Азбука общения с ребенком
консультация (старшая группа)

Боброва Елена Александровна

Общение с родителями  первостепенная необходимость для ребенкатак как это способ обрести первый социальный опытнаучиться взаимодействию с другими людьми. Это общение становится не только возможностью поделиться информацией или эмоциями, но и реализует потребность ребенка находиться в кругу близких людей, ощущать свою значимость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_roditeley_22.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации для родителей

 

Азбука общения с ребенком

 

 

«Как слушать ребенка»

Активно слушать ребенка- значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив (озвучить) его чувство.

-  Если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно, чтобы ваши и его глаза находились на одном уровне.

- Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.

- Очень важно в беседе держать паузу (пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом).

Рекомендации:

В повседневном общении замечайте моменты различных переживаний ребенка: когда он расстроен, боится, не хочет, устал, увлечен, нетерпелив, рассержен, обижен, называйте их в вашем обращении к нему. Не забывайте о повествовательной (не вопросительной) форме ваших реплик и о паузе ваших ответов.

 

«Что нам мешает слушать ребенка»

Неудачные высказывания (наши автоматические реакции):

-  Приказы и команды.

- Предупреждения, предостережения и угрозы.

- Мораль, нравоучения и проповеди.

- Советы и готовые решения.

- Доказательства, логические выводы, нотации и лекции.

- Критика, выговоры и обвинения.

- Похвала.                                      

-  Обзывания и высмеивания.

-  Догадки и интерпретации.

- Выспрашивания, расследование.

- Сочувствие на словах, уговоры и увещевания.

-  Отшучивание и уход от разговора.

Часто родители спрашивают: «Что делать, если ребенок настойчиво требует невозможного, при этом плачет, или очень расстроен?»

Ответ: «Попробуйте его активно послушать. Ваши первые фразы, в которых он увидит участие, могут несколько смягчить обстановку. Вслед за этим попробуйте помечтать вместе с ним о невозможном.

Когда дети и родители мечтают вместе, ребенок знает, что взрослый слышит и разделяет его чувства.

 

 

«Чувства родителей. Как с ними быть?»

Что же делать, когда родителей переполняют эмоции?

Правило №1: если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом это – «Я- сообщение» (мне не приятно, я волнуюсь, я огорчен). Как же сказать о своих чувствах ребенку, чтобы это не было разрушительно ни для него, не для вас?

Правило №2: когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о ребенке и его поведении.    

Правило№3: не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей остановке, чтобы предупредить нежелательное поведение ребенка

Правило№4: чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка

 

 

 

«Если ему трудно»

Урок третий

Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно ему помогите. Очень хорошо начать со слов «Давай вместе». Они открывают ребенку дверь в область новых умений, знаний и увлечений:

- возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому;

- по мере освоения ребенком новых ему действий постепенно передавайте их ему.                                                                       

Завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с вами. Опасности, которые вас подстерегают:

- слишком рано переложить свою часть действий на ребенка (приведет к потери желания заниматься этим делом);

- слишком долгое и настойчивое участие родителя (никакого развития самостоятельности и потеря желания).

Рекомендации:

1. Выберите для начала какое-нибудь дело, которое не очень хорошо получается у вашего ребенка. Предложите ему «Давай вместе!» Посмотрите на реакцию; если он проявит готовность, займитесь с ним вместе. Внимательно следите за моментами, когда вы можете ослабить ваше участие, но не делайте это слишком рано и резко. Отметьте успехи ребенка, поздравьте его, а заодно и себя!

2. Выберите пару новых дел, которые вы хотели бы, чтобы ребенок научился делать сам. Повторите предыдущую процедуру. Снова поздравьте с успехами его и себя.

3.  Обязательно в течение дня поиграйте, поболтайте, поговорите по душам с ребенком. Чтобы время, проводимое с вами, было для него положительно окрашено.

 

Урок четвертый

 

«А если не хочет?»

В чем причина непослушания? Возможно в отрицательных переживаниях ребенка. Чаще они возникают из-за проблем во взаимоотношениях между вами и ребенком. Прислушайтесь к тому, как вы общаетесь с ним. Главное условие общения - дружелюбный тон. Ведь вместе- значит на равных.

