«Использование техники «Полушарное рисование песком» на коррекционно-развивающих занятиях с обучающимися ОВЗ»
методическая разработка
- Мозг - сложная и взаимосвязанная система, самая крупная и функционально важная часть ЦНС. Его функции включают обработку сенсорной информации, поступающую от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Высшая функция, выполняемая мозгом - мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-_klass_na_konkurs.docx | 486.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Использование техники «Полушарное рисование песком» на коррекционно-развивающих занятиях с обучающимися ОВЗ»
Подготовила: педагог-психолог Голобородько Т.В.
- Мозг - сложная и взаимосвязанная система, самая крупная и функционально важная часть ЦНС. Его функции включают обработку сенсорной информации, поступающую от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Высшая функция, выполняемая мозгом - мышление.
- Схематично наш мозг можно представить следующим образом:
Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга.
Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание. Отвечает за логику и анализ – анализирует все факты. Числа и математические символы распознаются также левым полушарием. Контроль за движением правой половины тела осуществляет левое полушарие. Поэтому, когда вы поднимаете правую руку, это означает, что команда ее поднять поступила от левого полушария.
Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах. Правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. Также оно отвечает за способности к изобразительному искусству и способность воспринимать музыку. Эмоции также тесно связаны с правым полушарием. Оно может одновременно обрабатывать много разнообразной информации, способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа. И, соответственно, контролирует движения левой половины тела.
Для полноценного развития личности, необходимо, чтобы оба полушария были развиты.
Полный анализ и синтез любой информации, построение любого ответа или вывода осуществляется при тесном сотрудничестве обоих полушарий. Поэтому практически в каждом виде учебной деятельности можно выделить компоненты работы как правого, так и левого полушарий.
И если мы говорим о детях, имеющих задержку речевого развития, то мы ясно представляем себе те проблемы, с которыми сталкиваются эти ребята в повседневной жизни и в школе из-за межполушарной дисфункции. При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями. Отсутствие слаженности в их работе – основная причина трудностей в учебе, в том числе и связанных с дисграфией и дислексией (нарушением процесса формирования навыков письма, чтения).
Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка.
Благо психофизиологи уже давно разработали систему упражнений для этого и нам не нужно изобретать велосипед. Это различные кинезиологические упражнения.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
Сегодня я познакомлю вас с техникой «Полушарное рисование песком», которая относится к арт-терапевтическим приемам и позволяет решать сразу несколько задач на занятии:
- развитие межполушарного взаимодействия;
- развитие мелкой моторики, что способствует развитию речи и мозга;
- развитие фантазии и воображения, памяти и координации движений;
- во время рисования снимается напряжение, зажатость, дети становятся более раскованными и расслабленными.
Автор этой техники – Вера Шевченко, живет и работает она в Киеве и проводит различные арт-терапевтические программы.
Мы с вами сегодня будем использовать вместо песка манную крупу. Она очень похожа на песок, который используется в песочницах, но дешевле и экологичнее.
На занятиях можно использовать обычную манку или цветную.
Всегда возникает вопрос, как сделать манку цветной?
Самый оперативный рецепт: вы берете цветные мелки и трете их на терке. Затем смешиваете с манкой и получаете необходимый цвет.
Какие еще способы существуют для окрашивания манки в различные цвета?
Подойдет гуашь, акварель или акриловая краска, цветные карандаши (а точнее – их грифели) или пищевые красители. Подробно о способах окрашивания можно узнать в сети Интернет. Поэтому на этом останавливаться не будем.
Практическая часть.
Я предлагаю вам высыпать манку из контейнеров.
- Набираете манку двумя руками, таким образом, чтобы она сыпалась через кулачки и, 1 задание - нарисуйте двумя руками (ключевое слово – одновременно) два одинаковых круга.
Если одинаковые у кого-то получились, то, по сути, вы очень здоровый человек. У большинства людей круги получаются разные. И какую ошибку чаще всего делают взрослые, да и дети тоже. Рисуют сначала одной рукой один круг, потом другой рукой второй круг. Но мы-то с вами говорим о балансе полушарий, поэтому еще раз попробуйте нарисовать два одинаковых круга одновременно.
