ПРИЧИНЫ ЗАДЕРЖКИ В ОБЩЕМ РАЗВИТИИ
консультация (средняя группа)

Макарова М А
ДЕФИЦИТ ОБЩЕНИЯ В психологической литературе описан случай, когда мать, уходя на работу, запирала ребенка на весь день одного в доме. В другом случае ребенок оставался на попечении глухой бабушки. В третьем — ребенка «подбрасывали» соседке, которая в основном заботилась лишь о том, чтобы как следует его накормить да вовремя забрать у него из рук то иголку, то ножницы, то какой-нибудь еще опасный предмет. Особенно досадными являются те случаи, когда взрослые создают дефицит общения, уклоняясь от всех контактов с ребенком, кроме «деловых» (накормить, переодеть, уложить спать и т. д.), просто потому, что им такие контакты малоинтересны. В этих случаях у них всегда находится множество причин не заниматься ребенком и предоставить его самому себе — усталость после работы, необходимость отдохнуть, масса всяческих домашних дел и т. п. Особенно тяжело сказывается на развитии ребенка дефицит материнского общения в первые 2—3 года жизни. Это время является исключительно важным периодом в развитии ребенка, а наиболее тесные контакты у него в это время существуют именно с матерью. Собственно, это продолжение тех естественных контактов, которые начались еще раньше, когда мать баюкала его, пеленала, кормила, делала ладушки, когда он первым из всех человеческих лиц научился различать лицо матери и встречать его радостной улыбкой и общим оживлением. ✖ КОНФЛИКТЫ В СЕМЬЕ Вторым неблагоприятным для детей моментом, тяжело отражающимся на их развитии, являются конфликтные отношения в семье, особенно если они усугублены алкоголизмом родителей. Обстановка постоянного страха, подавленности, загнанности сопровождает всю жизнь ребенка в такой семье. Легко можно представить, каким было его дошкольное детство, если в ответ на требование учителя придумать простое предложение он выводит в своей тетради: «Папа пил. Папа бил.» (реальный случай из школьной практики автора). ✖ НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ ОБЩЕНИЯ Общение может быть продолжительным по времени, так что о дефиците говорить тут вроде бы не приходится, и в то же время до крайности обедненным. Обедненным либо в интеллектуальном, либо в эмоциональном плане. Словарный запас нормального ребенка, приходящего в школу, обычно составляет 4—5 тысяч слов. Но попадаются семьи, где мать, общаясь с ребенком, обходится двумя-тремя сотнями слов. — Сервантеса читала? — Не-а. А про чево там? — Как один чувак начитался романов и окосел. С интеллектуальной неполноценностью общения тесно соседствует эмоциональная неполноценность. И опять-таки это, как правило, следствие убогости эмоциональной жизни семьи. В такой семье дети не привыкли ничему удивляться, ничему поражаться, потому что такое чувство изумления чуждо взрослым. Они не в состоянии почувствовать юмор в словах другого человека, буквально воспринимают сказанные в шутку слова. КАК ИЗБЕЖАТЬ ЗАДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ? Во-первых, не жалеть времени на то, чтобы разъяснять ребенку происходящее. В меру возможного делать его самого участником действия («Ну-ка выбери нам два пакетика с молоком сам»). Если вы заняты и спешите, то лучше просто не брать ребенка с собой, чем сводить его роль к обычному: «Стой, не вертись!» Во-вторых, постарайтесь, чтобы по возвращении ребенок рассказал о своих впечатлениях. Наиболее естественный для этого прием - рассказ домашним о том, что было. И пусть они отнесутся с полной заинтересованностью к рассказу, задают вопросы! Проявление невнимания («Не мешай, помолчи!») способно надолго отбить у ребенка охоту к таким рассказам. В-третьих, желательно, чтобы вновь полученные впечатления и знания ребенок включил в игру. Пусть мишка делает закупки у куклы, кукла отправляет посылку слоненку и т. д. Чаще всего ребенок и сам, по своей инициативе, начинает играть в соответствующие игры. Но иногда надо натолкнуть его на это, принять на первых порах участие в игре и т. д. Бардин К. В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины задержки речевого развития у детей раннего возраста

Причины задержки речевого развития у детей раннего возрастаПод причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействие, которые опр...

«Особенности развития речи детей 3–4 года жизни и причины задержки речевого развития»

Речь – одна из наиболее мощных факторов и стимуляторов развития ребенка в целом.Речь - основное средство общения людей, орудие мышления и одновременное его необходимая основа. Мыслительная операц...

Причины задержки развития речи

1. Нарушение слуха. Если есть проблемы со слухом (в том числе постоянные серные пробки) - возникают проблемы и с речью.2. Невостребованность речи....

7 ПРИЧИН ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В консультации для родителей "7 причин задержки речевого развития ребенка" рассказывается, какие распрастранненые причины со стороны взрослого, пагубно влияют на развитие речи у ребенка!...

Развитие детского лексикона в онтогенезе. Основные этапы и причины задержки речевого развития.

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения от окружающих его взрослых (воспитатель, родители),   т. е. овладение речью находится в прямой зависимости ...

Презентация "Развитие детского лексикона в онтогенезе. Основные этапы и причины задержки речевого развития".

Речь является важнейшим средством организации эффективного социального взаимодействия между ребенком и взрослыми. Первые слова все маленькие дети произносят к 1 году. Эти слова похожи у всех детей: &l...