Ребенок легче и быстрее учится организовывать себя и свои дела, если на определенном этапе ему помочь некоторыми внешними средствами соответственно возрасту (картинки для напоминания, схемы, инструкции). Опасность: (причины конфликтов при попытке сотрудничать с ребенком) – стать излишне заботливыми родителями, которые хотят для своих детей больше, чем сами дети.

Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному интересу и желанию. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему (соответственно возрасту ребенка). Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть, и становиться «сознательным».

Рекомендации:

1. Выберите одно из тех дел, на почве которых у вас с ребенком есть столкновения, которые, по вашему мнению, он может и должен выполнять сам.

2. Придумайте какое-нибудь внешнее средство, которое могло бы заменить ваше участие в том, или ином деле ребенка (схема, рисунок, картинки). Обсудите и обыграйте с ребенком это вспомогательное средство. Убедитесь в том, что ему удобно им пользоваться.

3. Возьмите лист бумаги, разделите его вертикальной линией пополам. Над левой частью напишите «Сам», над правой «Вместе». Перечислите в левой части те дела, которые ваш ребенок делает сам, в правой- те, в которых вы обычно участвуете (желательно это сделать вместе с ребенком). Потом, посмотрите, что из колонки «Вместе» в ближайшем будущем можно переместить в колонку «Сам». Обязательно отмечайте его успехи

Продолжение следует!

 

 

 

Азбука общения с ребенком

 

Принимать ребенка - значит любить его, не за то, что он красивый, умный, способный и т.д., а просто так, просто за то, что он есть!

Что это означает:

- Ребенок должен чувствовать, что он вам нужен (об этом нужно чаще ему говорить);

- Ребенку нужен для гармоничного развития ваше принятие и эмоциональный отклик;

- Можно выражать свое недовольство отдельными поступками ребенка, но не самим ребенком;

-  Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства;

-  Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическими, иначе оно перерастет в неприятие его.

Рекомендации

1. Подсчитайте, сколько раз в течение двух-трех дней вы обратились к своему ребенку с радостным, эмоциональным высказыванием, а сколько с критикой, замечанием, упреком. Положительного должно быть больше.

2. Обнимайте своего ребенка не менее четырех раз в день (утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считается).

3. Выполняя предыдущие задания, обратите внимание на реакции ребенка, и свои чувства тоже. Они изменились?

Урок второй

Что, если ребенок не слушается, или делает «не то»? Указывать на ошибки с особой осторожностью:

-  Не замечать каждую ошибку;

- Ошибку лучше обсудить потом, в спокойной обстановке, а не в тот момент, когда ребенок увлечен делом;

- Замечания нужно делать на фоне общего одобрения;

- Не вмешиваться в дело, которым занят ребенок (если это не опасное занятие), если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете развивать уверенность в своих силах и самостоятельность.

Рекомендации

1. Представьте себе круг дел, с которыми ваш ребенок в принципе может справиться самостоятельно, хотя и не всегда совершенно.

2. Для начала выберите из этого круга несколько дел и постарайтесь ни разу не вмешаться в их выполнение. В конце одобрите старания ребенка, несмотря на результат.

3. Запомните две-три ошибки ребенка, которые показались вам особенно досадными. Найдите спокойное время и подходящий тон, чтобы поговорить о них.

Продолжение следует!

 

Дошкольник и компьютер

 

Современные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок. Но также оживают и предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадая в компьютерную игру, они создают особый мир, похожий на реальный, но и отличающийся от него.

Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но и получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация.

Одна из важнейших функций компьютерных игр – обучающая.

В этих играх ребенок начинает очень рано понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, но только знаки этих реальных вещей. В различных играх эти знаки или символы реальных предметов усложняются, становятся все более и более, обобщенными и все меньше походят на окружающие реальные предметы. На компьютере ребенок занимается с удовольствием, и никогда не будет возражать против предложения позаниматься на компьютере. Это связано с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для детей как любая новая игрушка.

Итак, компьютер развивает множество интеллектуальных навыков. Но есть одно "но".

- Нельзя забывать о золотой середине, о норме. Всякое лекарство может стать ядом, если принято в не разумных дозах.

-Нужно понять, что компьютер - это не волшебная палочка, которая за один час игры сделают ребенка сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых.

Существуют определенные ограничения по времени.

Так детям 3-4 лет не рекомендуется сидеть перед экраном больше 20 минут, а ребятам 6-7 лет можно увеличить время ежедневной игры до получаса.  Чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье.

