Презентация "Превращение тревоги в ресурс"
презентация

Яковлева Елена Петровна
Любое качество в нашем характере одновременно является и недостатком и достоинством. Например, общительность в неподходящее время может проявляться как навязчивость, а молчаливость, может быть интерпретирована как дар скромности. Секрет лишь в том, как мы выбираем относиться к своим качествам. И тревожность в этом контексте не исключение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл resurs.pptx594.39 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МДОУ ДС Семицветик г. Краснослободска «превращение тревоги в ресурс» Д окладчик тьютор МДОУ ДС Семицветик г. Краснослободска Яковлева Елена Петровна

Слайд 2

Любое качество в нашем характере одновременно является и недостатком и достоинством. Например, общительность в неподходящее время может проявляться как навязчивость, а молчаливость , может быть интерпретирована как дар скромности. Секрет лишь в том, как мы выбираем относиться к своим качествам. И тревожность в этом контексте не исключение.

Слайд 3

Как завести дружбу с тревожностью? Существует 2 способа обращения с тревогой: углубление и рассеивание Рассеивание – вектор «вовне», использование энергии тревоги в свою пользу. На ум приходят такие «приступы поведения» при тревожном состоянии, как позаниматься спортом, прибрать квартиру, срочно и внезапно перегладить гору постиранного белья в доме, неотложно приготовить ужин из трех блюд на шесть персон и т.д.; другими словами – процесс канализации энергии тревоги «из себя».

Слайд 4

Углубление – это процесс обращения внутрь себя, замедление и возможность прислушаться к своим ощущениям, замечание тревоги, деликатный поиск контакта со своей тревогой .

Слайд 5

схема Стратегии углубления на пути к поиску контакта со своим состоянием. Вот так она выглядит в круговой диаграмме: Позволение, Принятие и Объятие – три этапа алгоритма перевода любого недостатка в достоинство. Рассмотрим эти этапы на примере тревожности.

Слайд 6

Первый этап – «Позволение». Самое дистантное отношение к тревоге. На этом этапе мы всего лишь наблюдаем за своей тревогой со стороны ; пытаемся присматриваться к ней как к объекту как будто постороннему, но имеющему отношение к нам; пробуем на вкус идею того, что тревога есть в нашей жизни; учимся допускать ее в своей жизни . Стоим на другой стороне дороги и просто наблюдаем за своей тревогой. Позволение – это этап, когда никто и ничто не нарушает ваши границы, а значит, есть возможность сколько угодно долго находиться на этой ступеньке. Ровно до того момента, пока вы не ощутите, что вам уже невероятно комфортно в этом месте своих отношений с тревогой; что вы точно знаете: тревога часть моей жизни, и с уважением относитесь к этому знанию. Именно тогда можно переходить к следующему этапу (Принятие).

Слайд 7

Упражнение «Позволение» Каждый раз, когда вы замечаете свое тревожное состояние по факту или постфактум, проговаривайте вслух несколько фраз : 1. «Здравствуй, тревога!» 2. «Я вижу тебя» 3. «Я позволяю тебе быть » Далее безоценочно наблюдаете за своей реакцией и ощущениями. Просто наблюдаете. Не стоит недооценивать это упражнение. Оно очень эффективно, так как помогает остановить и сфокусировать внимание на действительно важном – вашем актуальном эмоциональном состоянии, что еще и само по себе снижает тревожный фон.

Слайд 8

Второй Этап - «Принятие» Принятие – этап установления отношений с тревогой. Поиск путей взаимодействия. Принятие – это и процесс, и результат. Что именно нужно делать, чтобы разрушить негативные паттерны и сформировать работающие позитивные паттерны нашего с вами поведения . Никакой мистики – чистые химия, физика, медицина и биология в широком смысле этого слова.

Слайд 9

Упражнение «Исследование неадаптивного паттерна тревожности» Приготовьте ручку и бумагу с твердой основой, чтобы писать. Поставьте два стула. На один из них присядьте сами, на втором представьте человека из родных, близких или знакомых, которому вы доверяете. Теперь поговорите с вашим «слушателем». • Что именно тревожит меня? • Как часто я тревожусь по этому поводу и вообще в жизни? • Что запускает процесс тревоги во мне, что является триггером, спусковым крючком? • С какого момента я ощущаю тревогу? • Что происходит со мной сейчас, когда я рассказываю об этом? • Какие ощущения в теле я испытываю? • Какие чувства я переживаю в момент рассказа истории о тревожном случае? • На что похожи/что напоминают мои переживания? • Какие образы, ассоциации возникают в момент моих тревожных переживаний? • Какого возраста «я – тревожный»? • Какой импульс рождается у меня внутри исходя из этих ощущений и чувств, которые я переживаю (свернуться калачиком, оттолкнуться, сбежать и другие)?

Слайд 10

Упражнение «Поиск позитивных паттернов» А теперь представьте одного человека из вашей реальной жизни, а может быть героя фильма, который является для вас примером того, как можно достойно, по вашему мнению, справляться с тревожностью. Рассмотрите этого человека в своей фантазии подробно: во что он одет; как сидит или стоит; какие у него глаза; что сообщает его поза; какую эмоцию несет выражение его лица; как он дышит; как расположены его руки, ноги; куда он смотрит и т.д. Если вам удалось подробно рассмотреть этот образ, то пора переходить к вопросам : За что я уважаю его в этой ситуации? Что принципиально отличает меня-тревожного от этого человека? Какие качества помогали ему/могут помочь мне в этой ситуации? Какое послание он транслировал/- ует миру? Как он вел себя в тревожной ситуации, с которой справился? Какими способами справиться с тревожностью он обладает (пофантазируйте)? Просит ли он помощи у окружающих? Если просит, то у кого и какой помощи? Что поддерживает его в тревожной ситуации? На что внутри себя он опирается в сложные моменты? Чему я хочу у него научиться? Как ощущает себя в тревожной ситуации этот человек? Как этот человек ощущает себя, выйдя из тревожной ситуации с успехом? Какие ассоциации вызывает поведение этого человека, преодолевшего свою тревогу?

