивает необходимые для жизни навыки самостоятельности); формировать навыки можно только на основе возрастных возможностей (особенности действий руки, общие движения и т. п.); по мере формирования навыков и привычек у ребенка появляется больше возможностей творческого освоения окружающего мира.
Какие навыки и привычки следует воспитывать в первую очередь? Выделяют три основные категории : 1. гигиенические навыки (прием пищи, умывание и мытье рук, пользование горшком и т. п.); 2. навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям); 3. навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).
Возраст Навык освоения Проявления навыка 1 год 3месяца Самостоятельно ест густую пищу ложкой. Ребенок самостоятельно ест густую пищу из тарелки с высокими краями. Взрослый докармливает его при необходимости. 1 год 6 месяцев Самостоятельно ест густую пищу ложкой, имеет полуавтоматизированный навык использования ее для первого блюда. Ребенок съедает жидкую пищу (суп) из глубокой тарелки, держа ложку в кулачке. 1 год 9 месяцев Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого. Ребенок снимает ботинки (шнурки развязаны взрослым), туфли, носки или колготы. Взрослый помогает, предоставляя ребенку посильную самостоятельность 2 года Умеет частично одеваться с небольшой помощью взрослого. Взрослый предоставляет малышу посильную самостоятельность; поощряет ребенка, если тот сам надевает шапку, ботинки, носки; обучает последовательности действий. Возраст Навык освоения Проявления навыка 1 год 3месяца Самостоятельно ест густую пищу ложкой. Ребенок самостоятельно ест густую пищу из тарелки с высокими краями. Взрослый докармливает его при необходимости. 1 год 6 месяцев Самостоятельно ест густую пищу ложкой, имеет полуавтоматизированный навык использования ее для первого блюда. Ребенок съедает жидкую пищу (суп) из глубокой тарелки, держа ложку в кулачке. 1 год 9 месяцев Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого. Ребенок снимает ботинки (шнурки развязаны взрослым), туфли, носки или колготы. Взрослый помогает, предоставляя ребенку посильную самостоятельность 2 года Умеет частично одеваться с небольшой помощью взрослого. Взрослый предоставляет малышу посильную самостоятельность; поощряет ребенка, если тот сам надевает шапку, ботинки, носки; обучает последовательности действий.
Будьте внимательны к своему малышу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Подготовка руки ребенка к овладению навыками письма"
Письмо - сложный координационный навык, требующий работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела.Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем д...
Звуко-слоговой анализ слов, как залог успешного овладения навыками чтения и письма.
В статье освещаются вопросы правильного подхода к обучению дошкольников грамоте, выделяются основные этапы подготовки ребенка к звуко-слоговому анализу слов, который является залогом успешного овладен...
Буклет для родителей "Развитее творческих способностей у детей посредством овладения навыками нетрадиционного рисования на изделиях из глины и теста"
В данном буклете представлены методы нетрадиционного рисования на изделия из глины и теста....
"Особенности овладения навыками словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня"
Данная статья поможет ознакомиться с характерными особенностями овладения словообразовательными навыками у детей с ОНР III уровня...
Система развития графомоторных навыков у дошкольников с ОНР для успешного овладения навыками письма.
Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Небрежный‖ почерк в школьных тетрадях, ошибки, замены в написании...
Презентация «Последовательность овладения детьми с речевыми нарушениями различными формами звукобуквеного анализа. Игры и упражнения».
АктуальностьvБез обучения звукобуквенному анализу невозможно полноценное овладение письмом и чтением.vСвоевременная целенаправленная работа по развитию звукового анализа является важной частью работы...
Последовательность формирования навыков мелкой моторики в раннем возрасте
Возраст от 0 до 36 месяцев...