При всем преимуществе компьютерных игр они все же воздают иллюзию общения и не приводят к формированию навыков настоящего общения. Особенно это опасно для застенчивых детей. Реальное общение доставляет им психоэмоциональное напряжение, ставит их в состояние стресса, и тогда на смену ему приходит псевдообщение. Компьютер дает возможность перенестись в другой мир, который можно увидеть, с которым можно поиграть.

В тоже время ребенок все больше отвергает реальный мир, где ему грозят негативные оценки и необходимость что-то менять в себе. Такой уход в искусственную реальность может сформировать у ребенка подобие психологической зависимости от компьютера.

Как определить момент наступления утомления у детей при работе на компьютере?

Уровень эмоциональной восприимчивости зависит от индивидуальных различий по состоянию здоровья, особенностей их нервной системы и других психофизиологических показателей. В связи с этим у разных детей и сроки наступления утомления могут быть различными: у одного - через полчаса, у другого - через 10 минут, а третий может вообще отказаться от работы в самом начале занятия на компьютере. Кроме того, следует также учитывать самочувствие ребенка в данный момент. Особое внимание необходимо обращать и на особенности личности ребенка: медленного или быстрого он темперамента, впечатлительный или заторможенный, самоуверенный или встревоженный, неуверенный в себе.

Детей от 6-ти до 9-ти лет уже можно обучать работать с информацией. Для начала это лучше делать в игровой форме. Научите ребенка самостоятельно открывать папки и файлы. Объясните ребенку, что с помощью компьютера можно не только играть, но и узнавать много интересных вещей. Сейчас существует огромное количество детских сайтов, где ребенок может играть в развивающие игры и параллельно познавать всемирную паутину. Постепенно научите пользоваться поисковыми системами. В таком возрасте не стоит оставлять его самого за компьютером, так как он еще не понимает многих вещей.

¬ Не стоит забывать о контроле. Если Вы к такому возрасту научили ребенка контролировать свое время проведения за «чудо машиной» - это замечательно. Можно использовать специальные программы, которые будут напоминать ребенку о времени и при необходимости выключать компьютер.

¬ Не стоит опасаться пагубного влияния компьютера, при правильном подходе, он будет приносить только пользу. Навыки владения «чудо машиной» обязательно пригодятся ребенку в будущем. А станет он верным другом или врагом, зависит только от нас.

 

 

 

О воспитании правдивости в детях

 

Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Поговорим о честности!

- Честность, правдивость важно формировать с самых ранних лет. Вся обстановка детского сада и семьи, характер взаимоотношений взрослых с детьми должны способствовать воспитанию у них честности и правдивости. Быть честным и правдивым - это значит открыто заявлять о своем мнение, желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершенном поступке, не боясь наказания, хотя и испытывая чувство неловкости и вины. Малыши по своей природе открыты и простодушны, они не склонны хитрить и обманывать. Вот почему чем раньше ребенок овладеет понятиями нравственности, тем вероятнее, что он сохранит в себе прямодушие и искренность.

Каковы причины детской лжи?

- Проявление лжи - это чаще всего вынужденный поступок в ответ на неправильные действия взрослых:

- боязнь наказания за поступок,

- стремление переложить свою вину на другого ребенка,

- желание получить незаслуженную награду.

Например, отец пообещал купить сыну игрушку при условии, если он будет следить за своим костюмом. Ребенок, увлеченный игрой с песком, испачкал костюм. Желание получить игрушку было настолько велико, что побудило его к обману: в ответ на упрек отца он уверяет, что его толкнули.

Лживость следует отличать от тех случаев, когда ребенок фантазирует.    Фантазируя, малыш выражает подчас те желания, которые ему недоступны в жизни. Вот почему он часто выдает желанное за действительное, не имея ни малейшего намерения обмануть: с легкостью придумывает истории, в которых он главное действующее лицо; рассказывает о приключениях, где он выглядит храбрым и умным, находчивым и ловким.  

Задача взрослого в этой ситуации, не обижая ребенка, щадя его самолюбие, не разрушая его мечты, дать понять: всем ясно, когда он правильно передает события, а когда искажает их, т.е. деликатно показать - выдумке не верят. 