- Внимание, собрали снова манку в кучку. И двумя руками, одновременно рисуем два глаза.
Теперь посмотрите внимательно в глаза соседа и нарисуйте двумя руками одновременно глаза соседа.
Вы понимаете, что образы могут быть разные. И геометрические, и различные предметы, и всё что угодно.
- Сейчас мы с вами нарисуем два одинаковых цветка. Одновременно двумя руками. Старайтесь рисовать так, чтобы узоры были у вас четкие. У вас уже есть опыт, вы нарисовали два узора. Закончилась манка в кулачке, еще добираем.
А теперь внимание, тест на креативность. Если вы нарисовали розу, ромашку или тюльпан – вы абсолютный стандарт. Те, кто нарисовал что-то другое – имеют шансы на креативность.
Теперь посмотрите на меня: безымянными пальчиками прорисуйте контуры цветка так, чтобы они обозначились. Двумя безымянными пальцами одновременно.
- Теперь соберите манку в кучку. И, нереальное задание, нарисуйте двумя руками одновременно два других разных цветка.
Мы рисуем кулачками, а затем уже средними пальцами прорисовываем контуры цветка. Одновременно, разные контуры.
Вы представляете, что сейчас в голове у вас происходит? Правая работает по-одному, левая – по-другому. Но при этом, обе работают.
Вы поняли, как много вы всего можете? Самооценка ваша повышается?
Вообще работа с манкой она уникальная, она всегда работает на повышение самооценки человека, чтобы вы не нарисовали, все равно получается красиво, даже если вы не умеете рисовать. Манка - это такой материал, обреченный на эстетический компонент.
5. Идем дальше. Соберите манку в кучку и нарисуйте двумя руками одновременно картину на тему: «Дом, в котором мне хорошо!». И после этого, двумя большими пальцами прорисуйте контуры этого дома. Дом, в котором мне хорошо.
Рефлексия.
Сейчас, пожалуйста, скажите одним словом, что в эмоциях сейчас, какое состояние после проделанной работы.
Ответы участников
Идея понятна?
Помимо работы над развитие полушарий мы работаем на релаксацию, повышение самооценки, снятие эмоционального напряжения. Т.е., с помощью одного упражнения, решаем целый комплекс задач. Об этом я говорила ранее.
Мне хотелось бы узнать, будете ли использовать эту технику на занятиях?
Ну, и в заключении мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете после моего мастер-класса и получить небольшой отзыв о нашей с вами работе на этом мастер-классе. Понравилось- не понравилось, пожелания, рекомендации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителе "Полушарное рисование песком"
Рисование сразу двумя руками развивает межполушарную асимметрию, то есть взаимодействие правого и левого полушарий мозга. Когда наши полушария «дружат», мы становимся быстрее и с...
Мастер-класс «Полушарное рисование песком»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Ярсалинский детский сад «Солнышко» Мастер-класс «Полушарное рисование песком&ra...
Коррекционно-развивающий проект «Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ 4-5 лет»
Коррекционно-развивающий проект«Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работес детьми с ОВЗ 4-5 лет» Тема...
Мастер-класс для педагогов «Использование кинетического песка в коррекционно-развивающей работе педагога»
Мастер-класс для слушателей курсов «Педагоги ДОО АООП»...
Использование светового стола для рисования песком в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
Световой стол для рисования песком является незаменимым инструментом в работе логопеда. Ведь он помогает детям не только развивать мелкую моторику рук, но и улучшать речевое развитие....
Мастер-класс для педагогов "Использование пособия "Прозрачный мольберт" в коррекционно-развивающей работе педагога с обучающимися с ОВЗ
Мастер-класс для педагогов "Использование пособия "Прозрачный мольберт" в коррекционно-развивающей работе педагога с обучающимися с ОВЗ...
Конспект занятия по рисованию в старшей группе с использованием техники правополушарного рисования "Грачи прилетели" план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Цель: формировать восприятие живописи и красок весны, эмоциональное развитие дошкольников.Задачи занятия: Образовательная: познакомить детей со способами изображения весны в творчестве ...