«ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР. СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ В ЛАДОШИ»
консультация

Автушко Екатерина Олеговна

Игры в ладошки с речевым сопровождением стали сегодня характерным явлением детского быта и фольклора.  

У данного типа игр есть ряд приёмов исполнения движений руками и способов применения стихотворных текстов. Различаются три разновидности игры: игра-разминка, игра-забава, и игра-«загадка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР.

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ В ЛАДОШИ»

Игры в ладошки с речевым сопровождением стали сегодня характерным явлением детского быта и фольклора и обратили на себя внимание некоторых исследователей. Эти игры следует отнести к промежуточному типу, сочетающему собственно словесную игру и игру спортивно-манипуляторную, где есть элемент соревнования, физический и умственный тренаж. Данный тип появился и развивается предположительно с начала 1930-х гг.

Как правило, это парные упражнения, которые выполняют двумя руками одновременно и попеременно. Игровые упражнения усваиваются с учетом возрастных особенностей. Так, малыши выполняют простые движения с малым стихотворным сопровождением, старшие – с большим стихотворным сопровождением и фигурным движением рук. Видимо, освоив свободное выполнение простых упражнений, ребенок ставит перед собой более сложные задачи.

У данного типа игр есть ряд приёмов исполнения движений руками и способов применения стихотворных текстов. Различаются три разновидности игры: игра-разминка, игра-забава, и игра-«загадка».

ИГРЫ – РАЗМИНКИ

Назначение игры-разминки – в удовлетворении потребности развлечься и немного размяться. В основе её – тактильный контакт ладонями в произвольно выбранном темпе. Задача детей – не ошибиться и не отстать.  «Асы» делают это в быстром темпе. В 1960-х гг. дети играли в ладошки без слов – современные дети играют с речевым сопровождением. Исполнение текстов происходит в декламационном стиле хорового скандирования. Ценится равномерность, непрерывность в произношении и отбивке ладошками стихотворного ритма. Безостановочное, мерное движение рук направляется ритмом стихотворения. В хорошем исполнении игра даёт детям эстетическое наслаждение, близкое к торжеству. Круг таких произведений обширен, среди них есть тексты книжного произведения.

КОНИ, КОНИ, КОНИ,

СИДЕЛИ НА БАЛКОНЕ,

ЧАЙ ПИЛИ, ЧАШКИ БИЛИ,

ПО-ТУРЕЦКИ ГОВОРИЛИ:

«ЧАБИ-ЧАЛЯБИ,

ЧАЛЯБИ-ЧАБИ-ЧАБИ!»

МЫ НАБРАЛИ В РОТ ВОДЫ,

       И СКАЗАЛИ ВСЕМ «ЗАМРИ!»

ИГРЫ – ЗАБАВЫ

Следующая разновидность игры – игра-забава – имеет задачу выявить, кто из игроков расторопнее. Её построение простое, трёхчастное: зачин не всегда отлит в форму стихотворного произведения, вторая часть – вопрос-ответ, третья часть – счёт либо произнесение слова по буквам с ловлей-хлопком на последнем счётном слове либо последней букве слова. Объем текста небольшой, в завершающей стадии происходит смена приёма исполнения: выделенное слово разделяется по буквам, смысл и значение произведения – в «выходе» из игры

ЛЕТЕЛА ВОРОНА

В ГОЛУБЫХ ПАНТАЛОНАХ,

ЧИТАЛА ГАЗЕТУ

ПОД НОМЕРОМ ПЯТЬ.

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!

ЛЕТЕЛИ ГУСИ]

ПО СИНЕМУ НЕБУ

И ЗАГАДАЛИ ЧИСЛО.

- КАКОЕ?

- ЛЮБОЕ.

- НАПРИМЕР?

- ПЯТНАДЦАТЬ.

- РАЗ,

- …- ПЯТНАДЦАТЬ!

(Ловля хлопком руки партнёра)

 

ИГРЫ – « ЗАГАДАЛКИ»

Игра-«загадалка» используется детьми как способ загадать желание. Исполняемые стишки приспособлены для выражения быстро сменяющихся настроений и желаний детей. Стишок заканчивается нарочитой «обнажённостью» текстового задания. У этой игры есть правила и нормы исполнения: в завершающей фазе отвернуться, закрыть ладонью какой-либо глаз, загадать желание и вновь повернуться. Если ваши действия совпали с действиями партнёра по игре, то желание сбудется. По-своему волнующая концовка способна вызвать восторг или чувство досады. Смысл и значение произведения – в «выходе» из игры.

ЗУБЫ, ЗУБЫ, ЗУБЫ, ЗУБЫ,

ЗУБЫ НАДО ПОЛЕЧИТЬ.

-А Я БОЮСЬ!

-А ТЫ НЕ БОЙСЯ!

ЖАБА ПО ПОЛЮ СКАКАЛА

И ЖЕЛАНЬЕ ЗАГАДАЛА.

РАЗ, ДВА, ТРИ,

ЗАГАДАЙ ЖЕЛАНЬЕ ТЫ!

(Поворачиваются со скрещёнными впереди руками соединяют их с руками партнёра. Если руки можно развести, желание исполнится) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендация для родителей "Детский фольклор. Словесные игры в ладоши"

Игры в ладошки с речевым сопровождением стали сегодня характерным явлением детского быта и фольклора. Различаются три разновидности игры: игра-разминка, игра-забава и игра-загадка. Такие игры развиваю...

Консультация для родителей. "Детский фольклор. Словесные игры для детей."

Очевидно, в ходе своего развития ребенок испытывает потребность в совершенствовании речевых реакций, стоящих в прямой зависимости от степени тренировки движений, этим и привлекают его словесные игры в...

Детское музыкальное творчество. Игра на детских музыкальных инструментах.

Содержание:      Введение.            I.            Теоретические...

Игры в ладоши

Игры в ладоши...

Игра "Веселые ладоши"

АВТОРСКАЯ  ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВЕСЕЛЫЕ ЛАДОШИ»...