Дети часто действуют под влиянием чувств: увидел - понравилось - захотелось - взял; что расстаться с понравившейся вещью - выше их возможностей - не могут побороть желание усилием воли; что они не знают многих общественных понятий. Ребенку трудно понять, почему найденную вещь возвращают хозяину. "То, что я нашел, - это мое, решают дети. В этом свою роль играет пословица, которую слышат дети "Что упало, то пропало" и считают, что тот, кто нашел и не считается следующим хозяином. Как вы думаете, какими мотивами действует ребенок?

1. Взял вещь потому, что она очень понравилась и хочет поиграть с ней или показать близким.

2. В группе мало игрушек, дети, любимые игрушки прячут.

Среди старших дошкольников бывают случаи сознательного присвоения вещей или нарушения правил в играх, в отношениях друг с другом. И все с целью личной выгоды, лидерства. Если ребенок допустил нечестный поступок впервые, воспитатель тактично разъясняет: "Ты хороший, а поступил плохо. Только знание истинной причины, побудившей ребенка утаить правду или взять чужое, поможет воспитателю определить свое действие в каждом конкретном случае. Безусловно: ребенок в силу психологических особенностей может ошибаться, но всегда способен устоять против соблазна, иногда даже пытается делать "пробы" в нечестных поступках. 

Как вы думаете, что способствует формированию у детей честности и правдивости? Какая обстановка должна преобладать в детском саду и дома? Организуя жизнь ребят в детском саду, руководя различной их деятельностью, воспитатель влияет на их поведение и взаимоотношения, нравственное развитие в целом, ибо правдивость, честность не формируются изолированно от моральных основ личности. Именно вместе с расширяющимся кругом нравственных представлений дети более глубоко осмысливают, что значит быть правдивым, честным в действиях. Этому способствует правила, которые ориентируют их, как поступать по законам совести. Итак:

- игрушки и вещи детского сада принадлежат всем детям;

- в распределение ролей в играх, в установлении очередности будь честен и справедлив;

- соблюдай правила игры;

- любое поручение выполняй добросовестно;

- дал слово - держи его;

- умей открыто признаться в своей вине, не перекладывай вину на другого;

- не бери без спросу чужого;

- сломал игрушку, открыто признайся воспитателю.

И в этом плане неоценимый помощник - художественная литература. На примерах художественной литературы и жизненных ситуаций, а также опираясь на стремление самого дошкольника быть хорошим, воспитатель подводит детей к очень важным понятиям: хороший человек честен, правдив, справедлив; он честен и добросовестен в труде; справедлив и правдив в отношениях с людьми на работе и у себя дома. Хорошие дети поступают так же. Эти правила станут жизненным правилом, регулирующим поступки детей, если воспитатель опирается на их чувственный опыт: любое правило, эмоционально пережитое, осмысливается более глубоко. В этой связи особое значение приобретают беседы на этические темы. Взрослый может ставить детей перед решением этических задач, опираясь на конкретные, доступные для них ситуаций. Решающую роль в воспитании честности, правдивости играет положительный опыт, главным образом приобретаемый детьми в повседневной жизни - в играх, на занятиях, в выполнение трудовых обязанностей. Задача родителей - воспитывать у детей брезгливость ко лжи, как чему - то запрещенному, некрасивому, унижающему достоинству человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Азбука общения с ребенком».

Консультация для родителей на тему: «Азбука общения с ребенком»....

рекомендации для родителей "Азбука общения с ребенком"

рекомендации для родителей "Азбука общения с ребенком"...

Консультация для родителей "Азбука общения с ребенком"

Четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей:1. Борьба за внимание.2. Борьба за самоутверждение.3. Обида (желание отомстить).4. Потеря веры в собственный успех.Чтобы не допускать глубок...

Конспект деловой игры с родителями «Азбука общения с ребенком» в средней группе

Целью родительского собрания "Азбука общения с ребенком является   повышение компетентности родителей в вопросах развития, воспитания и образования детей, улучшение взаимопонимание межд...

Азбука общения с ребенком

Четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей:1. Борьба за внимание.2. Борьба за самоутверждение.3. Обида (желание отомстить).4. Потеря веры в собственный успех.Чтобы не допускать глубок...

Консультация для родителей "Азбука общения с ребенком"

Принимать ребенка - значит любить его, не за то, что он красивый, умный, способный и т.д., а просто так, просто за то, что он есть!...