Слайд 11

Упражнение “Принятие как ощущение и результат работы над собой” Уединитесь. Выберите музыку. Включите. Подготовьте лист бумаги и цветные карандаши (именно карандаши). А теперь освежите свой список из предыдущего упражнения. У вас есть образ того, какой вы есть, принимающий свою тревогу. Нарисуйте себя таким. Это может быть динамический рисунок («Я в действии и в какой-то обстановке»), или статический («Просто я, спокойный»), или даже абстрактный (как цвет, фигура или образ себя-устойчивого ). Самое важное в этом упражнении, пожалуй, просто ощущение. Отпустите свои мысли, не придавайте значение деталям рисунка, наслаждайтесь тем, что ощущаете в процессе рисования. Это то, к чему вы шли – приятные ощущения от взаимодействия со своей тревогой . Д ля нервной системы нет разницы в том, на самом ли деле вы имели какой-то опыт в реальности или только представляли его, ощущая. Психика одинаково уважительно относится и к вашим реальным действиям, и к вашим переживаниям. Для нас это значит, что, даже просто ощутив какой-то эмоциональный опыт, пусть его не было пока в реальности – мы уже СДЕЛАЛИ ЭТО НА САМОМ ДЕЛЕ!

Слайд 12

Этап 3. Объятие Объятие – этап наслаждения своей особенностью, активное взаимодействие с тревогой как ресурсом. Это и вектор вглубь себя (заметьте, диаграмма как бы уплотняется к центру), и одновременно наружу, потому что символизирует творческое приспособление, движение вовне, возможность делиться своей энергией.

Слайд 13

Упражнение «Медитация ощущений» А теперь представьте, что ваше желание – исполнилось. Крайне важно представить, что это происходит прямо сейчас или только что произошло. Внимательно рассмотрите все детали происходящего: – Где вы находитесь? – Что это за ситуация? – Кто рядом с вами? – Какая там обстановка? – Какие звуки и запахи вы слышите и ощущаете? – Какие цвета вокруг себя замечаете? – Как ощущает себя ваше тело? – Что вы чувствуете? Радость? Облегчение? Нежность? Благодарность? Или что- тоеще ? – Какие ощущения вы испытываете? Тепло в животе? Расслабление плечевой зоны? Лучи солнца на щеках? Покой? Уют? Или что-то еще совсем неожиданное? – Как вы переживаете то, что происходит? Ощущаете слезы? Или радость и легкость от нового ощущения? Или что-то еще? Позвольте себе не торопиться и сполна насладиться этим новым состоянием .

Слайд 14

Это упражнение может не получиться сразу. Нервная система крайне ригидна , ей нелегко перестраиваться на новый тип мышления и ощущений. Это связано с тем, что организм стремится к стабильности, ибо обеспечивает жизненно важные функции для человека, и в этом смысле – смена паттерна поведения для психики – серьезный сбой, который, однако, «лечится», регулярностью выполнения. Вспомните первый день тренировок в фитнес-клубе: на следующий день все болит, но позже при регулярных занятиях проходит, и тело уже даже нуждается в нагрузках. Повторяйте это упражнение столько, сколько понадобится, и очень скоро вы почувствуете перемены в ощущениях, заметите свое движение к спокойствию, или изменение отношения к тревожности.

Слайд 15

Тревожность – неприятное, но очень ценное чувство, которое сообщает, что сейчас или когда-то ранее было опасно . Тревожность – это такая грань нашего характера, которая может стать ресурсом, как и все в этом мире, если найти контакт с этим, научиться взаимодействовать . СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детские тревоги. Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста

Среди дошкольников, поступающих в школу, много тревожных детей. При поступлении в школу у них могут возникнуть проблемы: неуверенность, страхи, так называемые школьные неврозы. Детский сад посещают де...

конспект занятия по ФЭМП:"Тем, кто дружен не страшны тревоги, нам любые по плечу дороги!"

Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе МБДОУ №53 для детей с нарушением зрения в соответствии с ФГТ....

РАЗГОВОР С РОДИТЕЛЯМИ «ПОЧЕМУ МЕДИКИ БЬЮТ ТРЕВОГУ»

Врачи пришли к выводу: большинство детейстрадает гиподинамией - пониженнойподвижностью, так как все меньше временипроводят в подвижных играх, увлекаютсякомпьютерными играми, смотрят телевизор....

Тревоги родителей и детская застенчивость

Я, Панченко Елена Владимировна, воспитатель «Детского сада комбинированного вида № 24», работаю на коррекционной группе с детьми старшего дошкольного возраста....

Интернет ресурсы дошкольного образования.( полезные ссылки на ресурсы, посвященные вопросам дошкольного воспитания)

Даны ссылки на интернет ресурсы дошкольного образования, которые можно использовать в соей работе...

Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в работе учителя-дефектолога

У большинства современных детей, посещающих ДОУ, имеются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различная степень моторного недоразвития, несформированность прост...